Собирателям Святой Руси

О новой книге Станислава Минакова «Райские отсветы в земных сумерках»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
536
Время на чтение 9 минут
Собирателям Святой Руси

В книге писателя, публициста, давнего автора «Столетия», а также многих других литературных журналов и интернет-сайтов Станислава Минакова «Райские отсветы в земных сумерках» (Белгород, 2017) собраны эссе о знаковых и значимых людях в отечественном искусстве.

Любопытен зачин книги. Писатель рассуждает о гениальности и святости, опираясь на размышления по этому поводу Николая Бердяева, и полемизирует с ним на тему русского космизма. Выразителями космического масштаба русской культуры в одном из главных временных срезов автору эссе видятся: в религии - преподобный Серафим Саровский, в искусстве - Александр Пушкин, в науке - Николай Лобачевский. О нераздельности этой триады Минаков говорит так: «Разве в речах преп. Серафима, а более всего, в знаменитой беседе с Н.А. Мотовиловым о стяжании Святого Духа, отсутствуют признаки искусства и науки? Или теория Лобачевского не прекрасна? И коль она есть прорыв к свету истины, то разве она не религиозна?».

Интересен в первой главе книги ряд «стиховых слов» старцев, собранный автором в статью под названием «Богово - дорого, бесово - дёшево». Это и душеспасительные рассуждения прославленных и не прославленных святых, и присказки, притчи, стихи, в которых видится красота народного фольклора и глубина канонического святоотеческого учения.

Вот, к примеру, высказывание архимандрита Павла (Груздева): «Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы» или афоризм архимандрита Кирилла (Павлова): «Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны».

По этому начальному аккорду читатель понимает, что дальнейшие размышления автора - о поэте А. Пушкине и художнике В. Васнецове, об отце и сыне Тарковских, о М. Булгакове и М. Пришвине, о фронтовых писателях К. Воробьёве и Е. Носове - будут также в свете православного учения.

Эссе о художниках А. Саврасове, Г. Мясоедове, В. Серове, М. Нестерове, И. Горюшкине-Сорокопудове, а также о композиторе В. Агапкине и скульпторе П. Барановском вошли во вторую часть книги. В очерке о Михаиле Нестерове автор книги напоминает нам не только о великом живописце, но и о человеке с чёткой гражданской позицией, который писал: «Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачёркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое. ...Одна чёрная дыра, и из неё валят смрадные испарения "товарищей" - солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей...». С. Минаков, оценивая творчество любимого Нестерова, в котором сошлось, многое дорогое русскому сердцу, пишет: «Кажется, вся Святая Русь на время ушла под воды этого нестеровского озера, чтобы через десятилетия объявиться». Да, эти подвижники XX века неимоверными трудами спасали для будущего традиционную культуру: живопись, архитектуру, музыку. Благодаря им русское искусство выжило в советской плавильне.

В статье о выставке Валентина Серова, прошедшей в Москве в 2015 г., Минаков показал, как подлинное реалистическое искусство может сплотить, собрать народ. Очерк так и называется - «Паломничество к Серову». Все, посетившие эту выставку, выстояв на морозе по нескольку часов, согласятся с автором и наверняка поддержат идею о том, что стране - столице и провинции - необходимы музеи любимых народом художников - классиков и современников.

Ещё одна скрепа в формировании национального самосознания - это наша фронтовая поэзия и проза. Эссе о писателях, участниках Великой Отечественной, начинают третью главу книги «Райские отблески...», а завершают её раздумья о творчестве Валентина Распутина и Александра Вампилова.

Плеяда писателей-фронтовиков... Эти люди прожили настоящую, а не компьютерную, не пластмассовую жизнь. У них были чёткие понятия о добре и зле, воля к жизни, любовь к родной земле.

Вот судьба одного из них - курского писателя Константина Воробьёва, о которой напоминает нам автор книги: «В октябре 1941 г. с ротой кремлёвских курсантов он ушёл на фронт и в декабре под Клином попал в плен. ...Прошёл клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский немецкие лагеря для военнопленных, паневежисскую и шяуляйскую тюрьмы в Литве. Дважды бежал. В 1943 г. в шяуляйском подполье, когда был вынужден скрываться на конспиративной квартире после разгрома его подпольной группы, за 30 дней написал повесть "Дорога в отчий дом" о пережитом в плену. С сентября 1943 г. по август 1944-го двадцатичетырёхлетний Воробьёв командовал отдельной партизанской группой в составе отряда "Клястутис" в литовских лесах».

Согласитесь: неслабое начало жизни!

Через осмысление фронтовой прозы нам пора понять, почему В. Астафьев и К. Воробьёв писали не о победах в той страшной войне, и пора сложить воедино их правду и правду тех, кто писал о победах. И только так мы продвинемся к решению сегодняшних задач: трактовки истории, поиска идеологии, воспитания и образования...

Представляют интерес в этой книге очерки по истории создания песен «Волховской застольной», «Когда мы были на войне» и «Враги сожгли родную хату». Кто их авторы, как и кем менялись тексты с течением времени - об этом мы узнаём, спорим с автором или соглашаемся.

Райские отсветы. Фото книги (2).jpgПрочитав книгу С. Минакова, я заглянула в местную библиотеку на северо-востоке Москвы - было острое желание прочитать то, что не успела в своё время, и перечитать давно любимое. В лестничном пролёте у входа в библиотечный зал стояли полки, из которых торчали беспорядочно сваленные книги и номера «Роман-газеты» за 1960-е и 1970-е гг. Это были издания с фронтовой прозой: И. Стаднюк, В. Быков, М. Алексеев, Д. Зорин... Живые судьбы, живая история - такая близкая каждой семье! Я хотела было обратиться к сотрудницам библиотеки, которые всегда откликались на любую тему и консультировали даже на европейских языках, если требовалось. Но вместо них за стоечкой работала совсем юная сотрудница. Как оказалось, она впервые слышала имя Виктора Лихоносова, долго искала прозу Василия Шукшина в картотеке. И не нашла. Книги Солоухина, а также Макаренко и Ушинского я подобрала среди выброшенных в лестничный пролёт. Кто и когда ответит за эту бездумную реорганизацию библиотек, которая очень напоминает умышленную борьбу с русской культурой?!

Так всегда было, что кто-то разрушал, а кто-то созидал. Но когда это разрушение приобретает государственные масштабы и касается воспитания и образования молодёжи, надо бить тревогу! Ибо одних частных созидательных усилий не хватит!

Писатель, лауреат множества литературных премий, в Белгороде издаёт книгу тиражом 300 (!) экземпляров. А книга эта должна быть в каждой школьной и студенческой библиотеке, чтобы наши дети могли учиться самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязь и цельную картину культурных и исторических событий.

Ценно для нас глубоко личное отношение Станислава Минакова к избранным темам и героям. В предисловии он пишет: «Сочинялись эти тексты по разным побуждениям: после первой паломнической поездки в Оптину пустынь на Пасху 2003-го появился замысел небольшого исследования о "стиховых словах старцев", а к 60-летию Великой Победы, по кончине моего отца сложилось эссе о грандиозном стихотворении Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату"».

Данная книга - повод нам ощутить отечественное писательское наследие как национальное достояние, как ценность, которая может объединить. Возвращение в наш культурный обиход имён Николая Языкова, драматурга, церковного историка, путешественника Андрея Николаевича Муравьёва, автора гениального марша «Прощание славянки» Василия Агапкина, реставратора Петра Барановского поможет сохранить нам державный строй русской жизни.

И поможет противостоять лжецам и русофобам, засевшим в академических аудиториях и телевизионных студиях. Одно из эссе, посвящённое Николаю Языкову, как раз напоминает нам о противостоянии русофобам в золотое пушкинское время (тогда и начинались информационная война и диссидентство - «как сладостно отчизну ненавидеть»). «"К ненашим" - мощное и значительное высказывание национального гения, - пишет С. Минаков. - Примечательно, что адресовано оно известным умам России, с которыми нас учили отождествлять русскую "прогрессивную" литературную мысль. Странная сложилась традиция: кто Россию критикует, если не сказать поносит, тот непременно считается прогрессивным, а у кого за неё душа болит, тот ретроград, лапотник, сермяжник...».

Это вечное «К ненашим» - не к историкам ли Юрию Пивоварову, Эдварду Радзинскому, не к телеведущему ли Ивану Урганту и иже с ним писал наш Языков?

Почти все великие художники пера и кисти, учёные - герои этой книги - вышли из крестьян, получивших прекрасное образование именно в царской России. В стране, которая ушла как Атлантида, воспитывали воинов и поэтов.

Вот, к примеру, цитата из биографии реставратора-подвижника Петра Барановского, которую приводит в книге С. Минаков: «Родился я в 1892 г. в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина-ремесленника и после начального обучения на родине получил высшее образование, окончив Московское строительно-техническое училище в 1912 г., а затем Московский археологический институт по отделению истории искусств в 1918-м...». Вот вам и сын безземельного ремесленника! Уже в студенческие годы ему было поручено Московским археологическим обществом заниматься обмерами и исследованием памятников русской архитектуры. Как они позже помогут ему в восстановлении разрушенного большевиками бесценного архитектурного наследия! Казанский собор Кремля был восстановлен в 1990-е гг., благодаря обмерам Барановского, которые он делал в 1930-е, отбыв срок в сибирском лагере по 58-й статье, будучи ссыльнопоселенцем и тайно приезжая в Москву. Когда безбожники взорвали барабан Новоиерусалимского храма, который строил Растрелли, Барановский стал восстанавливать здание в исходном виде, каким оно было при патриархе Никоне. Именно Барановский в окрестностях монастыря разыскал подлинные изразцы XVII в. Таких людей воспитала царская Россия, чтобы они послужили и советской Родине и смогли спасти хотя бы осколки прежней Державы.

Важны в книге и глубокие размышления Станислава Минакова о русской обломовщине. Отходя от «прогрессивной» революционно-демократической критики, навязшей в зубах со школьной скамьи, об этом явлении в 1980-е гг. рассуждали Юрий Лощиц в своей гениальной ЖЗЛовской книге «Гончаров», а далее - Никита Михалков в одном из своих лучших фильмов «Несколько дней из жизни Обломова».

С. Минаков пишет: «Нас подталкивает вроде бы к осуждению и сам герой, и автор, и русская "прогрессивная" критика, и "деятели", которых так и видишь: ни дня без беготни, без демонстрации (самой себе и миру) псевдодеятельных телодвижений то ли в строительстве целлюлозно-бумажного комбината на Байкале, то ли в проекте поворота течения сибирских рек, то ли в осушении Аральского моря или затоплении очередных русских Матёры, Мологи и Леушина, то ли в нынешнем "умении" распорядиться Саяно-Шушенской ГЭС, в новейших провалах космической отрасли. В чём больше действия, господа-товарищи? В суетливой разрушительности себя и природы или во внутреннем делании?..».

В заключительном разделе книги «Райские отсветы в земных сумерках» собраны эссе о выдающихся советских кинематографистах - режиссерах С. Ростоцком, П. Тодоровском, актрисе Людмиле Гурченко. А завершает этот увесистый том свод очерков о выдающемся скульпторе Вячеславе Клыкове и великих композиторах конца XX века Георгии Свиридове и Валерии Гаврилине.

Разве не актуальны сегодня рассуждения Гаврилина, приведённые Минаковым в эссе о композиторе: «Сократ сказал, что распущенная и неуёмная демократия принесёт в результате больше вреда, чем самая жёсткая тирания. Будет то же самое подавление личности, только совсем с другого конца».

Или вот эти слова великого композитора разве нам сегодня не опора и поддержка: «Я бесконечно люблю свой народ, каким бы он ни был... Вот в лесу множество деревьев, и мхов, и лишайников, и сушняка, и гнилья, и сорных куч. Но это мой лес. Могучий русский лес. И глубоко в земле его здоровые корни. До конца его не вырубишь, да и нас тоже».

Каждую главу книги предваряют фото автора, сделанные им в разные годы: вид на реку Сороть с крыльца дома А. Пушкина в Михайловском, окно дома В. Сурикова в Красноярске, окно дома А. Фета в Воробьёвке, окно в баньке в усадьбе Л. Толстого с видом на Ясную Поляну, окно в келии иеросхимонаха Серафима (Тяпочкина) в Ракитном Белгородской области. Посмотрим и мы в эти окна, в которые, быть может, виделись нашим светочам райские отсветы.

Автор, не надеясь на сиюминутную востребованность своей книги, выпускает её в качестве «письма в бутылке». Потому что все мы верим, верим, что до конца нас, как лес, не вырубишь. И нам предстоит собирать «отчалившую Русь». Тогда эта книга, в ряду подобных ей, будет в этом собирании неизменным подспорьем. Недостаёт в ней очерков о святых родной автору Слобожанщины и путевых замет о святынях великой России (которые разошлись по разным сайтам и в той или иной мере запечатлелись в сознании наших современников), но будем надеяться, что прочтём их в новых книгах автора.

И ещё, важное: нельзя не порадоваться тому, что благодаря деятельности Издательского отдела при Белгородской областной государственной администрации, за счет облбюджета, в сотрудничестве с Белгородским отделением Союза писателей России, выходят в свет такие книги.

Книгу можно приобрести: http://belgorodkniga.ru/index.php/uch-lit/product/view/4/271

Столетие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52