Источник: Русский Вестник
16 декабря в книжной «Лавке Кириллица» писатель, журналист, русский доброволец, воевавший на сербской земле в 1993 году, Борис Земцов представлял книгу своего племянника Юрия Земцова, погибшего в июле нынешнего года на Донбассе.
Юрий Земцов – профессиональный иконописец, философ, отец троих детей – ушел добровольцем на фронт. И шагнул в Вечность. Он не один такой! Мы видим, что это путь, по которому идут лучшие люди, пассионарии. Удивляться приходится лишь тому, что они у нас еще есть, взрастают в атмосфере той культуры, которая должна бы нести воспитующую роль, но, увы, работает на расчеловечивание.
И вот, вопреки всему, и наше время являет героев, и они становятся своего рода оправданием поколения. Ведь и те, кто с началом СВО бежали из страны в грозный и тревожный для нее час, «бежали робкие к грузинам», как я уже писала, и те, кто выступил из народного строя добровольцем – все мы единый народ. А больная часть ослабляет все тело. И чтобы наш народ не погиб для Вечности, Господь выводит людей, способных взять на себя ответственность за происходящее со страной. Больно, тяжело об этом говорить, но ни одна жертва не напрасна в этой войне Добра и Зла.
«Через борьбу национальную, расовую, природную мы приподнимаемся над грехом и смертью», – эти слова святителя Николая Сербского часто повторял славист, филолог Илья Числов (1965–2019). И символично, что нерадостная презентация книги Юрия Земцова проходила в день памяти Ильи Михайловича.
Известный литературный переводчик Илья Числов, выпускник филологического факультета (славянское отделение) МГУ им. Ломоносова, член Союза писателей России (с 1992 г.), председатель Общества русско-сербской дружбы, главный редактор Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке, автор перевода религиозно-философской поэмы «Луч микрокосма» величайшего сербского и крупнейшего южнославянского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Негоша (1813–1851), был несомненным лидером консолидации русского патриотического движения и радетелем русско-сербской солидарности.
И.М. Числовым написаны сотни научных и публицистических статей об истории, о культурной и духовной традиции России и Сербию, переведены десятки книг замечательных сербских поэтов Слободанки Антич, Ранко Радовича, прозаика Лиляны Хабьянович-Джурович, составлена Антология сербской поэзии ХХ века (2003). Илью Михайловича Числова заслуженно считают исследователем духовного наследия святого Саввы Сербского, редактором трудов преподобного Иустина (Поповича).
Для нас важны все перечисленные выше пункты его послужного списка, ибо человек такого уровня образования, знаток духовной литературы, не по возрасту духовно опытный, столько сделавший для культуры России за свою короткую жизнь, – это свидетельство жизнестойкости страны и неиссякаемости народного таланта. Приходится писать эти строки снова во дни, когда все народное внимание занимают подробности шабаша, устроенного псевдозвездами российской псевдокультуры. Как известно, паразиты начинают разъедать очень больное тело. Нам всячески стараются показать, что нас, как народа, уже не существует. Остались только струпья на народном теле. Но так ли это? Ведь все эти кривляния стали возможны только благодаря замалчиванию настоящей культуры, которая сведена на обочину общественной жизни.
Илья Михайлович Числов давно писал об этих разрушительных процессах, взирая на происходящее в Европе: «Когда-то Европа была страной святых чудес. Ныне мерзость запустения воцарилась там, откуда христианская вера распространялась по всему миру. Но разве не все возможно у Господа при искреннем покаянии нашем? Данилевский противопоставлял Россию Западной Европе и был прав: ведь тогда речь шла о цивилизации, об укладе и державном пространстве, сократившемся сегодня до сгустка крови, до вспышки памяти о единой некогда вере и судьбе, с особой ясностью постигаемой в час утраты…» «Исторически христианство было и до сих пор остается религией главным образом европейской расы», – напоминал он слова святителя Николая Сербского, подчеркивая, сколь важно в данном случае былое единство.
И Николай Сербский, и его ученик преподобный Иустин Попович верили в то, что Европа примет еще истинное крещение и увидит, в какой греховной бездне она пребывает. «Так что рано еще искать замену славянам и европейцам в желтом муравейнике и туранских степях, – продолжал Илья Числов. – Тем более что нашим господам-евразийцам, часто не желающим лба перекрестить даже на Святую Пасху, по большому счету нет ни малейшего дела до православных китайцев, им лишь бы белого европейского человека уязвить и охаить – для этого, если что, и православные марсиане сгодятся.
Точно так же и “местечковые исследователи славянских древностей”: талдычат о наследии этрусков, ищут следы древней славянской цивилизации в лунных кратерах – лишь бы отвлечь людей от больных насущных проблем славянского мира, отломить славянскую ветвь от единого индоевропейского древа, противопоставить родовое начало истине Христовой».
Многое вспоминается из наших бесед, особенно последнего года жизни Ильи Михайловича. Так, в беседе (2019 г.) для сайта «Российский писатель» он говорил: «Лживы все заявления о том, что Сербия устала, повернулась к России спиной, хочет сидеть на двух стульях. Сербия по-прежнему наша славянская сестра, наш исторический союзник. Все русские люди знают, как относятся к ним сербы. Это касается всех сербских областей, в том числе и Черногории, где правительство присоединилось к санкциям против России и потянулось в НАТО. Так, Греция давно в НАТО, а киевский режим не в НАТО – и что с того!
А сами-то мы разве развернулись к сербам лицом, даже сейчас, не говоря уже про ельцинско-козыревское время?.. Сербы всегда с трепетом и любовью будут смотреть на славянскую Россию, но они никогда не будут придатком недобитой козыревско-ельцинской системы».
А еще сегодня важно вернуться к нашим размышлениям 2017 года. Тогда в беседе, вышедшей в газете «Слово», я задала Илье Числову вопрос: как двум ветвям Русского народа вернуться в сознание, прийти в себя после четырех военных лет (а до этого 20 лет «мирных»), когда московские и киевские СМИ зомбировали нас русофобией и украинофобией? Илья Михайлович ответил: «Воцерковленным людям понятно, что Церковь молится обо всех. Все мы – единое стадо Христово, народ, пребывающий под единым омофором. Вот это ощущение нужно вернуть… И еще через осознание кровного родства двух ветвей единого народа. Только если будем смотреть друг на друга как на своего брата во Христе и брата по крови».
В высоких правительственных креслах тогда, разумеется, не услышали выдающегося мыслителя своего времени Илью Числова, который стремился предотвратить очередное кровопролитие в славянском народе.
Сегодня, когда сбываются мечты Бисмарка – «привить русским лживые ценности», как это произошло на Украине, а дальше разделить единый народ с целью его уничтожения, нам все равно нельзя впадать в уныние. Если советскую империю разрывали с такой кровью, с потерей миллионов русских людей, ставших вдруг эмигрантами, то, для того чтобы ее собрать, потребуется еще больше жертв. Увы, за все предательства политиков с 1991 года и далее расплачиваются своими жизнями те, кому Отечество дороже жизни.