- Как родилась концепция музея?
- Она еще не родилась, мы над ней работаем. Основная позиция в том, что мы ушли от понятия музея и создаем музейно-выставочный комплекс. В него войдет музейное пространство, непосредственно экспозиции, научно-исследовательский центр, так называемый институт памяти. Также будет создан театр, который, как мы предполагаем, будет работать по тематике нашего комплекса и хранилище. Особое внимание мы уделяем фондам, потому что много предметов будет собрано от жителей блокадного Ленинграда, а также семей, у которых остались материалы времен войны.
- Когда планируете открыть комплекс?
- Мы хотим, чтобы музей был создан уже к концу 2019 года. Сейчас дописываем техническое задание на проектирование экспозиции, этим занимается одна из питерских компаний. В начале сентября мы объявим конкурс на проектирование. Проектировать будем очень быстро, потому что сроки поставлены жесткие, у нас в следующем году будет 75-летие снятия блокады. Уже 8 сентября мы проведем церемонию закладки первого камня на месте будущего музейно выставочного комплекса. Он расположится на Смольной набережной.
- Чем ваша экспозиция будет отличаться от существующих экспозиций военных музеев?
- Мы создаем музей для молодежи, хотелось бы, чтобы память о событиях тех лет появилась в головах молодых людей. Для этого им нужно подать информацию особым образом. Поэтому очень много будет мультимедийного пространства, используем технологии виртуальной реальности. Наша основная идея - подать молодежи историю с помощью современных технологий. Кроме того, у нас будет парк, который мы используем, как музей под открытым небом, где поместим технику.
Но основное направление всё-таки научный центр - изучение и сохранение памяти о блокаде.
- В научном центре планируется издание каких-либо трудов?
- Мы уже издали две книги. К открытию музея будет выпущено еще четыре книги о блокаде и обороне Ленинграда. Я хочу сказать, что создание музея - это не одномоментное мероприятие, оно длительное. Всё новые и новые документы открываются по прошествии лет, нам горожане приносят документы, которые никто раньше не видел, их тоже надо анализировать, представлять и может даже комментировать. Комментарий - это вообще самое сложное очень трудно быть объективными, комментируя подобные вещи.
- Есть уже какие-то предварительные данные о собранных от горожан материалах?
- За два месяца собрали 12 дневников ленинградцев, и это уже много. Сейчас активно идет сбор цифровой коллекции, у горожан, которые приносят материалы, обязательно берут интервью. Нельзя говорить о том, что это коллекция в музейном понимании - в первую очередь это материал для научной концепции. Это приказы, указы, сводки, которые сами по себе не могут быть представлены посетителю, что в оригинале, что в цифре, Их надо интерпретировать.
Сбор материалов идет уже около года, был договор с европейским университетом в Санкт-Петербурге, специалисты целенаправленно для нас собирали данные об истории блокады в архивах, включая немецкие и финские архивы.
Что касается коллекции артефактов - многие не готовы отдавать семейные архивы, но готовы поделиться информацией, поэтому мы обязательно берем интервью у семьи. Впервые музей берет на себя такую обязанность, потому что музей обороны и блокады Ленинграда на Соляном никогда не вел интервью с блокадниками, то есть это отдельная часть коллекции. Мы сканируем материалы - фотографии дневники, фронтовые письма. Это прежде всего коллекция цифровых материалов, артефакты тоже постепенно набираются, но говорить пока о какой-то впечатляющей цифре мы не можем.
- Основное отличие от существующего музея блокады в том, что будет сильный научный центр?
- Ну кроме того в действующем музее демонстрируются исключительно артефакты, а у нас много документов и комментарии. Наша коллекция, как книга - если вас интересует какой-то вопрос, вы сможете в нашем центре углубиться в него.
- У вас планируется создание экспозиции для детей от 6 лет, как собираетесь подать такую сложную тему?
- Будем использовать различные мультимедийные средства. Ведь очень важно сохранить память о войне для подрастающего поколения. Надо попробовать показать, как это было. Малышам капельку информации, подросткам - две, молодежи - три и так далее, а дальше они сами начнут изучать историю. Научный центр создается для тех, кто хочет подробно узнать о каких-то моментах. Но породить желание изучать историю - вот наша самая главная цель.