Европейская
бюрократия, такое впечатление, теряет аппетит и сон, если любое из
своих официальных мероприятий не завершит «русофобским аккордом».
В
четверг, 10 сентября, в Страсбурге Европарламент на очередном пленарном
заседании большинством голосов («за» сказали 378 человек) принял
резолюцию, призывающую внести в «черный список» российских чиновников и
силовиков, причастных к делам Кохвера, Сенцова, Кольченко и Савченко.
Оказавшимся в санкционном «прайсе», как уточняет
РИА «Новости», грозит запрет на въезд в Еврозону, а также заморозка
личных активов (если таковые имеются) и активов их родственников в
европейских банках.
Но это еще не все.
Европейские законодатели потребовали освободить Кохвера, Сенцова,
Кольченко и обеспечить их безопасное возвращение в Эстонию и на
Украину. Также они настаивают на освобождении всех задержанных в России
украинских граждан, включая Надежду Савченко. На том основании, что
российский суд политически ангажирован и не имеет права судить
иностранных граждан.В Страсбурге заточили черный карандаш против российских силовиков..
Позиция, мягко говоря,
вызывает вопросы. Особенно в части политической составляющей судебных
решений по этим делам. Здесь хотелось бы напомнить о сбитом малазийском
«Боинге», когда из Европы сразу же понеслись обвинения в адрес России.
Что называется, без суда и следствия. А потом были введены санкции.
А
кто-нибудь слышал, чтобы Европарламент хоть раз как-то отреагировал на
то, что творится после Майдана в застенках СБУ? И уж, тем более,
Евродепутаты никаких списков не составляют и никаких резолюций не
принимают в связи с действиями Соединенных Штатов, которые открыто
похищают людей по всему миру. Американцы могут захватить фактически
любого человека, если он покинул пределы своего государства, насильно
вывезти к себе и осудить по своим законам. Как это было, например, с
россиянами Виктором Бутом, Константином Ярошенко, Романом Селезневым...
То,
что правовая система США пытается подмять под себя, по сути, весь мир,
остается почему-то без внимания европейских парламентариев.
- На то, что принимает Европарламент, не стоит вообще обращать внимания, - говорит адвокат Дмитрий Аграновский
- Его решения носят исключительно рекомендательный характер и не имеют
юридической силы. Это все равно, что Гитлер принимал бы какие-то
резолюции, как должен вести себя Сталин и Советский Союз. Ну, может
быть, сегодня это немного более цивилизованно выглядит. Может быть, там
больше дорогих галстуков. Но суть от этого не меняется. Ничего общего с
международным правом их действия не имеют.
И
вообще сейчас нам просто популярно показали, что международное право -
это право сильного. Сегодня, к сожалению, нет таких действующих
сдерживающих центров для поддержания баланса международного права,
каким был Советский Союз. Поэтому кто сильней, тот и прав.
А
противоправные действия этих людей (Кохвера, Сенцова, Кольченко и
Савченко - ред.) были совершены либо на российской территории, либо
против российских граждан. Что весьма существенно. У нас есть
соответствующие нормы о территориальном действии УПК в том случае, если
преступление наносит ущерб российским гражданам, российским интересам
или совершены на территории России.
Поэтому я
предлагаю Евросоюзу - если они там такие чувствительные - выпустить
всех, кто в той или иной степени работал или шпионил у них на Россию
или на Советский Союз. А заодно ликвидировать и соответствующие статьи.
Пусть покажут нам пример.
Я еще раз хочу
подчеркнуть: нам очень наглядно и популярно объяснили, что
международное право, это всего лишь право сильного. А если вы не можете
свои интересы отстаивать силой, то вас просто ограбят. Если можете, то
тогда будут с вами считаться. Все.
Это,
конечно, неприятно осознавать, но это так. Поэтому если Россия будет
продолжать свою линию, то больше шансов, что международное право
заработает в отношении всех.
Евросоюз просто валяет дурака, принимая подобные документы, считает профессор кафедры международного права факультета политологии РГГУ, д. ю. н. Марина Филимонова:
-
Что значит приговоры нелегитимные? Их судят или осудили за
преступления, совершенные в отношении наших граждан или совершенные на
нашей территории. И мы имеем право это реализовывать. Как суверенное
государство.
- То есть, действия евродепутатов - это вмешательство в дела России, как суверенного государства?
-
И еще нарушение писаных и неписаных норм международного права. Правовые
оценки этому дать невозможно, потому что права, которое бы оправдывало
подобные действия, просто нет. Ситуация не укладывается ни в какие
правовые нормы.
Они могут делать все, что угодно. Запретить въезжать на территорию Евросоюза, аннулировать Шенген. Но и мы можем это сделать.
- По мнению евродепутатов, мы не соблюдаем права человека и у нас не очень хорошо с демократическими свободами...
- И что мы сделали не так? Есть свидетели, есть доказательства, дела рассмотрены судом. Где тут нарушение процедуры?
- Пеняют, что Россия политизирует эти дела...
-
Хочу напомнить, что «политика» в переводе с греческого означает
«власть». Государство невластным, т. е. неполитическим, быть не может.
Государство всегда является субъектом властным, суверенным,
следовательно, политическим. И это касается любого государства, даже не
сомневайтесь.
Что касается этих санкционных
списков, то, как говорят англичане, они совершают «ложный прыжок».
Пытаются каким-то образом создать противовес нашим справедливым
действиям, которые уважают и основные принципы международного права, и
суверенитет отдельно взятого государства.
Конечно,
они могут попросить, чтобы мы передали осуждённых, чтобы они отбывали
эти наказания у себя в стране. Но для этого должны быть какие-то
договоренности. И мы иногда отдавали. И нам отдавали. Но нас никто не
может принудить к этому. И обвинять нас в том, что государство
действует как политический субъект, более чем странно. Иначе
государство действовать не может.
- Но почему не договариваются, а ставят ультиматумы?
-
Они, видимо, плохо знают и дипломатическое право. Так разговаривать с
Россией нельзя. Вот мы стараемся не уподобляться им и разговариваем
деликатно. Переговорный процесс для них не закрыт. И если они хотят с
нами о чем-то договориться, то, пожалуйста. Переговоры у нас могут
вестись на уроне послов, на уроне консулов, если речь идет о физических
лицах, на уровне третейских судей - на любом...
Мы
можем выбрать, например, ту же Швейцарию в посредники и попросить ее
представлять наши интересы. Это, кстати говоря, указано в Женевской
конвенции 1949 года, которая непосредственно касается конфликтов.
Только
Россия не является стороной вооруженного конфликта на Востоке Украины.
Мы имеем право оказать гуманитарную помощь, опираясь на принципы
уважения прав и свобод человека. Но этим мы не ввязываемся в этот
конфликт.
Вообще, все эти списки, резолюции,
эти санкции, как мне кажется, следует воспринимать как неумелые и
неуклюжие ответные действия на справедливые действия России. Все это не
имеет ничего общего с правом. А обвинение нас в политизации выглядит
просто смешным, потому что ни одно государство вне политики действовать
не может. Оно само является политическим субъектом.
Справка
Гражданин
Эстонии Эстон Кохвер приговорен в России к 15 годам заключения за
шпионаж. Граждане Украины Олег Сенцов и Александр Кольченко были
приговорены Северо-Кавказским окружным военным судом к 20 и 10 годам
колонии соответственно за организацию терактов в Крыму. Украинка
Надежда Савченко обвиняется в причастности к гибели в Донбассе
российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина.
Светлана Гомзикова
svpressa.ru