Римейк художественного фильма 1972 г. по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» будет иметь кассовый успех. Не только благодаря 2100 копиям, в которых он выйдет в прокат (это много). И не только благодаря поддержке государственного телевидения. Но и благодаря своему главному положительному качеству.
Главное положительное качество этой кинокартины - в том, что она не пытается тягаться с оригиналом.
Везде где возможно - она оригинал копирует.
Но при этом создатели её заранее и справедливо поняли, что военную драму советского уровня им не потянуть. И снизили жанр, заменив его другим, попроще.
Моя личная версия - снято аниме. По образцам «школьного гаремного», в которых один японский старшеклассник окружён группой японских старшеклассниц - и они, время от времени светя бельём и голыми бюстами, сражаются со злом и выясняют отношения.
Собственно, ради этой смены жанра и были, видимо, произведены все главные отличия от оригинала. Старшина Васков, в оригинале угрюмый и невзрачный мужик, годящийся девушкам практически в отцы - превратился в их почти ровесника с суровым взором и мужественной такой небритостью.
Скромная в оригинале эротика - обернулась долгой и неоднократной презентацией грудей и трусиков и прочего «фансервиса».
А то, что в ходе борьбы со злом девушки кроваво гибнут одна за одной - жанру аниме никак не противоречит.
Очевидно слабых пунктов в «Зорях-2015» три.
Первый: картонные актрисы, разнообразие которых достигается только разницей женских статей. В чём снимаются - разобраться явно не пытались.
Второй: самые по идее напряжённые моменты картины (по сюжету, напомним, там пять девушек и один старшина играют в лесу в прятки с шестнадцатью обученными и вооружёнными фрицами-диверсантами, посланными подорвать стратегическую Кировскую ж/д). Когда приём «засевшие внизу хоббиты и проезжающие поверху конные назгулы» повторяется пять раз к ряду, он как-то не цепляет.
И третий: поскольку собственно «изображать характеры» девушки были явно не очень в состоянии, им были придуманы и прикреплены короткие «клипы-предыстории». Клипы эти, включающие закадровый голос Сергея Гармаша, злых энкаведешников и неубедительные лав-стори, - вполне беспомощны.
...Но при всё при этом как аниме - то есть как проходной продукт масс-культуры, на статус новой классики не претендующий и при хорошо поставленной индустрии изготовляемый конвейерным методом - фильм тем не менее годится. Действие не провисает, сюжет отсебятинами не искажён, необходимость сражаться за Родину сомнению не подвергается.
Идти на него тем, кому больше нравится настоящее кино - я лично советовать бы не рискнул. Но с учётом того, что настоящее кино на этот сюжет у нас уже есть - особого вреда от подростковой лайт-версии нет.
Будь это главный гранд-проект к 70-летию Победы - вышло бы, конечно, неудобно. Но, к счастью, в этом году авантюр с «гранд-проектами» отечественный кинематограф не устраивает, выдавая каждые неделю-две по военному фильму, из которых можно выбирать. В начале апреля вышла неожиданно хорошая «Битва за Севастополь», 30 числа выходят терпимые «Зори», 7 мая ожидается «Дорога на Берлин» (её ещё никто не видел). Фильмы это разных жанров - и, кстати, так и должно быть.
P.S. Пожалуй, у новых «Зорь» есть ещё одно положительное качество. Когда в Японии выходит аниме по какой-нибудь серьёзной книге - это заставляет часть публики идти и читать. Хотя публика осознаёт, что там жанр другой, серьёзный.
В нашем случае кто-то скачает Васильева, а кто-то и оригинальную картину. И это неплохо.