О раскаянии без покаяния, или почему так важно уметь прощать себя

0
151
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.ру

Горе. Художник: Мария Башкирцева

Горе. Художник: Мария Башкирцева

В святоотеческой традиции осмысления темы греха и борьбы с ним мы нередко встречаем мысль о том, что в вопросе отношения ко греху опасны крайности. Опасно, например, «лояльно» относиться к своим грехам в надежде на то, что Господь человеколюбив и, конечно, все простит. Но так же опасна и противоположная крайность, когда человек раскаивается в грехе, но его раскаяние вовсе не растворено надеждой на Божие милосердие, и он начинает «заедать» самого себя и отчаиваться.

Наверное, каждый священник имеет опыт встречи с людьми, не сумевшими простить себя за какие-то ошибки или грехи прошлого. Сделанный когда-то аборт, выпавший по недосмотру из окна ребенок, неосторожно сказанное слово с далеко идущими последствиями... Множество ситуаций, которых и не перечесть, когда человек, где-то оступившись или что-то недоглядев, потом годами и даже десятилетиями «грызет» себя, плачет ночами и воспоминаниями доводит сам себя до отчаяния. И подобные явления серьезно омрачают настоящую жизнь человека, погружая его в длительную депрессию. При этом нередко страдает и вся его благополучная в целом семья.

Когда пытаешься разговаривать об этом с людьми и донести до них мысль, что неплохо бы уже перевернуть «ту страницу», то обычно они возражают: «Как я могу себя простить, когда…» – и начинается перечисление горестных последствий, к которым привела допущенная ошибка или сделанный грех. Логика подобных рассуждений ясна: если я тогда стал причиной тяжелых страданий или потери близкого человека, то моя любовь к нему и моя совесть не позволяют мне простить себя и быть счастливым. При этом человек «стопорится» в угнетенном состоянии и не понимает, что уже достаточно пострадал за свой поступок, и в настоящий момент его состояние – источник зла и для него самого (чему он, может быть, и рад), и для его близких.

Надо отметить, что к подобному внутреннему кризису более склонны люди, не верующие во Христа, ибо они не знают ничего о Его Крестной Искупительной Жертве. Но встречается подобное и среди воцерковленных людей, которых в свое время именно совершенный поступок привел в Церковь, но они так и не сумели примириться с собой. И с теми, и с другими важно говорить на эту тему именно в свете Искупительной Жертвы Христовой, ибо в ней для нас – источник утешения и всепрощения.

Корнем подобного безвыходного страдания, я думаю, чаще всего является раскаяние в поступке вне живой связи с Богом. Своего рода глубокое, эмоционально окрашенное раскаяние, но без покаяния в христианском смысле слова. Человек «переваривает» все внутри себя, не понимая, как эту боль принести Богу, а порой и не желая этого делать с тайной обидой на свою «судьбу». И это подобно раскаянию Иуды, который хотя и раскаялся в своем предательстве, но, не пожелав обратиться ко Христу, не получил от своего раскаяния никакой пользы.

Первым шагом в деле помощи такому человеку может быть разговор о том, почему и как мы можем обратиться со своей болью к Богу. И однажды у меня произошел такой разговор с человеком, который много лет не мог себе простить оплошность, из-за которой выпал из окна и разбился его внук. И к Богу обратиться он тоже не мог, поскольку и Его обвинял в том, что Он допустил эту беду.

Я пригласил его к себе на беседу. Посадив его в нашей уютной трапезной, где со стен на нас с любовью смотрели наши святые Патриархи, я постарался создать атмосферу теплоты и доверия, чтобы уже с начала разговора он почувствовал ту любовь, с которой всегда обращается к нам Господь через разнообразные встречи и действия. Когда нам подали чай, я сказал ему примерно следующее.

***

– Ты же помнишь, с какой радостью я всегда встречал вас с Иваном в храме, когда ты привозил его ко Причастию. С того момента, как я крестил его, мы нередко встречались, я бывал и у вас в гостях и тоже успел полюбить его, и до сих пор скорблю о его потере, хотя и прошло уже около пяти лет. Но сейчас я прошу тебя понять: та твоя оплошность не дает тебе права усугублять и умножать ту беду, которая произошла в ту далекую минуту. А то, что ты до сих пор казнишь себя, отчаиваешься, потерял в жизни смысл, – это беда. Тебе представляется, что ты виновен в его смерти, и поэтому ты отказываешь себе в праве жить сегодня нормальной жизнью. Но ты неправ. Во-первых, потому, что себе ты не принадлежишь. Вспомни, что говорил о христианах апостол Павел: «Вы куплены дорогою ценою» (1Кор.7, 23), и «эта цена – Кровь Христова» (святитель Василий Великий). Господь, принеся Свою искупительную Жертву, пролив Свою бесценную Кровь, взял на Самого Себя весь непосильный для человека груз его грехов и оплошностей. Но в ответ на Свою Жертву Он получил от Отца всякую власть на Небе и на земле, в том числе и над жизнью каждого человека.

Что это означает, спрашиваешь ты? То, что жизнь каждого человека вырвана из рабства диаволу и отдана в Его власть, и Он управляет ею «во всей ее подробности» (святитель Игнатий (Брянчанинов)). В Промысл Божий о человеке как бы включены и все его грехи и ошибки. Только в каком смысле? В том, что от по-настоящему бедственного последствия греха – вечной муки – Бог избавил человека, принадлежащего Ему. Рефлексия человека, направленная на собственные ошибки и грехи, должна теперь ограничиваться искренним покаянием перед Богом и смиренным принятием тех последствий, которые Самому Господу угодно будет на него наложить. А то, что сверх этого – непрощение самого себя, непринятие произошедшего, отчаяние, нежелание жить, – все это действие диавола, стремящегося навязать человеку свой взгляд на его жизнь, которая уже Господня, а вовсе не его. Это незаконное притязание лукавого на человека, который уже ему не принадлежит. И, если человек поддается такому действию диавола, он покушается на власть Самого Господа, т.е. согрешает против Него.

Это примерно то же, как если бы кто-то могущественный выкупил за большую цену раба, на которого в будущем очень рассчитывал его прежний хозяин. У раба впереди было еще много тяжелого труда, но за большие деньги хозяин вынужден был его отдать. И вот, раб оказался у нового хозяина, который уже заплатил за тот его прежний труд и избавил от уготованного ему будущего. Он одевает его в новую прекрасную одежду, кормит лучшей пищей и снабжает всем потребным для жизни. Но вдруг тот раб, почему-то забыв о своем новом хозяине, снова возвращается к прежнему низкопрофильному труду, перепачкав свою новую одежду. И это подобно тому, как богоизбранный израильский народ, выведенный Моисеем из Египта, снова захотел вернуться к своему рабству и делать плинфу из глины и соломы.

Ты спрашиваешь, а как же жить женщинам, совершившим когда-то по глупости аборт, ведь это же сознательный страшный грех, а не оплошность? Они порой десятилетиями не могут найти успокоения. Да, конечно, им тяжелее, их грех гораздо более страшен, чем твоя оплошность. Но, как ни странно это может прозвучать, участь их невинно убиенного ребенка также не исключена из общего для всех людей Промысла Божия. Да, конечно, их участь еще более сокрыта от нашего взора, но Церковь учит нас, что их души будут избавлены от вечной муки, а ведь этого не может сказать себе самому с уверенностью ни один взрослый человек. Они, как не омытые в водах Крещения, не сподобляются войти в обители Царства, но я верю, что и они не лишены будут милости весьма человеколюбивого Бога нашего.

Впрочем, твой вопрос был и о матери. Конечно, камень подобная женщина взваливает на себя немалый. Однако в отношении ее действует совершенно то же правило, о котором я говорил тебе. В очах Божиих бесценен всякий человек, и тот факт, что женщина загубила в утробе свою кровинку, вовсе не делает ее саму в очах Божиих менее драгоценной, не ставит на ней некое неизгладимое «клеймо», ибо и за нее Христос пролил Свою Кровь. А потому ей следует принести Богу искреннее глубокое покаяние и затем, встречая на жизненном пути различные скорби и болезни, которые Господу угодно будет ей послать, говорить самой себе и Богу: «Что я посеяла, то и жну, по делам моим принимаю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Да, на том и успокоиться. Если же она, подобно тебе, устроит себе «грызню», то Господь как-нибудь в ее жизни «появится» и скажет: «Ты видишь это море? Это море Моей любви и всепрощения. Когда ты покаялась передо Мной в своем грехе, я бросил его в это море. Ты можешь его отыскать в нем и показать Мне? Ты этого не сделаешь, ибо твой грех бесследно в этом море растворен. Его нет. Почему же ты сомневаешься в Моей любви и слушаешь Моего врага, угнетающего твою душу?»

***

Подобными словами я пытался тогда успокоить своего товарища, и, мне кажется, он меня тогда услышал и успокоился.

Каждому из нас важно всегда помнить о своей крайней разносторонней немощи. В силу такой немощи мы способны на любую оплошность и любой грех. Помните: «Если и все отрекутся от Тебя, я никогда не отрекусь» (Мф. 26, 33)? А потому нам важно научиться снисходить и к самим себе. Снисхождения и любви к ближнему ждет от нас Господь, но ведь этот ближний – в том и числе и мы сами, наша собственная душа! Если мы не научимся по-христиански правильно прощать самих себя, то и ближнего по-настоящему простить не сможем. А любое непрощение навлечет на нас гнев Божий.

Никакой грех или ошибка не становятся фатальными для человека, если будет в его душе покаяние, растворенное надеждой на беспредельное милосердие Божие. Ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Выдумкин
Все статьи Священник Димитрий Выдумкин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 11:01
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.04.2024 10:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Дмитриев
27.04.2024 10:34
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43