«Пошли нас в стадо свиней»: почему Господь послушал бесов

0
561
Время на чтение 5 минут


Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер
Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер

В повествовании евангелиста Матфея об исцелении Христом бесноватых в стране Гергесинской есть один любопытный момент. Когда Господь подошел к бесноватым, чтобы исцелить их, «бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное» (Мф. 8: 31-32). Господь не только слушал бесов, но и услышал их: исполнил их просьбу! И это удивительно, ибо обычно словами Христа, обращенными к бесам, были: «Замолчи, и выйди из него». По мысли святых толкователей, это связано с той пользой, которую Господь видел в исполнении просьбы бесов. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божия».

Подобный случай, когда Господь ради благих целей «прислушался» к сатане, описан в книге Иова. В ней приводится целый диалог между Богом и диаволом о достоинстве праведного Иова:

«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2: 3-7).

Рассматривая этот загадочный отрывок, святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь попустил диаволу поразить Иова проказой для того, «чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у диавола всякий предлог к бесстыдству и обратить на его же главу его поступки с праведником», ибо, когда Иов и в тяжелой болезни прославил Бога, диавол был посрамлен.

Таким образом, мы видим, что как в случае с праведным Иовом, так и в ситуации с гергесинскими бесноватыми Бог входит в общение с темными духами и даже прислушивается к их просьбам, преследуя Свои благие цели, которые диаволу на тот момент и неизвестны, и непонятны.

Но как же тогда действует в этом мире Господь, если, по слову Самого Христа, диавол - «князь мира сего», а значит, в этом мире ему дана великая власть? Ответ очевиден. Диаволу попущено действовать таким образом, что Господь использует эту власть всегда в Своих целях!

Диаволу попущено действовать в мире сем, но таким образом, что Господь использует это всегда в Своих целях!

И потому власть диавола в нашем мире - лишь орудие благого Бога! Вот как говорит об этом святитель Иоанн:

«Древний змий не имеет над нами никакой власти, если не попустит ему Бог по неизреченному Своему попечению о нас. И хотя может лишить человека жизни, если попустит Бог, зла не может сделать, а от Бога выпрашивает (позволение). Хотя он и пал, знает, что если Бог не попустит, сам он ничего не может сделать против кого-либо. А попущение нужно понимать так, что дается премудро, так как происходит от Бога».

Из этого следует интересный вывод. Такие события нашей жизни, которые приносят нам страдание, могут совершаться по действию диавола и быть в то же время попустительным действием Самого Бога. Только цели при этом у Бога и диавола разные. И кто достигнет своей цели, во многом зависит от самого человека, с которым все происходит, ибо, по слову апостола Павла, «любящим Бога... все содействует ко благу (Рим. 8: 28).

За кем пойдет человек - за Богом или за диаволом, - зависит от самого человека

В качестве примера вспомним исцеление гергесинских бесноватых. Благодетельное действие Христа, когда Он исцеляет этих двух несчастных людей, должно было распространиться и на жителей этого места. Увидев чудо необычайного исцеления и внезапного и необъяснимого потопления свиней, они должны бы были проявить сильнейший интерес ко Христу и таким образом получили бы шанс обрести веру. Увы, жители испугались, озлобились и попросили Христа уйти, потеряв, быть может, свой единственный шанс... Впрочем, сами исцеленные обрели новую жизнь.

Преследуют свои цели Бог и диавол и через сферу взаимоотношений между людьми. И этот вопрос всегда был в фокусе внимания учителей Церкви. Обучая нас верному пониманию поступков ближнего, святые отцы всегда подчеркивают их посреднический характер. Вот как говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Люди - слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает».

Человек, совершая что-либо, может действительно руководствоваться злым чувством и быть в этом случае орудием диавола. Но при этом и сам диавол является тоже лишь орудием в руках Промысла Божия, попускающего это нам для нашей пользы! И это важно понимать, чтобы в нас мало-помалу созревало христианское отношение к неприятелям и врагам.

Задумаемся: почему заповедь Христова о любви к врагам кажется абсурдной и несправедливой с позиций человеческой логики, а с точки зрения Истины - праведна? Думается, именно потому, что, поступая с нами несправедливо, а подчас и бесчеловечно, наш недруг все же вспомоществует, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения. А потому он есть, по сути, наш благодетель! Поэтому никакого существенного зла ближний нам причинить не может. Существенное зло приходит к нам иным путем.

Поступая с нами несправедливо, наш недруг помогает, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения

Святитель Игнатий в другом месте пишет о том, что настоящее зло человеку приносят не скорбные жизненные обстоятельства, а те внутренние колебания, которые при этом могут посещать душу. Происходят эти колебания нередко тогда, когда мы, не понимая истинного значения поступков ближнего, начинаем вскипать гневными и осуждающими чувствами против него. Вот это для нас по-настоящему и опасно! Но если мы усвоим мысль о том, что наш недруг - это наш благодетель, то с помощью Божией можем избежать этой опасности. Если только усвоим...

При этом остережемся сами быть подобными «благодетелями» для других! Важно понимать: совершая грех по отношению к ближнему, мы сами становимся орудием в руках демонов, и, хотя Господь обратит наше дело на благо потерпевшему, нам от этого не будет никакой пользы. Став орудием диавола, мы лишь приблизим свою погибель.

И последнее. Достоинство всякого поступка определяется целью. При этом его внешняя оболочка, то есть внешний образ действия, как фантик от конфеты, может быть очень обманчив, и нередко таким «фантиком» обманывается даже сам действующий. Поступая, как он думает, правильно и справедливо, он, тем не менее, может совершить зло. Происходит это в том случае, когда цель в реальности определена не благим побуждением, а действием в человеке страстей. Тогда уже белое становится черным, а черное - белым. И сегодня можно встретить это на каждом шагу. Такое действие производит в людях диавол, пытаясь научить их своей «науке». А посему дай нам Боже, чтобы наши цели и действия всегда совпадали лишь с Его целями в этом мире.

Священник Димитрий Выдумкин

Православие.ру

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Выдумкин
Все статьи Священник Димитрий Выдумкин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28