Недавно на «Русской Народной Линии» были опубликованы материалы, посвящённые проблеме соотнесения идеи «Москвы – Третьего Рима» и культурно-политическому феномену славянофильства. Чтобы не загромождать форум, решил вынести свои комментарии в отдельный текст.
В первой статье из полемического цикла Алексей Величко (вторая его статья здесь) пишет: «Но государство всегда и повсюду создавалось определенной нацией путем обособления ее от остального человечества».
Государство изначально создавалось вовсе не ради решения задач национального строительства и уж тем паче, не ради обособления некоего языка/племени.
В любом случае – всемирность Рима – это альтернатива деспотиям, которые являли бы собой очаги иного цивилизационного пространства, а вовсе не альтернатива национальным государствам, о которых во времена Античности и слыхом не слыхивали (чай, до «Весны народов» ещё века и века).
С чем можно согласиться в эссе, так это с утверждением, что «на наших глазах формируется идеология, преследующая своей целью соединить славянофильство с идеями старца Филофея, получающими вследствие этого симбиоза принципиально новое толкование».
Тут автор совершенно правильно обращает внимание на то, что не вполне понятно: что именно подразумевается под понятием «мировоззрение славянофилов», как нет ясного и однозначного ответа на то: «какое из толкований понятия Третий Рим является безусловно каноничным».
Если бы имя Юлия Сергеевича Пивоварова было менее «токсичным» в православной патриотической среде, в том числе в среде профессиональных историков, я бы непременно порекомендовал нашим читателям ознакомиться с некоторыми его трудами по истории российской и немецкой мысли. Сейчас ограничусь лишь самыми общими вещами.
В одной из статей, написанных, что называется «для чайников», Пивоваров обратил внимание на крайне неудачные понятия, обозначающие наших предков, отнесённых как в лагерь славянофилов, так и в лагерь «западников».
«Западники», по мысли Пивоварова – это вовсе не сплошь «безбожные смердяковствующие любители Герцена и бомбистов». Тут дело в другом. В исповедуемой ими иерархии ценностей.
В XIX веке российские образованные люди воспринимали мир при посредстве трёх контекстов восприятия: властецентризм; антропоцентризм; Теоцентризм.
Это не значит, что люди, ставящие в смысловой центр человека, наши права, и всё, связанное с «либерализмом здорового человека», были сплошь анархисты, а люди, реально исповедующие религиозно мотивированную иерархию ценностей, были чем-то вроде нынешних радикальных уранополитов.
Не значит и того, что чиновники, уповающие на жандарма и на соответствующий параграф, вовсе не уповали на милость Божию и все до единого ненавидели «шелкопёров», полагая людей, отстаивающих права человека сплошь «вертопрахами». И т.д.
Любые схемы условны, но эта схема, предложенная в своё время Ю.С.Пивоваровым, просто показывает, что часть россиян во главу угла ставила вопросы незыблемости власти державной, другая часть – Господа Вседержителя, а третья уповала на то время, когда человек станет осознанно свободным в правовом и культурном смысле слова.
Были, конечно, среди представителей каждой из групп и «ревнители не по разуму», и разного рода мизантропы, но в целом, думаю, групповой портрет образованного общества Российской империи ясен.
Разумеется, образованные россияне воспринимали себя европейцами, ибо все выросли на гениях и пошляках Просвещения, теперь же выстраивали свои рассуждения, развивая или же полемизируя как с певцами романтических интуиций, так и с теми, кто всерьёз задумывался на тему «твари дрожащей или власть имеющих».
И вот людей, которые во главу угла в восприятии исторического процесса ставили Промысл Божий, и которые веровали в то, что воспеваемый романтиками и Гегелем «Дух народа» – это, на самом деле не некий дух племени, а действие Благодати, – эти люди стали «славянофилами».
Те, кто полагал, что задача общества – развивать культурное и правовое самосознание соплеменников – стали «западниками». Да, среди них были и Герцен, и бомбисты, но среди них были и люди, наподобие тургеневских Кирсановых. Симпатичные русские помещики, отнюдь не помышлявшие о всяческих анархизмах/нигилизмах.
Иные же полагали, что главное в общественной жизни империи – как сейчас бы выразились: «всячески препятствовать «раскачивателям лодки». Это – условно говоря «люди, придерживающиеся властецентризма».
А теперь вернёмся к старцу Филофею.
Его знаменитый текст, нынче воспринимаемый в качестве «краеугольного камня» русской державной мысли, в первой половине XIX века вовсе не был столь популярен, как это кажется любителям кинофильма Эйзенштейна про Иоанна Васильевича.
Да и само понятие «Москвы – Третьего Рима» в разное время наполнялось совсем разным содержанием.
Началось всё с воспитательной функции: предупредить, об особенной ответственности власть предержащих: «Будут блудить – будет как с греками». Потом это предупреждение интерпретировалось в контексте хранения Правой веры. Естественно, когда в России был учинён Великий Раскол, то ни никонианам, ни, тем паче, латиноманам из гнезда Киево-Могилянского не было никакого дела до концепции. Киевляне латиномудрствующие ещё и посмеивались над «кацапами», возомнившими о себе Бог весть что.
Поэтому когда начинают рассказывать о том, что император Пётр Алексеевич воспринимал своё царское служение в контексте заповеди старца Филофея – то в кругу людей, немного занимающихся исследованием мировоззрения образованного сообщества начала XVIII века, такие суждения воспринимаются как курьёз и антиисторизм.
Если кто и оперировал понятиями «Москвы – Третьего Рима», так это старообрядцы.
Я помню в молодости, когда только начал робко общаться со светилами русской православной патриотической мысли, то меня уже тогда приводила в недоумение некая очевидная шизофреничность: как можно одновременно быть грекоманами-никонианами и в то же самое время воспевать идею «Москвы-Третьего Рима»? «Наверное», думал я, «антиномии».
Так вот, как раз во времена «славянофилов» эта концепция оказалась уже вновь воспринятой и творчески переосмысленной.
Как мы помним, персонаж романа Ф.М.Достоевского Родион Раскольников размышляет над вопросом по поводу того: как распознать действие в душе некоего «духа истории», который якобы и толкает храброго и могучего духом человека на то, чтобы нарушить актуальный на тот момент Закон и – т.о. – перевернуть страницу Истории. Подобно тому, как её в своё время перевернул Наполеон Бонапарт.
Европейски мыслящие люди той поры рассуждали в категориях, предложенных уже не скучным деистом Декартом или маловразумительными Юмом и Кантом, и синтезировавшим их идеи Фихте. Главными мыслителями домарскистской поры были романтики и Гегель.
И Хомяков – это творческая переработка всё-таки Гегеля, а не вариант толкования полузабытого завета о Третьем Риме.
Тихомиров Павел Вячеславович, помощник главного редактора «Русской народной линии»
15. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
По антропологии - да.
Прп. Паисий (Величковский) сбежал из криптолатинской Киево-Могилянки на Афон и привёз оттуда сокровища, ставшие после систематизации и перевода тем самым "Добротолюбием", которое и объясняло суть Православия. "Добротолюбие", подчёркиваю, а вовсе не катехизисы и не плетение словес церковных авторов XVIII века.
По ответам же на ключевые вопросы устроения общественной жизни нечего было противопоставить ни левым гегельянцам, ни правым.
То есть, не знали ни русских Летописей, ни Русской Правды, ни Домостроя, ни истории собственных земских соборов, не имели переводов, ни трудов по византийской истории, ни по византийскому праву?.. То есть, были такими темными, что ничего, кроме трактатов Гоббса, Локка и Руссо, дополненных "вечным миром" Канта и философией права Гегеля, прочесть не могли? Ой ли?-)
И откуда ж тогда у святителя Филарета Московского такие глубокие богословско-политические взялись? Кстати, а сами это идеи - не относятся к предмету?! А идеи возрождения земства в 1860-е откуда произошли?!
И такая уж криптолатинская была атмосфера в Киеве XVII-XVIII вв.?! Неужто монахи Киево-Печерской Лавры, других киевских монастырей только и делали, что Фому Аквинского переводили? Или святитель Тихон Задонский ничего после себя не оставил?..
Или всё-таки история с якобы "диктатурой католической схоластики" - это некоторое, мягко говоря, преувеличение?
Давайте просто признаем. Российская аристократия в XVIII веке была приучена смотреть с придыханием на Запад. Лучшая ее часть уходила во внутреннюю эмиграцию и интуитивное мировоззрение. А в п.п. XIX века патриотически настроенная часть собралась с духом и пошла против течения...
14. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
При всем уважении к Паисию Величковскому, основная часть "Добротолюбия" (которое, однако, еще так не называлось) имелось в славянских переводах уже в XIV в., а некоторые произведения - еще в X в.
Это первое. Второе: суть Православия объясняется именно в катехизических и близких к таковым текстах. Для средневековых славян это сочинения каппадокийцев, Иоанна Дамаскина, Кирилла Иерусалимского.
13. Ответ на 12, Дмитрий_белорус:
По антропологии - да.
Прп. Паисий (Величковский) сбежал из криптолатинской Киево-Могилянки на Афон и привёз оттуда сокровища, ставшие после систематизации и перевода тем самым "Добротолюбием", которое и объясняло суть Православия. "Добротолюбие", подчёркиваю, а вовсе не катехизисы и не плетение словес церковных авторов XVIII века.
По ответам же на ключевые вопросы устроения общественной жизни нечего было противопоставить ни левым гегельянцам, ни правым.
12. Ответ на 8, Павел Тихомиров:
Что люди, по-вашему, могли тогда противопоставить идеям Европейского Просвещения и альтернативным Просвещенчеству идеям Философии Романтизма?
Схоластику, которую зубрили по книжкам, списанным из учебников польских бурс эпохи Контрреформации?
Конфуцианство? Буддизмы? Суфизм?
У нас же любят разглагольствовать про евразийские идеи, вот я Вас и спрашиваю: какие такие идеи следует почитать альтернативой Европейской системе мысли?
Славянофилы отталкивались от немецкого романтизма, избегая как солипсизма акосмических пантеизмов, так и мистического материализма мировоззрения, скатывающегося к родоплеменной магии.
Приведу пример весьма образованного россиянина середины XIX века святителя Игнатия Брянчанинова (https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-pismam-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova/28): "В настоящее время совершаю путешествие по западной половине моей епархии, по Черноморию, не так растленному, как другие места. Но и сюда проникло европейское просвещение с блудом своим, а о казенных крестьянах и говорить нечего. Чиновники у них голые и голодные, кончили курс в разных университетах, веруют, кажется, в одни деньги; на корне зла вырастают все ветви зла".
А в труде Николая Данилевского "Россия и Европа" 1860-х вполне последовательно препарируется западное просвещенчество, которому противопоставляется русский духовный тип.
Можно сходу привести и о ранних славянофилах (https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-o-evropeyskom-prosveschenii-i-reformah-petra-i-kak-prichinah-transformatsii-rossiyskoy-kulturnoy-identichnosti-i?ysclid=ltn754rwr7829411617): "Славянофилы о европейском просвещении и реформах Петра I как причинах трансформации российской культурной идентичности и исторической памяти".
То есть, с самого своего возникновения они двигались от западного типа сознания в целом. Но, конечно, вначале вынуждены были отталкиваться от лучшего, что есть на Западе, поскольку своего не было вообще. А что могло и должно было стать опорой при этом?! А что, византийская мысль ничего после себя не оставила по любому вопросу антропологии и общественного бытия?!
11. Ответ на 7, Павел Тихомиров:
А поэтому ранним славянофилам приходилось не просто "довоцерковить" идеи Шеллинга и Гегеля, а коренным образом их переродить. Ибо германский дух нации не просто не был церковным, он еще и заключал в себе темную языческую стихию. А эта стихия не воцерковляется, а умерщвляется.
Далее - к первому.
Я ничего не писал об отношении ранних славянофилов к Третьему Риму. Но народ-племя может стать народом племенем только как народ-государство. Иначе Церковью будет уже не народ, а только отдельное, большее или меньшее, число его индивидов. Но, более того, став народом-церковью, народ уже не может не стать на путь к Третьему Риму (хотя бы в виде Второго Иерусалима) - поскольку в учении Церкви, уже в самом Евангелии заложены основы строительства воцерковленным народом катехонического государства. Само русское слово государство несет в себе смысл ответный дар Господу.
Что касается второго. То вновь отмечу Вашу неправоту здесь. Кто писал про антитезу: эти против одного, а те - против другого?! Нет, антитеза - между самими этими и теми!
Западники, кем бы они ни увлекались и от какой бы темы не отталкивались, признавали путь Запада правильным, верным, достойным подражания.
А славянофилы - при всей их полемике между собою (что было естественно в условиях спутанности всех начал в русском общественном бытии) - сходились в одном: в ложном пути Запада, недостойном подражанию. И уж точно образованные славянофилы не были антиклерикалами!
10. Опасность антиисторизма
9. Ответ на 6, Константин В.: Да. Перекличка гигантов.
Собственно, ссылка на А. Н. Яковлева уже есть. В заглавии статьи.
Как это я не заметил сразу. Возможно, П. В. Тихомиров нас "троллит".
8. Ответ на 5, Дмитрий_белорус:
Что люди, по-вашему, могли тогда противопоставить идеям Европейского Просвещения и альтернативным Просвещенчеству идеям Философии Романтизма?
Схоластику, которую зубрили по книжкам, списанным из учебников польских бурс эпохи Контрреформации?
Конфуцианство? Буддизмы? Суфизм?
У нас же любят разглагольствовать про евразийские идеи, вот я Вас и спрашиваю: какие такие идеи следует почитать альтернативой Европейской системе мысли?
Славянофилы отталкивались от немецкого романтизма, избегая как солипсизма акосмических пантеизмов, так и мистического материализма мировоззрения, скатывающегося к родоплеменной магии.
7. Ответ на 5, Дмитрий_белорус:
Славянофилам приходилось отталкиваться от Гегеля с Шеллингом, - но именно, чтобы выбраться из них, а не перенести их на русскую почву в качестве единственной альтернативы "энциклопедистам".
Первое.
В пространстве европейской философской и религиозной мысли Философия Романтизма была реакцией на Философию Просвещения.
Мистицизм и человекоцентризм (вплоть до совершенно прометеевского духа) = реакция на рационализм материализма часовщиков и аптекарей XVIII века.
Думаю, Вы, Дмитрий, с этим согласитесь.
Но если немецкий романтизм был воспеванием народа, как воплощения духа племени в человеческой общности, то Хомяков говорит уже о народе-церкви, а не народе-племени.
В своём программном произведении "Церковь Едина" он как раз преподносит Церковь в качестве "Действия Благодати Божией в душах личностей, свободно покоряющихся действию Благодати".
Как видим, это как раз воцерковление идей немецких романтиков.
Ни о какой идее "Москвы - Третьего Рима" тут речи нет и быть не может.
Это - первое.
Второе. Нет антитезы, дескать славянофилы против прав человека, а западники - против Руси.
Это какая-то агитка наших не по разуму ревнителей, привыкших орудовать простенькими схемами.
Я - вслед за Пивоваровым - о другом.
Философия славянофилов Теоцентрична, философия "западников" - антропоцентрична.
При этом западники могут увлекаться и Гердером, и Шеллингом, и Гегелем.
Почему их должна пугать секулярность мне непонятно совершенно, ибо нормой для образованных людей XIX века был если и не вульгарный атеизм, то, во всяком случае, антиклерикализм.
Отрицать это - это значит подменять реальную историю какими-то мифами.
6. Ответ на 1, С. Югов:
Собственно, ссылка на А. Н. Яковлева уже есть. В заглавии статьи.
Как это я не заметил сразу. Возможно, П. В. Тихомиров нас "троллит".