«Вам не кажется, что мир катится в пропасть, и в нем стало мало гуманизма? - Такой вопрос мне пришлось прочесть у одного благонамеренного и хорошего человека, и вот что я скажу по этому поводу. Мир катится в пропасть (что и слепому видно), но именно от избытка гуманизма, а не от недостатка. И этот тезис надо прояснить», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев.
«Гуманизм, это не ратование за все хорошее против всего плохого. Философский гуманизм, это идеология, вытеснившая Тео-центризм. Тео-центризм, это вера в то, что миром правит Бог и только Бог, а люди обязаны узнавать и исполнять волю Бога, воздавая Ему славу, честь и поклонение. Это мировоззрение можно называть средневековым. Так оно и было. Гуманизм, возникший позже, сказал: Отныне в центре мира - человек, а не Бог. Человек сам решит что хорошо, что плохо. Никто ему не указ, и Бог в том числе. Это корень, суть, ядро гуманизма», - отметил священник.
«Поначалу эта идея сподвигала своих последователей ратовать за всякие свободы и провозглашать всякие права. И все было более-менее прилично, пока Бог оставался (Его ведь одним махом отовсюду не выгонишь). Но когда Его совсем вытеснили из сознания и быта, из семьи и политики; когда произошло то, что Ницше кратко сформулировал: Бог умер, гуманизм не на шутку разошелся, требуя себе все больше места под солнцем. И вскоре после так называемой "смерти Бога", пришел черед коллективной смерти Человека. Ибо Человек не может продолжать жить в отсутствии Творца и Искупителя, точнее - без связи с Ним», - пишет протоиерей.
«Сегодня мы живем во времена гуманизма, не дошедшего, но добежавшего до своего отрицания, до неожиданных, но неизбежных и ужасных плодов. Аборт - хорошо, потому что я так хочу, и вообще не комильфо летом с животом ходить. Лучше лежать на пляже, или зарабытывать на “хорошую жизнь”, которая после сделанного, вряд ли будет “хорошей”. Это гуманизм в своем логическом продолжении. Эвтаназия - хорошо, потому что в вечную жизнь я не верю, а если наслаждения кончились, то не лучше ли умертвить человека, лишившегося радостей жизни? Это тоже голос гуманизма. Стариков надо сплавлять в дома престарелых, потому что они жить мешают. Внимания требуют и т.п. Пусть ими государство занимается. И это гуманизм», - подчеркнул о. Андрей.
«Гомосексуализм, лесбийство, перемена пола и прочая, прочая "хороши" хотя бы тем, что человек говорит "я так хочу". А слово человека в гуманизме - закон. Гуманизм, короче говоря, это упертый эгоизм, взросший на дрожжах безбожия. И заканчивается он, как у Достоевского: Миру провалиться или мне чаю не пить? Конечно, миру провалиться, ибо Я чаю хочу», - отметил он.
«Политика без совести, школа без молитвы и семья без верности, это гуманизм в чистейшем виде. Только не в начале исторического пути, а в конце. Животные лучше людей, экология важнее совести, технологии привлекательнее семьи и простых отношений... Все это плоды философского гуманизма, пришедшего к власти. В голове у простого человека - каша. Каша в голове. Любимое блюдо беспочвенной российской интеллигенции. Поэтому слова используются неправильно. И пока человек не переназвал мир в точном соответствии со смыслами, все так и будет сползать к краю», - добавил священник.
«Любой учебник "История философии" сух, но популярно подтвердит мои слова. Беда в том, что люди не читают учебники философии, и слово "Средневековье" сплетают со словом "мрачное", а слово "гуманизм" выкрашивают в радугу. Жалуются, что мир стал безумен и жесток. А он и не может быть другим без веры, молитвы и заповедей. И на самом деле больших бед, чем торжество гуманизма и сопутствующее ему изгнание Бога отовсюду, и представить сложно», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.
3. Ответ на 2, РОНОЛ:
В отношении "показывать надо, ждём надеемся..." - не понятно о чем Вы говорите?
Надо показать бытие-наоборот. Показать Историю-наоборот. То есть показать не противоречие, а - мудрость. Мудрость это - видение своей хитрости духа. А мы привыкли к Истории, к бытию и думаем, что это так и есть. Но в мире есть смерть. А это не дело. Но это именно что бытие.
То есть в каждом идеале есть естественная человеческая ошибка. Но в идеале, ибо это и есть бытие, История, а в восприятии этого идеала как идеала. Восприятие идеала всегда, по человечески, есть ложь и грех - есть паралогизм чистого разума. Всегда. У всех народов, во все времена. У каждого человека, в человеческой природе вообще. Иначе нет свободы. А вот для последнего - разума в свободе и создана заповедь не есть с древа. Создана совесть. Но совесть это не мысль. Это чувство. Нравственное.
А вот теперь к Канту. Если совесть - чувство, а мысль - ноумен? Вот и получается, что надо показывать а не говорить. Ибо время показывать истину - время во время Антихриста. Именно так, как победа над волей, опытом, чувством Антихриста - выглядит Победа 1945. Она показана.
А сегодня надо показать бытие и Историю; бытие в Истории. Показать, а не говорить. Ибо сказанное есть ложь. Сказать - значит выявить, показать свою хитрость. Вот только не надо показывать свои грехи, ибо такое понимание есть паралогизм к мудрости.
Например, немцы поверили Гитлеру именно в силу этого паралогизма мудрости, в то время, как Гитлер показал грех. А немцы отождествили грех и мудрость, ибо не отследили своей хитрости как своей хитрости. И перенесли это тождество по паралогизму на идеи, которые выразил диктатор Гитлер, ослепленный, в свою очередь, еще большей суммой паралогизмов в силу "случая" своей судьбы и своего гения.
Бог ему судья! Но прощать зло нельзя. В силу того же паралогизма, в силу которого прощать можно. Только по отношению к тому, что если мы простим зло, то мы не сможем начать находить сам паралогизм, вообще. Поэтому закон требует наказания для зла. Но только для того, чтобы обнаружить паралогизм идеала. Судья же всем - Бог. А для нашей же мудрости, судья, в обществе - Закон. Ибо Закон есть опора для идеала быть честным.
2. Ответ на 1, Игорь Бондарев:
А показывать нечего! Вот и говорим, в надежде, что кто-то должен это показать! Да, ждем, надеемся! А вдруг кто-то покажет нам истину!
Тем не менее, все так и есть.
Ну а как не говорить. Надо говорить, объяснять, потому что путаница в головах. Слово "гуманный" ассоциируется с отзывчивостью, сопереживанием, вниманием к другому человеку. А в "гуманизм" вложили противоположный смысл - эгоизм. Эта статья учительная и воспитательная.
В отношении "показывать надо, ждём надеемся..." - не понятно о чем Вы говорите?
1.
А показывать нечего! Вот и говорим, в надежде, что кто-то должен это показать! Да, ждем, надеемся! А вдруг кто-то покажет нам истину!
Тем не менее, все так и есть.