Мы продолжаем отмечать сейчас в радостное время святок День Рождения Господа нашего Иисуса Христа – истинного Бога и истинного человека. О Новорождённом сказано было в Рождественскую ночь – и литургически и простыми словами – немало. Но на днях рождения всегда поднимают бокал и говорят слово о родителях новорожденного, прежде всего, о его матери. В нашем случае – о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии.
Обычно говорят о Марии в Вифлееме, о рождении ею Сына, уложенного в простых яслях, о пастухах и волхвах, пришедших поклониться Младенцу. Вспоминают и ее слова Вестнику Божию – Архангелу Гавриилу: «се, раба Господня, да будет мне по слову твоему», прозвучавшие в день Благовещения в Назарете, за девять месяцев до Рождения сына в Вифлееме. То есть рассматривают случившееся во временном отрезке в девять месяцев на небольшом пространстве земли – от Назарета до Вифлеема.
И Дева Мария предстаёт при этом – во всем величии ее, как необычайно прекрасной, чистой и безгрешной девы, признанной Высшими силами в лице Святой Троицы достойной для земного Воплощения Бога-Слова, − простой исполнительницей Божией воли.
Добровольной исполнительницей, и уже в силу этого святой Приснодевы, но не имеющей при этом отношения к самому акту творения «неба и земли», свершившемуся в «начале времен».
Но, оказывается, на самом деле Мария имеет прямое отношение к этому акту, и отношение, как бы не решающее. Дело в том, что, по мнению святых отцов, Дева Мария приняла участие в Предвечном Совете Святой Троицы о творении мира. И ее «да»: «се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему» − и стало решающим вкладом в Божественное решение о творении мира и всего, что в нем.
[В библейском рассказе о сотворении человека, отцы Церкви обращают особое внимание на слова: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). В них автор приоткрывает тайну внутритроичных отношений, ибо в библейском «сотворим» святоотеческое богословие видит однозначное указание на совещание трех Лиц Святой Троицы.
Совещание Лиц Святой Троицы перед сотворением человека в восточнохристианской богословской и литургической традиции получило наименование «Предвечного Совета» (славян. «Превечный»).
ТРОИЦА – Предвечный Совет
Преподобный Иоанн Дамаскин называет его «Предвечным и всегда неизменным Советом» Божиим. Максим Исповедник говорит: «Великий Совет Бога и Отца есть окруженное молчанием и неведомое таинство домостроительства. Единородный Сын открыл и исполнил его через Воплощение, став Вестником великого и Предвечного Совета Бога Отца»].
Так что даже в том, что мы с вами живём в дарованной нам надежде на спасение, и встречаем вместе радостный Праздник Рождества Христова – решающая заслуга Приснодевы Марии. Это отмечали и святые отцы, и среди них наиболее отчетливо преп. Николай Кавасила:
«Еще один момент, на котором делает акцент Кавасила в своих [Богородичных] гомилиях, − сознательное, добровольное и действенное участие Матери Божией в таинстве Воплощения. Он решительно утверждает, что Воплощение − дело не только Триединого Бога, но также и дело воли и веры Девы, что без Ее согласия и содействия Ее веры Домостроительство было бы столь же неосуществимым, как и без участия Трех Божественных Ипостасей» (Прот. М. Козлов. «Николай Кавасила и его богословское наследие» // Журнал Московской Патриархии. 2022. № 10).
«И во всем этом Дева помогла роду человеческому прежде времени общего спасения. … Итак, если бы Она не уверовала и не изъявила согласия, то не мог бы быть приведен в действие Совет Божий относительно нашего спасения. … И этот Великий Совет − как называет его пророк Исайя (речь о стихе 9:6 книги Исайи: «Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел…». Свт. Василий Великий комментирует этот стих так: «Здесь нарицается имя Его: Велика Совета Ангел – Тот, Кто соделал известным Великий Совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам»), возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа − благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и (делом) воли и веры Девы. Ибо как без участия (Трех Божественных Ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен».
Недаром одна из стихир праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Пречистой Девы начинается словами: «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...».
А то, что трудно, и даже невозможно представить как юная дева из Назарета, примерно в 5508 году от Сотворения мира, могла принять участие в Предвечном Совете Троицы о Воплощении Второго лица Святой Троицы – Бога-Слова, а значит и возможном сотворении «неба и земли», служит лишним аргументом в пользу истинности сказанного. − Поскольку подавляющее большинство человечества, к которому относит себя и автор, не способно представить себе и такой сравнительно простой объект, как четырехмерный куб.
Поэтому, цитируя Тертуллиана, повторим: «Это несомненно, ибо невозможно».
Борис Глебович Галенин, военный историк