48% жителей Северной столицы чувствуют себя одинокими. Каждый десятый петербуржец ощущал одиночество, даже находясь в отношениях. Это следует из результатов опроса, опубликованного «Вечерним Санкт-Петербургом».
Отмечается, что мужчин одиночество тяготит больше, чем женщин. В среднем респонденты женского пола оценили свое состояние без пары на 7 из 10, мужского пола — на 6,3 из 10.
Из данных опроса также следует, что почти половина жителей города на Неве хотели бы дарить кому-то свою любовь и заботу. 17% мужчин и 14% женщин беспокоит то, что они могут не успеть завести детей с любимым человеком.
Подчеркивается, что 25% опрошенных не смогли найти любовь из-за невезения. Каждая пятая женщина ответила, что не испытывает симпатии к кому-либо, а 13% мужчин не знают, где можно познакомиться с потенциальным партнером. Кроме того, жителям Северной столицы мешают построить новые отношения строгие требования (10%), привычки, выработанные в одиночестве (12%), и воспоминания о бывших.
Результаты опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Грустные чувства вызывают результаты этого опроса.
Невольно вспоминаешь крик души незабвенного персонажа Достоевского титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!» Кажется, что наши современники выразили близкие чувства в этом опросе.
Человек создан не как одинокое существо. Адам не долго пробыл один на земле.
Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному»(Быт.2,18). Вскоре у Адама появилась собеседница — Ева. Не нужно быть богословом, чтобы понять, что Бог не задумал человека в единственном числе.
Так называемый научный прогресс проявляется в регрессе отношений между людьми. Прогресс не объединяет, а разъединяет нас. Чем более сложные совершаются технические открытия, тем глубже и дальше отделяют и отдаляются люди. Когда появился телефон, люди стали реже встречаться. Когда появились мобильники, смс-ки заменили письма. Контрольным выстрелом в общение людей стал Интернет. В мировой Сети люди разбрелись по своим уголкам (сайтам) и реальное общение конвертировали в виртуальное, которое представляет собой ничто иное, как общение с самим собой любимым. У каждого времени свое одиночество. Раньше говорили об одиночестве в толпе. Теперь настало время одиночества во всемирной паутине. Оно тем более опасно, что создаёт видимость того, что ты не один. Но если оглянуться вокруг себя – никого нет, тишина – лишь мерцанье монитора. Человек в Интернете пребывает в глубоком одиночестве, обманчивом королевстве иллюзии, что он не один.
В конце концов, природу и себя не обманешь – душа чувствует обман виртуальной жизни и требует общения с подобной себе живой душой.
Конечно, Интернет – реальность нашего времени, от которой нам уже никуда и никогда не уйти. Он охватил всех. Недавно мне рассказали об одном молодом архиерее, который приниципиально не пользуется Интернетом. Я был удивлен: неужели такое еще возможно в наше время? Думаю, что в наше время это настоящий подвиг сродни столпничеству в древности.
Одиночество – проблема каждого. Вряд ли есть кто-то, кто никогда не чувствовал себя одиноким. Как писал поэт:
«Одиночество — общий удел,
Да не всякий его сознает, -
Ты себя обмануть не хотел,
И оно тебе ад создает».
Но одиночество, как это ни парадоксально, проблема двоих. В одиночестве всегда есть тот, которого не хватает, наш аlter ego. В опросе обращает внимание то, что люди не могут найти другого человека, которому хотели бы дарить свои любовь и заботу.
Наверно, только священникам не грозит одиночество. Батюшки постоянно с людьми, постоянно в общении. Реальная жизнь священника невозможна в виртуальном измерении – он служит Литургию, исповедует и проповедует, причащает, крестит, хоронит, его приглашают в военные части, в школы. Когда священники окажутся никому не нужны и останутся в одиночестве, наверно, тогда и настанет конец света.
Но встаёт вопрос: что делать? Как преодолеть одиночество нашего времени? Как объединиться людям? Вокруг чего? Есть ли ответы на эти вопросы?
Хочу напомнить замечательную «геометрическую притчу» из «Душеполезных поучений» аввы Дорофея. Великий авва учил, что человечество можно представить как некий круг: если люди будут стремиться друг к другу по окружности, они неминуемо будут удалятся от кого-то. Любое объединение будет одновременно разделением. Поэтому есть единственный способ единства – это стремление к центру круга. Стремясь к единой точке, люди будут становиться ближе друг к другу, не отдаляясь друг от друга. «Круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог». Чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим людям. Образ круга аввы Дорофея в наше время более чем актуален. Точка соединения всех людей – является Господь, - это точка высшего смысла нашей жизни, живая точка, к Которой не только мы стремимся, но Она сама к нам стремится – Христос нас ищет и говорит нам: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28).
По настоящему одиночество преодолевается только во Христе, в Его Церкви. Об этом вдохновенно писал св.Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике: «О, сколь велико быть членом Церкви и прославлять всегда Господа, Пречистую Богородицу, Ангельские силы и всех святых Божиих! Чувствуешь, что ты не одинок, но составляешь маленькое звено в этой чудной, животворной цепи Божией — живой камень в этом божественном здании, в Церкви Божией».
Идея круга аввы Дорофея носит универсальный характер и должна быть применима на разных уровнях социальной жизни: духовной, социальной, политической, культурной, в которых также должны быть обозначены и сформулированы такие точки схода, которые бы объединяли все общество. До революции, это было прекрасно выражено в триаде Уварова, памятник которому на днях открыли в Санкт-Петербурге: Православие, Самодержавие, Народность, иначе говоря - «За Веру, Царя и Отчество!» В современных реалиях такими осевыми точками, объединяющими всех должны быть Вера, Россия, наш единый многонациональный Русский Народ.
Очевидно, что Вера как высшая ценность должна быть положена в основу государственной и общественной жизни. Но светское государство само себе ставит подножку – оно не желает объединить народ на основе абсолютной Истины, Которая даёт силу и мотивацию жизни. Именно здесь кроется корень демографической проблемы в России. Рождение детей носит исключительно религиозный смысл. Поэтому говорить о демографии без религиозной основы – бессмысленное занятие. Женщины, несмотря на любые выплаты, не будут рожать без духовного высшего смысла. Обратим внимание, что положительная демография существует в тех государствах, где имеется религиозная основа: арабские страны, Индия, кавказский регион. Наши благочестивые предки рожали бесплатно, не получая никаких материнских капиталов. Рождение детей воспринималось как служение Богу, как исполнение заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28). Само понятие «Народ» происходит от слова род, рождать, народиться. Народ – это некое сообщество, которое само себя умножает и само себя воспроизводит.
Без этой высшей Точки Схода люди обречены не только на одиночество, но и на вымирание.
У нас много говорят о национальной идее, в том числе и на завершившемся юбилейном Всемирном Русском Народном Соборе. Но по-настоящему у нас может быть только одна национальная идея — Христос, абсолютная точка нашего единения. Господь должен быть Солнцем всей нашей жизни, освещать все ее стороны, пронизывать сверху донизу все ее уровни, согревать каждого из нас. С Ним мы никогда не будем одиноки по Его же последнему слову, сказанному в Вознесении на Елеоне: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20).