В обыденном сознании людей ракетостроение связано, прежде всего, с именем великого С.П.Королёва. Всё верно. Но Сергей Павлович, как и М.К. Янгель и В.Н. Челомей, занимался огромными и сверхдальними баллистическими ракетами, которые могли и вывести спутники на орбиту, и нанести мощные удары по заокеанскому «партнёру». Понятно, что такие ракеты делали поштучно. Однако куда большая потребность была в сравнительно небольших зенитных (по сути, оборонительных, а не наступательных) ракетах, которые могли сбивать вражеские самолёты и ракеты на подлёте к цели.
30 лет назад, 29 ноября 1993 года, скончался выдающийся учёный и конструктор, создатель ракет для легендарных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-75, С-125, С-175, С-200, С-300, «Оса», «Тор», «Шторм», «Клинок» и др., действительный член Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, кавалер 7-ми орденов Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премий Пётр Дмитриевич Грушин.
Путь Грушина, сына плотника из г. Вольска Саратовской губернии, к конструкторским вершинам был во многом типичным для 1920-х – 1930-х годов. Жил в бедности, окончил профтехшколу (нечто среднее между ремесленным училищем и техникумом), работал слесарем, увлекался авиамоделизмом.
Он мечтал стал лётчиком, поступал в лётное училище, но не был принят из-за глухоты на одно ухо. В 1928 году райком комсомола рекомендовал его на подготовительные курсы Ленинградского политехнического института. Грушин вспоминал: «У меня ведь за плечами была только семилетка. Пришлось всерьез попотеть с наукой. Прихожу я, бывало, на занятия, а там задачи на синусы-косинусы, а я про них до той поры и не слыхивал. На слух записать не могу, все срисовываю с доски".
Чтобы за три месяца освоить программу трех старших классов, нужны были не только упорство, но и выдающиеся способности. В институт его приняли. А через два года всё отделение, где он учился, перевели в Москву, в только что созданный авиационный институт (МАИ). Учились тогда, надо сказать, «от души», понукать никого не требовалось: «…мы табунками бегали за маститыми учёными и конструкторами, стремясь узнать как можно больше о полюбившемся нам деле», – вспоминал Грушин. Среди его учителей были знаменитые конструкторы Д.П. Григорович, С.В. Ильюшин, учёный Б.Н. Юрьев. В 1932 году он окончил МАИ, а его дипломный проект легкомоторного самолёта (в соавторстве с двумя сокурсниками) занял 1 место на конкурсе Осоавиахима.
Последующие годы П.Д. Грушин трудился преподавателем и гл. конструктором конструкторского бюро (КБ) в МАИ под руководством Григоровича, где разработал несколько конструкций самолётов. В 1940-м переведён на Харьковский авиазавод главным конструктором, а в начале войны – в КБ Лавочкина заместителем главного конструктора, где занимался организацией серийного производства истребителей Ла-5, затем гл. инженером завода, выпускавшего Ла-7, в конструкцию которого внёс ряд важных усовершенствований. После войны работал в спецкомитете по реактивной технике, был деканом и проректором по научной работе МАИ.
В 1951 года Грушина вновь назначили в КБ Лавочкина, которое было переориентировано на ракетную технику, – теперь уже 1-м заместителем гл. конструктора. С.А.Лавочкин характеризовал его: «Принципиален и въедлив, обязателен и точен. Не терпит приблизительных решений, прирождённый расчётчик. В этого человека я верю. Он видит и чувствует машину не по отдельным узлам, а в комплексе». В то время КБ Лавочкина занималось новым и крайне ответственным делом: создавало ракету для первой отечественной зенитной ракетной системы С-25 «Беркут», предназначавшейся для круговой обороны Москвы В 1952 году. состоялся первый успешный пуск ракеты, управлявшейся по командам наземной станции наведения.
В этой работе Пётр Дмитриевич во всём блеске проявил могучий талант учёного, конструктора и организатора и в 1953 г. возглавил только что созданное в тех же Химках ОКБ-2 (ныне «МКБ “Факел” им. академика П.Д. Грушина»), которое стало специализироваться на ракетах класса «земля – воздух». Его первая управляемая ракета 1Д в составе комплекса С-75 получила и первое в мире боевое применение. В 1959 году под Пекином на высоте 20,6 км был сбит тайваньский самолёт-разведчик, под Сталинградом на высоте 28 км – американский разведывательный аэростат, а в 1960 г. под Свердловском – американский самолёт-разведчик U-2. Во Вьетнамской войне ракетами ЗРК С-75 было сбито около 2 тыс. американских самолётов, в т. ч. более 50 стратегических бомбардировщиков В-52, в арабо-израильской войне 1973 г. – 14 израильских самолётов. А в 1999 г. над Югославией его ракетой нового комплекса С-125 впервые в мире был сбит самолёт-«невидимка» – американский F-117.
О работе Грушина в ОКБ-2 писали: «Для большинства новых подчиненных Грушин очень быстро стал непререкаемым лидером. Одновременно и сам он прилагал значительные усилия по укреплению своего авторитета. Все, кто работал в те годы рядом с Грушиным, отмечали его целеустремленность, необыкновенную работоспособность, талант организатора. Его отличала буквально неистощимая энергия. Для работы, которую предстояло выполнить новому коллективу, эти качества были едва ли не главным условием достижения успеха. И если чем-то новое КБ и выделялось среди других, так это, прежде всего своим жестким режимом работы. Дисциплина действительно была железная — велся строжайший учет рабочего времени и, например, выйти в рабочее время за проходную можно было лишь по специальному письменному разрешению. Будучи человеком решительным, с властным характером, Грушин не относился к числу тех людей, которые могли нравится всем, сразу же и бесповоротно. В его поведении, в общении с работниками встречалось много непонятного, а иногда и противоречивого. Но все это к делу, которое было ему поручено, имело очень небольшое отношение. С первых месяцев работы Грушин буквально растворился в нем, сросся с ним вместе со всеми своими достоинствами и недостатками. С самого первого дня работы на новом месте Грушин кропотливо, не уходя от мелочей, вникал во все окружавшие его дела. Приходя на работу ранним утром и уходя поздним вечером, Грушин жил своим делом, делом своего КБ».
Его КБ создало 23 вида ракет для ЗРК, которые пошли в серийное производство, но самой дорогой для него была ракета для С-300, на несколько лет опередившая американскую «Пэтриот». За неё руководителю ОКБ второй раз присвоили звание Героя Социалистического Труда, а «Факел» наградили орденом Октябрьской революции.
Конечно, ОКБ Грушина делало только часть ЗРК, в которые входили и радиоэлектронное оборудование, и системы обнаружения целей, и системы наведения, и командные пункты, и пусковые установки, и подвижные платформы и мн. др., и, наконец, двигатели для самих ракет, а проектированием комплексов в целом, организацией и координацией проектирования смежников и опытного изготовления занималось ЦКБ «Алмаз» под руководством великого А.А.Расплетина. Но какая это была часть! – надёжная, простая в изготовлении и в обслуживании и, главное, с непревзойдёнными боевыми качествами.
До 85 лет Грушин оставался Генеральным конструктором, а потом почти до последнего дня работал советником при руководстве КБ, каждый день являясь на работу. Похоронен Пётр Дмитриевич на Новодевичьем кладбище Москвы, в Химках есть улица его имени, в Вольске ему установлен памятник.
А память о себе он оставил не только ракетами, обеспечившими мирное небо над Россией, и не только выпестованным им и успешно работающим КБ, но и необычным поступком. В 1987 г. он пожертвовал 140 тыс. накопленных «академических» рублей на строительство нового здания Дома юных техников в Химках (завершено в 1990 г.) и объяснил это так: «Этим я отдал дань своему юношескому увлечению – авиамоделизму, и очень хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных занятий». О себе же сказал коротко: «Я прожил красивую жизнь».
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
ЗРК С-75 «Двина», 1957 г. Стартовая масса ракеты 2300 кг, масса боевой части (осколочно-фугасная) 200 кг, максимальная высота поражения цели 35 км, максимальная дальность 55 км. Модификации С-75: «Десна» (1959), «Волхов» (1961), «Волга-2А» (2000). Ракеты сбили около 2 тыс. американских и 14 израильских самолетов
ЗРК С-125 «Нева»», 1961 г., специально разработан для борьбы с низколетящими целями. Высота поражаемой цели от 20 до 18000 м, дальность – от 3,5 до 25 км. Модификации: С-125М (1970), С125 М1 (1978). Продано на экспорт 400 шт.
Ракетой впервые сбит американский самолёт-невидимка F-117.
ЗРК С-200 «Ангара», 1967 г., с самонаводящимися ракетами на твердотопливном двигателе стартовой массой 7,1 т. Дальность поражения до 160 км, высота – до 20 км. В модифицированном варианте С-200Д «Дубна» (1987) дальность увеличена до 300 км, высота до 40 км.
ЗРК С-300 «Фаворит», 1975 г. Имеет три варианта – для ПВО, для ВМФ и для сухопутных войск, может вести борьбу с самолетами и баллистическими ракетами, летящими со скоростью до 4,8 км/с. Время развертывания/свертывания не более 6 мин. Дальность поражения до 350 км, высота – до 30 км. Масса ракеты до 1900 кг. Ракеты стартуют вертикально, потом меняют траекторию и летят по направлению к целям.