Хотелось бы мне верить в возрождение святой Руси. Ох, как хотелось бы! Даже и обмануться рад был бы. Да вот что-то никак не верится. Читаю апостола Павла и не могу отделаться от ощущения, что о сегодняшнем дне он говорит: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2-е Тим. 4:3-4). Ярко и точно слова апостола Павла характеризуют наше время. Каждый выбирает по себе то, что ему нравится, не заботясь об истине. К услугам потребителей, а к таковым относится все сознательное и даже не совсем сознательное население России, социальные сети, блоги, форумы, каждый может высказаться на любую тему. Каждый может говорить, что хочет и как хочет, не заботясь ни о правдивости, ни об осмыслении своих слов. Главное – подать себя. Или продать, что в нынешней реальности почти одно и то же. Тщеславие идёт рука об руку с сребролюбием.
Главный тренд нашего времени – нахватавшись знаний по верхам, тут же начинать учить других и высказывать своё бесценное мнение. Идти вглубь, досконально изучать тему никто не хочет и не может. Не до того, некогда. Деньги надо быстрее зарабатывать. В интернете бесчисленные коучи, вещающие о психологии, бизнесе, педагогике и всём прочем. С религией, однако, такой подход не работает. Более того, он контрпродуктивен и ведет к ложным выводам, подрывающим устои цивилизации и человеческих отношений. Зато сколь соблазнительно провозгласить себя новым гуру и привлечь к себе сторонников. Секты плодятся ежедневно, если не ежечасно. Не все, конечно, родившись, продолжают жить. Многие так и загибаются при самом рождении. Но зато уж те, что выжили, те здравствуют и последователей собирают безо всяких оглядок. Главное – многие готовы под их знамена встать. Да и формально из Православия можно не выходить, а, прикрываясь им, как ширмой, свою линию гнуть.
Надо понимать, что прочтение всей Библии, даже и с комментариями, и катехизиса, и нескольких творений святых отцов не сильно приближает нас к пониманию Христианства в целом, и Православия в частности. Нужна цельная система знаний, передать которую человеку может только Церковь. Недаром же кроме Священного Писания существует ещё и Священное Предание. А ещё необходима собственная внимательная духовная жизнь. Или хотя бы стремление к такой жизни. Не в знаниях же в конце концов дело.
Но современному интернет-пространству нет никакого дела ни до знаний, ни до самой жизни. Это самое пространство каждого человека публичным, по сути, сделало. Во всяком случае каждому дало возможность высказаться, и лишь немногие могут устоять перед таким соблазном.
Те же святые отцы неоднократно говорят, что все мы, и каждый человек в отдельности, находимся в состоянии прелести. Не осознаём глубины своего падения, не можем посмотреть на себя со стороны. Каждый видит себя хорошим, а то и святым и премудрым. Такое зеркало тролля из сказки Андерсона «Снежная королева» в глазу у каждого человека. Потому и говорит Спаситель: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:3-5).
Так же, как и все слова Христа, они обращены непосредственно к каждому из нас. А сейчас многие берутся поучать не только мирских, но и духовных лиц, имея весьма смутные представления о том, что говорят.
Есть у меня один знакомый. Можно сказать – прирожденный оратор. Как говорит! С каким убеждением, как велеречиво. Не замнется и не споткнется ни разу. Будет вещать и полчаса, и час, и три, пока не остановят. Думаю, что и целый день так проговорить может. На Западе он бы стадионы собирал. А может, ещё и у нас соберёт, если позволят. Почему бы и нет? Ведь он истинным православным себя считает. И к чему же сводится его проповедь? «Все вокруг плохие, один я – молодец»! Патриарх, митрополиты, знакомый священник – всем на орехи достанется. Про политиков и не говорю – всем в геенне гореть. Каждого изобличит и разоблачит. Про каждого всю подноготную выложит. И откуда же он столько информации берёт? Да из интернета, конечно, там же всё есть. И не какие-то там статьи заумные, где буковок много, а видео от блогеров православных, или около того. Вот и вся наука. А как усладительно слушать-то! Каждого по косточкам разберём, обсудим и осудим. Мы то ведь не такие. Осуждение, говорите? Так ведь разум на то и дан человеку, чтобы рассуждать. Вон и святые отцы говорят: «Рассуждение – выше поста и молитвы». Вот я и рассудил. Получите и распишитесь. При этом забылось, что начётничество, самооправдание и словесная эквилибристика совсем не относятся к добродетелям православного христианина. Так происходит при живом общении.
А уж комментаторам в интернете – вообще простор. Пиши, что хочешь, от ветра головы своея, отстаивай свою точку зрения, гноби оппонентов, и будет тебе счастье. Зачастую познания в области религии и истории эти комментаторы черпают из Википедии, тех же блогеров, да своих фантазий. Нисколько этим фактом не смущаясь, и за богословские темы берутся. Главное – свои бесценные мысли высказать, даже если их и вовсе нет, и последнее слово за собой оставить. И побольше разговоров, побольше. Чем чаще высказываться будешь, тем твой авторитет солиднее, и самооценка повышается выше всяких башен, хоть вавилонских, хоть останкинских. Так-то вот репутация знающих и мудрых экспертов зарабатывается. Тренд нынче такой. Но поскольку собственно богословие предмет глубокий, требующий серьёзных познаний, то интернетные богословы всё время сбиваются с богословия то на философию, то на историю, то на политику, то вообще не пойми на что. Капитализм, социализм, права человека, Евангельские заповеди – всё под одну гребенку метут. Мешают красное, холодное и тврдое в одну кучу. В результате такой винегрет выдают, хоть за голову хватайся. Нужно ли приводить здесь имена? Каждый читатель не один десяток таких учителей может припомнить. Если, конечно, хоть немного в теме.
О таковых-то самозванных богословах святой Исаак Сирин пишет: «Как из чревоугодия рождается мятеж помыслов, так от многословия и бесчисленных бесед – безмыслие и выступление ума из своего чина». Но это ж когда сказано! А нынче время другое, словоблудие за добродетель почитается. Однако истина не зависит ни от времени, ни от общественных мнений и Прп. Исааку вторит Св. Диадох: «Нет ничего более скудного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога».
Но всё же мы страна-то православная, ещё любят у нас в России поздравлять друг друга с православными праздниками онлайн! Поставил лайк под картиночкой со стихами и разослал друзьям и знакомым. Очень удобно! И в храм не надо ходить. Да и молитвы вечерние и утренние по телефону прослушать можно. Такое интернетное православие. Древние христиане в катакомбах собирались, от гонителей, а мы в виртуальную реальность плавно перемещаемся, от реальной жизни подалее. И стоят вновь построенные храмы и возрождённые древние, полупустые, а то и вовсе пустые, с несколькими прихожанами на вечерней службе. А Русь Православная по интернету молится. Чего же мы ожидаем от Бога? Может, подспудно надеемся, что ад и рай тоже для нас виртуальными будут? Или, по крайней мере, комфортными, со всеми удобствами. Только напрасные это надежды.
Снова апостол Павел вспоминается, то же послание к Тимофею, и всё о нас, о нас…
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2-е Тим. 3:1-9).
Что к этим словам добавить можно? Только покаяние.
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России