Отступник «святой» Кунцевич и подлинные мученики и исповедники Белорусские

По всем признакам готовится очередная попытка «примирения православных с униатами».

Автокефалия на Украине  Новости Украины  Новости Белоруссии  Русофобия  Русская цивилизация и Запад 
0
1293
Время на чтение 7 минут
Фото: wikipedia.org

Униаты и католики готовятся пышно отметить 400-летие гибели гонителя православных христиан – отступника Иосафата Кунцевича (1580-12 ноября 1623). Праздновать начали ещё в марте, когда папа римский лично приветствовал некую украинскую общину, «прибывшую по случаю 400-летия мученичества святого священномученика Иосафата, отдавшего жизнь за единство христиан». А недавно глава украинских униатов Святослав Шевчук назвал в Ватикане Кунцевича «героем, способным любить так, как любит Бог».

Как же именно «любил» Кунцевич и как, по мнению С. Шевчука, любит Бог, да и вообще, к чему все это ватиканские восторги?

О злодеяниях Кунцевича мы имеем представление из разных источников, – как из переписки официальных лиц Речи Посполитой, так и из жалоб в сейм русского населения (тогда белорусов и украинцев как особые этносы ещё не придумали). В одной из жалоб читаем: «В Белоруссии, в Орше и Могилеве владыка полоцкий (Иосафат Кунцевич) запечатал церкви и уже пять лет держит их так…». Можно сравнить с нынешними захватами церквей в пользу ПЦУ, чья аббревиатура прочитывается как «пустые церкви Украины». «Но что всего хуже, – читаем в жалобе, – что составляет варварство и зверство выше вероятия, в том же белорусском Полоцке, тот же отступник владыка полоцкий (Кунцевич), чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви христианские тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль. О нечестие! О невыносимая неволя!»

Возглас «О невыносимая неволя!» – это, конечно, уже политический выпад. Дальновидные государственные деятели Польши это понимали. Канцлер велико-литовский Лев Сапега пытался вразумить Кунцевича. Цитируем по «Истории» С. Соловьёва: «Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве. Разве неизвестен вам ропот глупого народа, его речи, что он лучше хочет быть в турецком подданстве, нежели терпеть такое притеснение своей вере?.. просьба королю подана от Войска Запорожского, чтоб Борецкого и Смотрицкого в их епархиях утвердить, а вас и товарищей ваших свергнуть…» Владык Иова Борецкого и Мелетия Смотрицкого поставил во епископы, восстанавливая иерархию, Иерусалимский патриарх Феофан III. Сапега обличает Кунцевича: «Поступки ваши, проистекающие более из тщеславия и частной ненависти, нежели из любви к ближнему…» Осведомлённый современник, глядя на дела униатского архиепископа, говорит о его ненависти к людям, никак не о любви «как любит Бог». Сапега, понимая, что дело рано иди поздно обернётся бунтом, а там и казацким восстанием и войной, явно сожалел о создании унии в 1596 году, к чему сам приложил руку. В письме 1623 года он называет унию «неугомонною союзницей» католичества и Речи Посполитой: «Кажется, лучше и полезнее было бы для общества разорвать с этою неугомонною союзницей, ибо мы никогда в отечестве своем не имели таких раздоров, какие родила нам эта благовидная уния. Христос не печатал и не запирал церквей…».

К моменту убийства Кунцевича его террор длился уже более пяти лет. В труде Иллариона Чистовича «Очерк Истории Западно-Русской Церкви» приведено описание встречи Кунцевича православными Могилёва осенью 1618 года. «… когда православные узнали, что он подъезжает к городу, то зазвонили в вечевой колокол на ратуше, подняли тревогу и заперли городские ворота, а на валах вокруг города расставили народ с оружием. Члены магистрата, бургомистр, райцы и лавники и прочие горожане во множестве, с разным оружием и цеховыми хоругвями, вышли из города на встречу Иосафату, вооружившись как бы против неприятеля и, ругая его, великим криком возбраняли въезд в Могилёв и угрожали убийством. Видя такое народное нерасположение, Иосафат принуждён был удалиться… а по прибытии затем в Варшаву, лично подал королю жалобу на могилёвских мещан». Королевский суд счёл выступление против отступника бунтом против короля, а не против притеснения веры, казнил 20 человек, в том числе бургомистра Богдана (Мирона) Соболь.

Фанатизм Кунцевича оказался делом выгодным. Церкви Могилёва и монастыри с доходами были переданы ему в подчинение. Новые церкви без разрешения Кунцевича строить было запрещено.

Кунцевич, кажется, фанатично упивался своим величием и нагло провоцировал народ, буквально жаждал оскорблений и угроз в свой адрес. Ещё в 1614 году, став униатским архимандритом, он в Киеве был побит монахами Печерского монастыря. Те буквально стащили его с амвона, услышав богохульные речи. Горяча была вера.

На жалобы Кунцевича, что его хотят убить, Сапега отвечал холодно: «Что касается до опасности жизни вашей, то каждый сам причиною беды своей». При этом в своём кругу Кунцевич любил разговоры о своей в будущем мученический смерти. Отступник и жестокий гонитель, имеющий гигантский административный и финансовый ресурс, жаждал принять мученичество, уподобиться святым страдальцам – это понятно, но что это?

Люди в его епархии жили, не имея возможности ни младенца крестить, ни венчаться, ни отпеть покойника. Лишённые церквей, в уединённых местах они сооружали шалаши, в них и совершались литургии. Конечно, такого не утаить.

В Витебске ранним воскресным утром 12 ноября 1623 года о. Илья Воскресенской церкви Заручайского посада намеревался переправиться через р. Двину к шалашу, для совершения литургии. Его там уже ожидали православные всех сословий. Переправа была вблизи дворца Кунцевича. Сам Кунцевич в то утро служил в соборном храме, рядом с дворцом, в присутствии совсем небольшого числа людей. Отец Илья, как мы понимаем, Кунцевича, скажем мягко, раздражал. Священник был один. Это как раз прямо указывает на то, что заговора против униатского архиепископа не было. Инициировал восстание сам Кунцевич, приказав схватить Илью. Тот был схвачен и заперт в кухонном помещении дворца. Цель понятна – сорвать богослужение, в очередной раз досадить русским людям. Полагают, что о. Илья был избит, вероятно, так оно и было. Свидетелем его пленения оказался крестьянин Иван Гузнищов, который тут же забрался на колокольню и ударил в набат. Тысячи людей, узнав в чём дело, бросились на штурм ограды дворца. Появилось топоры, а там и ружья. Случился, судя по всему, стихийный русский бунт. Спичка упала в сухой стог… При этом все прислужники Кунцевича остались живы.

На какой-то из «икон» сам Кунцевич изображён с секирой в голове. Дворец был разграблен, труп утоплен в глубоком месте Двины.

«Столь жестокое преступление вопиет о мщении, проклят человек, который удерживает меч свой от крови! Итак, могущественнейший король! Ты не должен удерживаться от меча и огня. Да почувствует ересь, что за преступлениями следуют наказания», – внушал папа римский Урбан VIII королю Сигизмунду III. Внушил. Урбаном дано благословение на проведение карательной акции, а в духовном плане это ни что иное как команда на человеческое жертвоприношение «за Кунцевича».

Суд был скор и несправедлив. Судьи желали обнаружить заговор против Кунцевича, заговор они обнаружили – среди отцов города. На что многие из них тут же объявили себя униатами. Комиссарский суд (в нём и Сапега) к смерти приговорил 93 человека. Сразу смогли убить 19 человек, остальные были объявлены в розыск, их ловили по всем дорогам.

О следствии и суде мы знаем только из показаний униатов. Точка зрения второй стороны, православных, следствием была затушёвана. Униатская точка зрения вошла в энциклопедии, оттуда попала и засела в русскую Википедию. Сформирована она при сомнительных обстоятельствах и объективно является искажённой или даже вовсе ложной.

При этом мы знаем имена двух казнённых католиками православных бургомистров Витебска – это Наум Волк и Семён Неша. Мы знаем имена пяти священников Витебска, приговоренных к смерти, это о. Илия Воскресенский Заручайский, его отец о. Давид Благовещенский, о. Окула Балбышка Свято-Духовский, о. Пётр Алексеевич Воскресенский, о. Иван Каменец. Дальнейшая их судьба автору этих заметок неизвестна. По всем имеющимся признакам – они подлинные исповедники. Автору так же неизвестно, имеются ли изыскания и документы по их возможной канонизации.

По Иосафату Кунцевичу Урбаном была создана комиссия для канонизации, опрошены униатские свидетели событий и Кунцевич был объявлен «блаженным». После польского восстания 1863-1864 гг. Пий IX причислил Кунцевича (1867) к святым, провозгласив его «патроном для Руси и Польши».

Два слова о «мощах» Кунцевича. Темна их история. В вопросе разбирался врач Иван Сикорский, в будущем крупный учёный и отец знаменитого авиаконструктора (к слову, Иван Сикорский запечатлён Васнецовым во Владимирском соборе Киева в образе Иоанна Златоуста).

Своё исследование документов, изложенных им в хронологическом порядке, Сикорский завершает так: «Приняв во внимание те данные, которые мы извлекли из приведенных выше документов, мы не можем не спросить себя: можно ли считать доказанной подлинность реликвий Кунцевича и можно ли устранить мысль об участии человеческих рук в приготовлении нетления?» Вопрос риторический: нет. Объект исследования он не называет «мощами», а корректно «реликвиями Кунцевича». «Реликвии», судя по описаниям, значительно изменялись во времени. Кому это было нужно? Своё исследование Сикорский проводил вскоре после польского восстания 1863 года. Он отвечает: «Не народ желал реликвий! Желали и желают их те лица, которые в 1863 году благословляли народ поднятою рукою реликвий и проповедовали тайно и публично, что москали – убийцы святого Иосафата». Кунцевич и в XIX веке нужен был католикам в политических целях. Что же сейчас?

Через год, в 2024, исполнится 400 лет с момента первой попытки католиков организовать избрание «общего патриарха для православных и униатов». В 1624 году (вскоре после Витебского погрома) инициировал мероприятие униатский митрополит Иосиф Рутский. Православные проигнорировали инициативу, собор провалился. Вторая попытка предпринята через пять лет, в 1629 на сейме Речи Посполитой вновь «возбуждена была мысль о созвании собора для изыскания средств к взаимному примирению православных с униатами». Примечательно, что на этот раз главным двигателем идеи стал Мелетий Смотрицкий, переметнувшийся к униатам, некогда враг Кунцевича.

По всем признакам в ХХI веке готовится очередная попытка «примирения православных с униатами». Тем проще это организовать, что под мероприятие уже изготовлена ПЦУ, фальсификат православия.

400 лет назад у православных была надежда на Запорожское казачество и Россию. В известной мере ожидание для части населения оправдалось. Через четверть века после «дела Кунцевича», в 1648 году, Богдан Хмельницкий поднял восстание, что привело в 1654 году к Переяславской раде и воссоединению значительной части русских земель и русского нарда.

Что сейчас?

Дмитрий Иконников, наблюдатель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Спасибо, качественная информация

И, пожалуй, верно статья заканчивается вопросом: ЧТО СЕЙЧАС? А сейчас в Ружанском музее Белоруссии прямо на входной калитке висит (или висела) надпись "Здесь назначали ставленников на московский престол". Вот так, оне, стало быть, гордятся тем, что смута произошла отсюда, их этого, ныне белорусского городка?!
Картина в местном музее писана маслом: Иосафат Кунцевич, полоцкий униатский епископ, в левой руке держит «Статут ВКЛ», а правой пишет пером: «Узаемная згода» - обоюдное согласие. Ну не душечка ли? Но к чему ему булава по правую руку? Надпись слева: «Полоцкий архиепископ Иоасафат Кунцевич не находит взаимопонимания с православными верующими». Какой пример толерантности! Настолько сильного взаимпонимания, что православные избивают его до смерти. Ай-яяяй! Ещё немного и прямо страдалец за... предательство Веры.
Печально, что это, а также, фактически, пиар речи Посполитой, перевирание истории в белорусских музеях цветёт махровым цветом!
см. также https://ksanytch.ru/Belarus2018.shtml#p24
В том, что католики канонизирую очередной раз еретика и убийцу, нет ничего удивительного - в этом вся их ересь. Нам на это бы нахчать. Если бы это не затрагивало православных.
Александр А.Б. / 06.10.2023, 14:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Иконников
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
СВО как фундамент нового высокого искусства
О новом: кино, театре, творческом писательском союзе и прочем
28.02.2024
Иудейский нацизм
Нынешние правители Израиля пытаются подражать Израилю древнему
27.12.2023
Пацан извинился? Русская развилка
О странностях финала нашумевшего сериала «Слово пацана»
23.12.2023
Все статьи Дмитрий Иконников
Автокефалия на Украине
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Украины
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Белоруссии
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 06:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07