С кем воюем?

Правильный ответ на этот вопрос поможет понять, кто мы сами есть

Освободительный поход Русской армии на Украину  Владимир Ильич Ленин  Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости США  Иосиф Сталин 
0
2293
Время на чтение 11 минут
Фото: «Московский союз литераторов»

Начавшееся великое противостояние России с Западом должно поспособствовать более адекватной у нас расстановке духовных сил. Отчасти и политических тоже.

Прежде всего, это касается затянувшегося у нас спора красных с белыми. Изначальное и до сих пор не изжитое недоразумение в этом споре состоит в том, кого принимают за красных. Бесспорно красными были те, кто заявляли себя последователями Маркса и под водительством Ленина и Троцкого совершили революцию и устремились в дразнившее их воображение неведомое. Но те, кто сегодня называет себя красными, это по большей части сталинцы, а это уже совсем другой коленкор.

Вопрос этот становится сегодня особенно важным по той причине, что происходящая война, как бы её ни называть, психологически относит нас в окопы Великой Отечественной, и это только естественно. Но время ВОВ – «сталинское» время, вместившее самую грандиозную в истории войну и столь же значимую победу. Но Сталина с его подчинёнными можно назвать красными скорее условно; красное у них – скорее «нашивочное», что-то подобное рыцарской накидке (рыцари на турнирах использовали накидки какого-то условного цвета, чтобы их можно было легко отличить). Все они вышли из горнила революции, но с течением времени радикальным образом преобразились.

О Сталине можно сказать то же, что сказал Пушкин о Наполеоне: «Мятежной вольности наследник и убийца». И у него было своё «18 брюмера», только сильно растянутое во времени.

В молодые годы Сталин таскал в заплечном мешке марксов «Капитал», который, говорят, так и не дочитал. У «зрелого» Сталина появились другие инспираторы: он стал зачитываться произведениями русских классиков (историк Б.С.Илизаров, знакомившийся с его кремлёвской библиотекой, во многих книгах нашёл сталинские маргиналии, свидетельствующие о внимательном чтении) или вот зачастил «в гости» к булгаковскому семейству Турбиных, в мхатовской постановке (по некоторым данным он посмотрел спектакль двенадцать раз). А Турбины были, конечно же, белые и за кремовыми занавесками в их доме, подобные которым плебей Коба раньше мог видеть только с улицы, ещё сохранялись «остатки красоты и крепости» (это я цитирую роман «Белая гвардия», антецессор пьесы).

Философ В.М.Межуев верно, должно быть, указал, что главное у Маркса – пафос движения. Если это так, то знаменитая формула Э.Бернштейна «Движение всё, конечная цель ничто» не противоречит Марксу, но лишь «усиливает» его. Вероятно, для Ленина с Троцким движение (само по себе движение) тоже было основным чувством. А вот у «зрелого» Сталина явилась потребность «зацепиться» за что-то, историей уже апробированное. В этом он нашёл поддержку среди выдвиженцев «от сохи», которые, пройдя через огонь революции, в душе оставались царистами и в Сталине увидели «нового царя»; хотя по-прежнему считались и сами себя считали красными.

В массовом сознании никак не удаётся оторвать Сталина от Ленина; слова Сталина о том, что он всего лишь ученик Ленина и следует ленинским путём, обычно принимались и принимаются за чистую монету. Учеником Ленина он действительно был, но в нужный момент свернул на совсем другую дорогу. Ленин был разрушителем по призванию и стал одним из зачинщиков эпической катастрофы, постигшей великую империю, а Сталин был или, точнее, стал с определённого момента созидателем, возобновителем империи, в основном из бывших в употреблении материалов.

Основным чувством «сталинского» времени (это примерно с середины 30-х) сделалась стабильность. И хотя она соседствовала с ригидностью, с нею вернулось и кое-что ценное из того, что существовало до революции, но после было на время отозвано из жизни: традиции семейной жизни, образы и грёзы классической культуры, которые, как бы их ни интерпретировали идейные «надсмотрщики», находили путь к сердцам «советских людей».

Вернула ли все эти «старости» «времён возвратная река» или своим возвращением они обязаны лично Сталину? Во всяком случае роль Сталина тут была значительной.

Она была значительной и в годы ВОВ, несмотря на допущенные им в начале промахи. Конечно, он оставался кабинетным стратегом, но в современных условиях кабинетные стратеги тоже нужны.

Все деяния Сталина «оттеняются» фантастическими по размаху репрессиями, о которых столько было сказано и столько написано (и ещё будет немало сказано и немало написано). И так как всё происходящее в «его» время фокусируется в его личности, то с репрессиями это происходит тоже. Пора расфокусировать эту проблему: не один Сталин несёт ответственность за все ужасы террора.

Начинать тут придётся издалека: ещё в дореволюционные годы литература декаданса вбросила в сознание своих читателей некие растлевающие яды замедленного действия. Упоение «тёмными зовами», смакование жестокости находим у Леонида Андреева, Фёдора Сологуба и других авторов. И это было не чисто русское явление, но общеевропейское. Один из самых сильных примеров – в романе Томаса Манна «Волшебная гора», а именно в знаменитом споре иезуита Нафты с либералом Сеттембрини. Говорит Нафта: «То, к чему стремится человечество и что добудет себе, это террор». Заметим, что автор не становится ни на чью сторону, а только даёт оппонентам высказаться.

В годы «великой и бескровной», как первоначально назвали у нас революцию, скопившиеся на дне человеческих душ, яды дали о себе знать: жестокость из сферы воображаемого вошла в жизнь. Её первыми носителями стали уголовники, выпущенные из тюрем, быстро опьяневшие от вина и крови, психопаты из жёлтых домов, всякого рода вырожденцы, дышавшие местью и завистью. В значительной мере из таких элементов формировалась ЧК, где они могли зверствовать на «законной» основе. В трогательном единении с «идейными» грамотеями в пенсне, ради «светлого будущего» готовыми пожертвовать в неограниченном количестве «людишками», не имеющими в их глазах никакой цены. «Щёгольство кровожадностью» (Бабель в «Конармии») стало своеобразной модой в лагере красных.

«Революции не делаются в белых перчатках»... Что ж возмущаться, что контрреволюции делаются в ежовых рукавицах?» – спрашивал Бунин в «Окаянных днях». В том же 1919 году С.Л.Франк писал о неизбежности жестокого контреволюционного террора.

И Бунин, и Франк, конечно, имели в виду контрреволюцию белых, но белым ежовые рукавицы оказались «не по руке». Слишком они были в этом отношении «старорежимны», слишком культурны. Должно было пройти время, чтобы дело контрреволюции взяли на себя люди из лагеря красных, которые прошли школу революционного зверства и со своими противниками, как тогда выражались, не «миндальничали» и не «лимонничали».

Примерно такова была горизонтальная, назовём её так, цепь причин и следствий. Но была и вертикальная. Всё на свете соотнесено с чем-то лежащим глубже или выше его самого. Об этом в начале 20-х догадывался Максимилиан Волошин, писавший, что революция – «Божьей ярости сосуд», опрокинутый на Россию за все грехи прежнего строя. Но сама революция – грех неизмеримо более тяжёлый, а значит, можно было ждать, что сосуд будет изливаться и дальше и ярость изливающаяся станет гуще. И гнев Божий обрушится на головы не только большевиков, но и той части народа, что учинила «бессмысленный и беспощадный». Речь идёт, прежде всего, о крестьянстве.

Террор, обрушившийся на крестьянские головы в конце 20-х – начале 30-х годов, был куда масштабнее террора 1937 года, жертвами которого стали в основном «старые большевики», вообще бывшие революционеры и левая интеллигенция. «Плач», охвативший деревню и тогда же прозвучавший в литературе, иногда в высокохудожественной форме («Погорельщина» Н.Клюева, некоторые произведения С.Клычкова и т.д.) не может не вызывать глубокого сочувствия, но нельзя не признать, что в известной мере крестьянство само навлекло на себя те беды, которые ему пришлось претерпеть.

В горизонтальном плане это правящая номенклатура объявила войну крестьянству, потому что оно представляло собой класс мелких собственников, до известной степени независимый от власти. Но священный ветер над головами нашёптывает другое: Божья кара настигла крестьян за то, что, поддавшись революционной пропаганде, они бежали с фронтов Германской войны, которая вот-вот должна была стать для нас победоносной; и ещё за то, что они сотворили с прежними своими господами – помещиками. Конечно, не все крестьяне участвовали в бесчинствах, а лишь бунинская Дурновка, но почти все остальные смотрели на происходящее или равнодушно, или сочувственно.

Судьба дворянской усадьбы лишь в самые последние годы привлекла внимание историков и культурологов. Для тех, кто прикоснулся к этой теме, стало очевидно, что усадьба, сочетавшая элементы городской и сельской жизни, сыграла исключительно важную роль в истории русской культуры. Разумеется, в жизни дворянских усадеб были и тёмные стороны (вспомним хотя бы «Деревню» Пушкина). Но крепостное право, с которым было связано зло, к 1917 году оставалось далеко позади, и редко кто о нём уже помнил. Зато в усадьбах продолжалось творчество культуры – и какой! Высшие достижения русской культуры на 90% связаны с усадьбой. И жить им ещё тысячу лет, три тысячи лет! (Для сравнения: жив, к примеру, Гомер).

А молодое поколение в деревне, почуяв свободу, «собор на гармонь променяло». Но вне отношения к идеальному бытию свобода вырождается в произвол. Что приводит к самым дурным последствиям.

Зачем орёл, могуч и страшен,

Летит меж гор и мимо башен

На пень гнилой? Спроси его.

Эти пушкинские строки, как бы метафору дурной свободы, Сталин в своей библиотеке отчертил двумя красными чертами (об этом пишет тот же Илизаров). Видимо, «намотал на ус».

И всё же: «наш» Бог – это не ветхозаветный «мстительный Адонаи», «топчущий гроздья людские в точиле гнева». Почему допустил Он такое количество убиенных, замученных, претерпевших всяческие унижения, среди которых было множество ни в чём не повинных людей?

И ещё вопрос: как допустил Он такие гонения на Церковь, каких не было, вероятно, со времён языческих цезарей?

Вчитываясь в историю террора, трудно не усмотреть в «мистериальном» его аспекте хватку дьявола, фигуры потусторонней, но для верующих людей вполне реальной. Некоторые христианские писатели, и среди них свт. Иоанн Златоуст, высказывали мнение, что дьявол, рыщущий в «нижнем небе», может иногда выполнять повеления Бога. Скорее всего, так произошло и в данном случае. И, выполняя волю Бога, дьявол, соответственно своей природе, сильно перестарался. Чему весьма способствовала разыгравшаяся в стране свистопляска.

Мученик сталинского режима и великий (в своём роде) мистик Даниил Андреев, рассматривая череп Сталина, пришёл к заключению о его «высокой мистической одарённости» (о чём должна свидетельствовать выпуклая верхняя часть теменной кости). Так это или не так, в любом случае он служил орудием неземных сил, Бога и дьявола вместе, если угодно. И можно придти к выводу, что ответственность за ужасы террора сложным образом распределена как по горизонтали, так и по вертикали. Хотя, конечно, личная ответственность Сталина тоже здесь немалая; и надо полагать, что на Страшном суде «чудесному грузину» придётся не сладко. Некоторые христианские авторы полагают, что Бог может наказывать и тех, кто служил ему орудием.

Я к тому веду, что фигура Сталина – сложная для оценки, что объясняется сложностью (дурной) времени, на которое пришлась его деятельность. Те, кто склонны к однозначным оценкам исторических фигур, в данном случае неизбежно оказываются в затруднении.

Зато куда проще им должно быть с Лениным. Роль этого человека в русской истории сравнима с ролью Мамая, но это такой «вариант» Мамая, который ушёл с Куликова поля победителем. (Эту «честь» разделяет с Лениным Троцкий, но у него немного сегодня наберётся почитателей, тогда как в мавзолей к Ленину по-прежнему выстраиваются длинные очереди). Совместно с Троцким Ленин разрушил – ну, хорошо, довершил разрушение – великой империи, что имело неимоверные последствия для России и для остального мира.

Адекватное отношение к Сталину не может не быть смешанным, а в нынешнюю пору возобновлённой военной грозы естественно опереться на опыт ВОВ; ветер с полей сражений ВОВ дует нашим воинам в спину. К тому же противник ныне во многом схож с тогдашним врагом. А с опытом ВОВ имя Сталина накрепко связано.

Повторю, что мне однажды уже приходилось писать: победой в той войне мы обязаны в первую очередь матерям и бабушкам, выросшим и воспитанным ещё при царях. Но Сталин помог одержать победу – не столько в качестве главнокомандующего войсками (судить об этом должны военные специалисты), сколько в качестве создателя военно-этатистской структуры, показавшей её эффективность в условиях войны, и в этом его заслуга.

Полагаю, что в настоящих условиях культ Сталина, как вождя-победителя в Великой войне, ситуатиано оправдан.

Примером ситуативной оценки исторических деятелей может быть отношение к тому же Наполеону русских поэтов-мыслителей Пушкина и Тютчева. Пока Наполеон был жив, то даже заключённый на о.Св.Елены он оставался для них заклятым врагом, исчадьем ада. Но стоило ему умереть, их отношение к нему резко меняется: теперь эта демоническая фигура вызывает как будто удивление, моментами даже восхищение.

А вот Ленин, на чьей совести остаётся, среди прочего, Брестский мир (позор которого он разделяет с Троцким) или вернее, призрак его сейчас выступает на стороне неприятеля. Пока шла Холодная война, продвижение марксистских идей в западных странах стопорилось, ибо считалось, что они работают на СССР. Но с окончанием её марксизм, «обогащённый» фрейдизмом и некоторыми другими новациями, вновь стал завоёвывать умы, в первую очередь в Соединённых Штатах.

Если бы Маркс мог увидеть тех, кто ныне объявляет себя его последователями – от ужаленных в голову бээлэмовцев (BLM), лидеры которых утверждают, что прочли «Капитал» от корки до корки, до сторонников гендерной теории, которые нашли у Маркса универсальный «дискурс об освобождении», – он, наверное, сильно подивился бы. Но ему пришлось бы признать, что он передал им своё основное чувство – движения, не столько влекомого К чему-то, сколько вызванного желанием уйти От – Начал, Основ, Твёрдых понятий.

Одна из ведущих американских газет писала (в № от 6.11.2017): «Сто лет спустя большевики вернулись», имея в виду, что на сей раз ареной своей вредоносной деятельности они выбрали Соединённые Штаты.

Университетами марксоиды (употреблю это понятие, сравнительно с марксистами более «расплывчатое», хотя марксова эссенция здесь очевидна) стали овладевать ещё до окончания Холодной войны, а затем им стали последовательно уступать средства массовой информации, функционеры демократической партии, государственные учреждения. В самое последнее время перед ними капитулировали вооружённые силы (по крайней мере, в лице высших чинов армии и флота), казалось бы, самая традиционная структура в государстве. Ещё лет тридцать назад в замечательном фильме Р.Земекиса «Форрест Гамп» выведен был этакий «стойкий оловянный солдатик», противостоявший начавшему разлагаться обществу; сегодня такому солдатику трудно было бы устоять перед мутной волной разноликого бесовства, захлестнувшего Америку.

Американцам тоже не хватает ясности, с кем они воюют. Многие из них полагают, что нынешняя Россия – это лишь «продолжение» СССР и развёртывающийся конфликт видят в одном только геополитическом плане. Но растёт число тех, кто опознаёт в нынешней России цивилизационного оппонента. Это главным образом леволиберальные круги, напитавшиеся марксистскими ядами, сближающими их с далёкими российскими предшественниками и на свой лад грезящими о мировой революции. В консервативных кругах у нас есть идейные союзники, но, к сожалению, их немного, у большинства геополитические соображения берут верх.

Понимание того, с кем воюем, должно способствовать пониманию, кто мы сами есть.

И может быть, нынешние наши коммунисты-патриоты, а по большей части даже и православные, – отрекутся, наконец, от Ленина и останутся теми, кем они фактически и являются – учениками «зрелого» Сталина.

Каграманов Юрий Михайлович, культуролог, публицист, член редакционного совета журнала «Новый мир»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

31.

Полагаю, что в настоящих условиях культ Сталина, как вождя-победителя в Великой войне, ситуатиано оправдан.

Вот оно что. Ну, допустим, при помощи имени Сталина разрешили текущую ситуацию. Больше он не нужен. Дальше что? Снова десталинизация, плюрализм, перестройка?
Русский танкист / 01.09.2023, 09:37

30.

И может быть, нынешние наши коммунисты-патриоты, а по большей части даже и православные, – отрекутся, наконец, от Ленина и останутся теми, кем они фактически и являются – учениками «зрелого» Сталина.

Яковлев давно умер, а "патриоты"-перестройщики продолжают действовать по озвученной им госдеповской методичке:
Ударить Лениным по Сталину.

29. Ответ на 27, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

А я, отче, очень переживал о том, что меня не включили в первую партию пионеров, принятых в комсомол. Мы, советские ребята, очень были требовательными к себе. Правда, я и стал впоследствии через несколько месяцев членом ВЛКСМ. В 14 лет.
Стал затем и офицером-политработником, и секретарём комитета комсомола шахты "Центральная", и первым секретарём райкома, и депутатом...

Мы не противились. Но с нами никто не работал и в комсомол не принимал. Это было в 1989-1990. гг. А мы не думали и инициативы не предпринимали. Т.к. не знали зачем?

28. Ответ на 24, учитель:

Воюем не с кем , а за что ! За то , чтобы Россия была сильным независимым государством , а не западной колонией и русских сделали индейцами прерий , живущих в резервациях. Как в такой битве могли помочь старые дворянские усадьбы и глубокоумствование не понятно. Так установлено БОГОМ , что два здоровенных быка - лося выходят на битву. Кто сильней , тот и победит и отстоит свое право. Слабый уйдет , как ушли в небытье одрехлевшие дворяне , искавшие в жизни только неги ( Евгений О - негин) и удовольствий.

Большинство русских дворян было бедно. Поэтому не смотря екатерининскую вольность служило. Кто в армии, кто в гражданской администрации, кто по коммерческой линии. Но владельцев бизнесов среди дворян было немного.. Чтобы вести обеспеченную жизнь нужно было сделать многолетнюю успешную карьеру.
Богатых семей среди дворян было около двух тысяч. По настоящему богатых. В основном это аристократия.
Существенная часть дворян не была никогда землевладельцами. Другие страдали от малоземелья, третьи разорились. Так как перед всеми из них маячила голодная смерть иной альтернативы кроме службы у них не было. Какой тут сибаритизм и нега. И служаками они были отличными.
Многие дворяне спокойно пошли на службу советской власти, по причине привычки к службе. К тому же была возможность прищучить буржуазию. Чем и пользовались. Наблюдение не мое но Фурсова, но с ним согласен.

Все намного хуже. Прочитал 20 томов Л.Н.Толстого. Он описывает , что встречал обедневших дворян в самых страшных ночлежках. Если простой человек мог плотничать или скорняжничать , и заработать себе на хлеб. То обедневшим дворянам приходилось жить в страшной нищете.

Дворяне никогда не брезговали физическим трудом. Изучали и практиковали ремесла, особенно если возраст позволял, А бродяги были из всех сословий.

Я там не был и вы тоже. Л.Н.Толстой пишет , что некоторые дворяне жили в ночлежках , а крестьяне ели картофельную ботву. Такая " благодатная" империя , куда вы хотите попасть.

Никогда не писал, что в Российской империи были молочные реки и кисельные берега. Никогда не призывал к возвращению монархии. Я люблю Российскую Федерацию. Но окарикатуривать свою Родину столетней давности тоже не хочу. Это будет насмешка над трудом и усилиями миллионов людей. Насмешкой над прадедами. К тому же я старая архивная мышь.. Делопроизводственной документации посвященной провинциальной жизни Российской империи второй половины 19 начала 20 века.

27. Ответ на 26, иерей Илья Мотыка:

А я, отче, очень переживал о том, что меня не включили в первую партию пионеров, принятых в комсомол. Мы, советские ребята, очень были требовательными к себе. Правда, я и стал впоследствии через несколько месяцев членом ВЛКСМ. В 14 лет.
Стал затем и офицером-политработником, и секретарём комитета комсомола шахты "Центральная", и первым секретарём райкома, и депутатом...

26. Ответ на 22, учитель:

Если владыка благословит пойду в военные капелланы в вооруженные силы Российской Федерации.
Пойдете в капелланы и будете сражаться с прихожанами Киево - Печерской лавры , не с бандеровцами , их не так много , а с русско- язычными прихожами. Когда Российская армия в начале СВО подходила к Киеву , Зеленский приказал раздать всем оружие , прямо на улицах Киева все желающие получали автоматическое оружие и боеприпасы. И что ? Кто - то пошел защищать Лавру от бандеровцев или свергать хунту? Нет ! Все пошли воевать с Российской армией. Видя такое сопритивление , чтобы не разрушать город , российская колонна отошла к границе. А чем там 30 лет занималась УПЦ , если все прихожане пошли воевать с москалями.

Еще раз повторяю, я гражданин России по рождению. Родился в РСФСР. Всю жизнь прожил в родном городе..Россия моя Родина. Почему меня должна заботить сохранность украинской государственности? У меня прихожане жители славного города Саранска. Об их душах мое попечение.Я ни одного дня не был прихожанином или клириком УПЦ Всегда был и есть в Русской Церкви.

Так Вы не были в ВЛКСМ , не давали Клятву верности ленинским идеалам. Что выступаете против Советской власти ?

Ни я ни один одноклассник никто из параллельных классов не был комсомольцем. Хотя первичная организация ВЛКСМ в школе была. Советская власть никогда не вызывала у меня отторжения. Да и сейчас тоже Зачем мне с ней бороться? Мне больше делать нечего.

25. на п. 12

Дорогой Владимир Леонидович! Полностью с Вами согласен.
Да, философия - это мысли, идеи, гипотезы выдающихся людей относительно Бога, потустороннего мира и материального мира. Богословие - это знания, данные Творцом людям. Иными словами, философия - от людей, богословие - от Господа.
Люди путём изучения, получения определённой суммы знаний, научного поиска могут стать квалифицированными философами и религиоведами. Но своим скудным умишком мы не можем стать богословами. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

24. Ответ на 23, иерей Илья Мотыка:

Воюем не с кем , а за что ! За то , чтобы Россия была сильным независимым государством , а не западной колонией и русских сделали индейцами прерий , живущих в резервациях. Как в такой битве могли помочь старые дворянские усадьбы и глубокоумствование не понятно. Так установлено БОГОМ , что два здоровенных быка - лося выходят на битву. Кто сильней , тот и победит и отстоит свое право. Слабый уйдет , как ушли в небытье одрехлевшие дворяне , искавшие в жизни только неги ( Евгений О - негин) и удовольствий.

Большинство русских дворян было бедно. Поэтому не смотря екатерининскую вольность служило. Кто в армии, кто в гражданской администрации, кто по коммерческой линии. Но владельцев бизнесов среди дворян было немного.. Чтобы вести обеспеченную жизнь нужно было сделать многолетнюю успешную карьеру.
Богатых семей среди дворян было около двух тысяч. По настоящему богатых. В основном это аристократия.
Существенная часть дворян не была никогда землевладельцами. Другие страдали от малоземелья, третьи разорились. Так как перед всеми из них маячила голодная смерть иной альтернативы кроме службы у них не было. Какой тут сибаритизм и нега. И служаками они были отличными.
Многие дворяне спокойно пошли на службу советской власти, по причине привычки к службе. К тому же была возможность прищучить буржуазию. Чем и пользовались. Наблюдение не мое но Фурсова, но с ним согласен.

Все намного хуже. Прочитал 20 томов Л.Н.Толстого. Он описывает , что встречал обедневших дворян в самых страшных ночлежках. Если простой человек мог плотничать или скорняжничать , и заработать себе на хлеб. То обедневшим дворянам приходилось жить в страшной нищете.

Дворяне никогда не брезговали физическим трудом. Изучали и практиковали ремесла, особенно если возраст позволял, А бродяги были из всех сословий.

Я там не был и вы тоже. Л.Н.Толстой пишет , что некоторые дворяне жили в ночлежках , а крестьяне ели картофельную ботву. Такая " благодатная" империя , куда вы хотите попасть.
учитель / 30.08.2023, 11:50

23. Ответ на 21, учитель:

Воюем не с кем , а за что ! За то , чтобы Россия была сильным независимым государством , а не западной колонией и русских сделали индейцами прерий , живущих в резервациях. Как в такой битве могли помочь старые дворянские усадьбы и глубокоумствование не понятно. Так установлено БОГОМ , что два здоровенных быка - лося выходят на битву. Кто сильней , тот и победит и отстоит свое право. Слабый уйдет , как ушли в небытье одрехлевшие дворяне , искавшие в жизни только неги ( Евгений О - негин) и удовольствий.

Большинство русских дворян было бедно. Поэтому не смотря екатерининскую вольность служило. Кто в армии, кто в гражданской администрации, кто по коммерческой линии. Но владельцев бизнесов среди дворян было немного.. Чтобы вести обеспеченную жизнь нужно было сделать многолетнюю успешную карьеру.
Богатых семей среди дворян было около двух тысяч. По настоящему богатых. В основном это аристократия.
Существенная часть дворян не была никогда землевладельцами. Другие страдали от малоземелья, третьи разорились. Так как перед всеми из них маячила голодная смерть иной альтернативы кроме службы у них не было. Какой тут сибаритизм и нега. И служаками они были отличными.
Многие дворяне спокойно пошли на службу советской власти, по причине привычки к службе. К тому же была возможность прищучить буржуазию. Чем и пользовались. Наблюдение не мое но Фурсова, но с ним согласен.

Все намного хуже. Прочитал 20 томов Л.Н.Толстого. Он описывает , что встречал обедневших дворян в самых страшных ночлежках. Если простой человек мог плотничать или скорняжничать , и заработать себе на хлеб. То обедневшим дворянам приходилось жить в страшной нищете.

Дворяне никогда не брезговали физическим трудом. Изучали и практиковали ремесла, особенно если возраст позволял, А бродяги были из всех сословий.

22. Ответ на 20, иерей Илья Мотыка:

Если владыка благословит пойду в военные капелланы в вооруженные силы Российской Федерации.
Пойдете в капелланы и будете сражаться с прихожанами Киево - Печерской лавры , не с бандеровцами , их не так много , а с русско- язычными прихожами. Когда Российская армия в начале СВО подходила к Киеву , Зеленский приказал раздать всем оружие , прямо на улицах Киева все желающие получали автоматическое оружие и боеприпасы. И что ? Кто - то пошел защищать Лавру от бандеровцев или свергать хунту? Нет ! Все пошли воевать с Российской армией. Видя такое сопритивление , чтобы не разрушать город , российская колонна отошла к границе. А чем там 30 лет занималась УПЦ , если все прихожане пошли воевать с москалями.

Еще раз повторяю, я гражданин России по рождению. Родился в РСФСР. Всю жизнь прожил в родном городе..Россия моя Родина. Почему меня должна заботить сохранность украинской государственности? У меня прихожане жители славного города Саранска. Об их душах мое попечение.Я ни одного дня не был прихожанином или клириком УПЦ Всегда был и есть в Русской Церкви.

Так Вы не были в ВЛКСМ , не давали Клятву верности ленинским идеалам. Что выступаете против Советской власти ?
учитель / 30.08.2023, 11:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Каграманов
В тени Священного Союза
Война далеко ещё не закончилась, но уже рождаются мысли, в России и на Западе, о послевоенном устройстве мира
23.01.2024
Все статьи Юрий Каграманов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Привет от Евгения Пригожина
Только ли за взятки арестовали Тимура Иванова?
27.04.2024
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Владимир Ильич Ленин
Богатые страны богатеют, бедные беднеют
О международных инвестициях
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Предать земле из христианского милосердия»:
Почему нам важно похоронить Ленина
20.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Великого Князя Всеволода III Юрьевича
Сегодня мы также вспоминаем генерала А.М.Дондукова-Корсакова, естествоиспытателя К.А.Тимирязева, летчицу В.С.Гризодубову и генерала А.И.Лебедя
28.04.2024
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15