В тени Священного Союза

Война далеко ещё не закончилась, но уже рождаются мысли, в России и на Западе, о послевоенном устройстве мира

Российская Империя  Освободительный поход Русской армии на Украину  Новости Великобритании  Новости Евросоюза (Европейского союза)  Новости США  Новости Германии 
0
117
Время на чтение 7 минут
Фото: Московский союз литераторов

«Ездил русский Белый Царь…» (из песни донских казаков об Александре I)

Война далеко ещё не закончилась, но уже рождаются мысли, в России и на Западе, о послевоенном устройстве мира. Они, конечно, зависят от того, чем она завершится, но и обратное влияние на ход военных действий способны оказать.

Обращает на себя внимание опубликованная в журнале «Foreign Affairs» (это флагман политической журналистики в США) статья двух ведущих экспертов в области внешней политики Ричарда Хааса и Чарльза Купчана «Новый концерт держав» (Richard Haas, Charles Kupchan. The New Concert of Powers. – «Foreign Affairs» 25.03.2022. Перевод – на сайте «Катехон»). Это одно из первых признаний, прозвучавших изнутри либерального лагеря, об отступлении либерализма в современном мире. Столетие назад, на парижской мирной конференции 1919 года, президент США Вудро Вильсон объявил «городу и миру», что его страна, как образец либеральной демократии, намерена продвигать в мир свои идеалы, действуя где убеждением, а где и принуждением. Отвержению подлежало наследие Священного Союза 1815 года, как он его понимал – «реакционная» политика и связанные с нею приёмы тайной дипломатии, сговор сильнейших за счёт слабейших и т.п.

А вот Хаас и Купчан выступают как раз за возрождение чего-то похожего на Священный Союз, опять-таки в их понимании. С их точки зрения жизненно необходим «новый концерт держав», типа того, что некогда был создан в Вене; предлагается такой список: США, ЕС, Китай, Россия, Индия, Япония (статья была написана до начала военных действий на Украине, а то Россия, может быть, в список и не попала бы). Либеральные демократии, оказавшиеся в этом списке, должны отказаться от своего «идеализма» и уметь договариваться с партнёрами, какими бы неприемлемыми ни представлялись им тамошние режимы.

Английский исследователь Эндрю Эрхардт, выступивший уже после начала военных действий на Украине, видит в Священном Союзе образец «упорядочивания международных отношений», альтернативный современному либерализму и требующий нового осмысления. На данный момент отдалённым аналогом Священного Союза Эрхардт считает начавшееся сближение России и Китая.

Трое упомянутых авторов, как, впрочем, и почти все те на Западе, кто ныне поминает Священный Союз, не видят или не хотят видеть главного, что его отличает. Чтобы понять это главное, надо обратиться к личности его создателя Александра I.

Молодого Александра подобает сравнить с Эоловой арфой: он отзывался на самые разные веяния. Так, его увлекла Французская революция, по крайней мере в начальный её период; наблюдая за восхождением Наполеона, он захотел с ним сдружиться; занимали его различные околохристианские мистические учения. Перелом в его сознании произошёл в год «нашествия галлов и с ними двадесяти язык»; пожар Москвы заставил его, по его же словам, «познать Бога». А Наполеон становится для него не просто ситуативным противником, но врагом в высоком метафизическом смысле.

Пушкин был, как обычно, точен, давая характеристику Наполеону: «мятежной вольности наследник и убийца». Что он был в числе тех, кто «убивал революцию», этот факт лежит на поверхности, а вот в каком смысле он может считаться её наследником, следует уточнить. Пожалуй, главное, что Наполеон взял у революции и распространил на остальную Европу, можно сформулировать так: конструирование социальной и культурной реальности в соответствии с предзаданными идеями, в которых человек слишком много берёт на себя, прокладывая себе путь, если не формально, то фактически без Бога (слова астронома Лапласа о том, что он «не нуждается в этой гипотезе», нисколько не смутили Наполеона). А значит, и против Бога.

К началу 1813 года, когда уже не оставалось вражеских солдат на русской земле, в стране сложилась сильная «партия противников войны», то есть противников вынесения её за пределы Империи; даже Кутузов к ней склонялся. Заграничный поход целиком обязан воле Царя. Его к нему подталкивали уже практические соображения: «отпущенный» Наполеон наверняка собрал бы новую армию и вновь попёр бы на Россию, вооружённый на сей раз опытом войны на её территории и потому ещё более опасный. Но было и намерение додавить врага в высоком смысле – в его собственном гнездилище. Что и было им реализовано – к вящей славе русского оружия и лично Царя, «нового Агамемнона» во главе союзных армий.

Славу его умножило великодушие, проявленное им в отношении побеждённой Франции. Александр не допустил отторжения части французских земель, угрозою заставил англичан с австрийцами согласиться с оставлением Франции в границах 1789 года. С самим Наполеоном обошёлся милостиво после первого его отречения, наказав его чем-то вроде почётной ссылки на о.Эльба.

Фактически русский Царь, опираясь на силу своей армии, продиктовал послевоенное устройство Европы. На Венском конгрессе (сентябрь 1814 – июнь 1815) он задал ей «высоту полёта», назвав Священным союз (формально заключён чуть позднее -- в октябре 1815 г.) между Россией, Австрией и Пруссией, к которому позднее присоединились практически все государства Европы. В союзном договоре было сказано, что договаривающиеся стороны берут на себя обязательство «как в управлении вверенными им государствами, так и в политическом отношении ко всем другим правительствам» руководствоваться не выдуманными ими правилами, но христианскими заповедями, и если поднимать против кого-то оружие, то лишь во имя «Святой и Нераздельной Троицы».

На этом высоком звуке у договаривающихся сторон не было и не могло быть подлинного единодушия. Слишком далеко зашёл уже процесс секуляризации в тех краях, куда ездил русский Белый Царь. По крайней мере, Меттерних и Кэстльри (австрийский и британский министры иностранных дел), особенно первый, не могли принимать всерьёз всё, что было сказано в договоре; я уже не говорю о Талейране, но тот был хотя бы представителем побеждённой стороны. Меттерних в частном письме охарактеризовал договор, как «пустой и трескучий документ», что не помешало ему подписать его, ибо он позволял ему принять выгодную для него позу; самого Царя он подозревал в макиавеллизме, который был ему близок и понятен.

О.Георгий Флоровский писал, что «Александр не любил и не искал власти. Но он сознавал себя носителем священной идеи» (прот. Г.Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, с.131). Суть её была в ре-христианизации Европы. Три монарха, заложившие основания Священного Союза, в его глазах репрезентировали библейских трёх волхвов, которых звезда привела к колыбели Христа. Кстати, три монарха представляли собою также три ветви христианства – православие, католичество и протестантство – так что их союз имел также ограниченно экуменический смысл.

Вместе с тем Царь осознавал земную тяжесть вопросов, которые ему приходилось решать. Время, наступившее после падения Наполеона, было трудно определимым. Отгремели грозы, продолжавшиеся четверть века, вроде бы посвежело, как это обычно после гроз бывает, в небе появилась радуга – но что она обещала? Характерное раздвоение видим у полковника наполеоновской армии Анри Бейля, ставшего писателем с псевдонимом «Стендаль»: он бежит из «скучного», обуржуазившегося Парижа в Италию, сохраняющую ароматы старины, но продолжает чтить Наполеона, как «знак новых времён».

Александр проявил большую осторожность, не пытаясь рубить с плеча в тех краях, где либерализм уже завоевал кое-какие позиции. Так, он даровал конституции Польше и Финляндии и даже в самой Франции настоял на принятии конституции, наперекор желанию Людовика XVIII. Но та же осторожность заставила его воздержаться от продолжения начатых им было либеральных реформ в России, «загадочной» даже для него самого. Когда в Европе вспыхнули новые революции, в Неаполе и Пьемонте в 1821 году и в Испании в 1822-м, Александр поначалу пытался о чём-то договориться с революционерами, но в конце концов решился подавить их силой (в Италии их подавили австрийские войска, а в Испании французские). Вообще же в последние два года жизни (умер в 1825-м, если считать легендой его отождествление со старцем Фёдором Кузьмичом, а это почти наверное так) Александр Павлович с грустью констатировал, что «Наполеон», как символ торжествующей посюсторонности в Европе, всё-таки берёт верх. В это же время, много беседуя с православными иерархами, он укрепляется в Православии и начинает более критично относиться к иным христианским конфессиям; им, в частности, было запрещено распространившееся в российских «верхах» масонство, были изгнаны ранее допущенные в Россию иезуиты и закрыты иезуитские школы.

Высочайшую оценку усилиям русского Царя по созданию Священного Союза дал Гёте в беседе с Эккерманом, датированной 1827 годом: «Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и было доказано его суждением о Священном Союзе, хотя никогда ещё не было задумано ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие связано с неудобствами» (цит. по: Lay F. Alexandre I et la Sainte Alliance. Paris. 1975, p. 7).

Вернёмся к современным толкованиям затронутого здесь вопроса. Те из них, о которых шла речь, вроде бы утвердительно относятся к опыту Священного Союза, но ценят в нём примерно то же, что ценили Меттерних и Кэстльри. Да, Священный Союз, влияние которого в следующие сорок лет угасало, но не угасло совсем, обеспечивал в Европе определённую стабильность. За это время в Европе не произошло ни одной войны. Пресекались все попытки силовых выступлений против властей предержащих (последний такой случай имел место в Венгрии в 1849 году, где пресекающей силой явились русские войска). Об этом заботились Меттерних и Кэстльри, и это в них ценят, с некоторыми оговорками, толкователи, о которых шла речь.

Они ползают по теме, фактически отождествляя политику Союза с Realpolitik, несколько позднее сформулированную Бисмарком – сосредоточенную на поиске или сохранении «баланса сил». И «забывая» объяснить, почему собственно Союз был назван Священным. Впрочем, Хаас и Купчан даже не называют его так, для них это был просто «Европейский концерт». А Эрхардт даже полагает, что союз кем-то был назван Священным «в насмешку». Наверное, так должен судить о нём каждый, кто способен видеть не свыше сапога.

Что для нас сегодня значит Священный Союз далёкого 1815 года – бледная тень прошлого или, может быть, заготовка на будущее? Известно, что будущее предугадать трудно (я, впрочем, исхожу из того, что происходящая война в любом случае должна быть нами выиграна), но сегодня наиболее перспективной для нашего Отечества представляется идея Катехона, предполагающая высокую степень изоляции от Запада, как, впрочем, и от всего остального мира.

Возможно, однако, и другое: поворотный круг мировой истории, наподобие того, что существует в театрах, так повернётся, что наши западные соседи сами к нам потянутся. И отступающее (и уже далеко отступившее) у них христианство (как в католической, так и в протестантской его версии) будет искать поддержки в Православии. В этом случае встречное движение будет только естественным. Сейчас мы ищем и, слава Богу, находим союзников среди стран мирового Юга, но цивилизационное родство у нас только с теми, кто на Западе – в краях, где родилась Сикстинская Мадонна и был написан «Дон Кихот». И тогда, может быть, вспомнится, что в нашей, скажем так, национальной шкатулке остаётся идея Священного Союза. И возвышенная тень его наполнится какой-то новой плотью.

Юрий Михайлович Каграманов, культуролог, публицист, член редакционного совета журнала «Новый мир»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Каграманов
С кем воюем?
Правильный ответ на этот вопрос поможет понять, кто мы сами есть
29.08.2023
Все статьи Юрий Каграманов
Российская Империя
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
К 150-летию со Дня рождения Правителя Приамурского Земского края
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Привет от Евгения Пригожина
Только ли за взятки арестовали Тимура Иванова?
27.04.2024
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Новости Великобритании
«Нам с ними не по пути»
Политика Евросоюза, США и Британии, которые лоббируют ускоренный трансгендерный переход, а также законодательное упрощение процесса смены пола, — путь, ведущий к вырождению их наций
25.04.2024
«Западу плевать на то, сколько жителей Украины погибнет»
Украинцы безутешно стенают по поводу того, что Запад не хочет поставить их с Израилем на одну доску
20.04.2024
Разделит ли Запад Украину?
Почти все западные СМИ и эксперты вдруг заговорили — как о само собой разумеющемся — о возможности признать утрату Украиной территорий
16.04.2024
Туманный Альбион заслужил удар возмездия
Своими действиями по организации нового миропорядка Россия, по сути, покусилась на передел рынков ТНК, а значит на капиталы глобалистов
04.04.2024
«Вызовы сделали нас сильнее»
Россия, несмотря на беспрецедентное давление, сегодня пятая экономика мира и крупнейшая в Европе
02.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 17:35
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
27.04.2024 17:32
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01