Священник не должен превращаться в «классного чела, делающего мерчуху»

Об участии миссионера в телевизионном шоу

Миссионерская деятельность 
0
2402
Время на чтение 3 минуты
Фото: скриншот

Как известно, «мера слова определяется не тем, что высказывается, а тем, что собеседник способен вместить».

Понимание этого подталкивает нас к внимательному отношению к тому, что можно назвать «инкультурированием», «кодированием информации», т.е. переводом тех мыслей, которые мы бы хотели донести до собеседника, на доступный собеседнику язык.

При этом неизбежно упрощение, а то и вульгаризация.

Но это не самое страшное.

Хуже, когда человек, искренне пытающийся установить контакт и донести до собеседника что-то действительно важное, не просто перекодирует информацию в соответствии со способностью принимающего этот код расшифровать его, но когда человек начинает подыгрывать.

Входить в дух собрания. И терять присутствие Того Духа, в деле стяжания Которого мы, христиане, обязаны пребывать день и ночь.

Коллеги с информационных фронтов поделились информацией о том, что иерей Артемий Пономарёв из Князь-Владимирского собора Иркутска решил поучаствовать в шоу с Малаховым и Ивлеевой «Примерка профессий». (См.с 34:00)

Впрочем, я бы не стал навешивать на Малахова столь недвусмысленных ярлыков (хотя никогда не смотрю телепередач с его участием). Ведущий вёл себя вполне пристойно, да и священнослужитель был достаточно сдержан, не подыгрывал ведущей, роняя «чести мундира» (хотя и не был облачён в подрясник, а выглядел достаточно «продвинуто»). На ведущую было смотреть стыдно, но, видимо, это такое амплуа – изображать не очень сдержанную маловоспитанную молодую особу. Не думаю, что о.Артемию, рассказывающему о «любви к «хэйтерам»», на самом деле приятно, что некоторые вещи, озвучиваемые им в разговоре с Малаховым, непременно нужно комментировать гримасами и аплодисментами. У молодого священника хватило присутствия Духа, чтобы никак не отреагировать на как бы «приколы» ведущей, которая продемонстрировала умение осенять себя крестным знамением и пошутила на тему того, что ей «нужно Причастие».

Дай Бог, чтобы о.Артемий, занимаясь «мерчем», сохранял это присутствие Духа, потому что все мы помним про предостережение о хождении «на совет нечестивых».

Обычно, когда говорят о тех опасностях, которые подстерегают православных миссионеров, вспоминают катастрофические итоги II Ватиканского Собора, в результате которого католики пустились в такого рода «миссионерствования», что переплюнули, пожалуй, и харизматов, давно уже превративших свои молитвенные собрания в капустники.

Не буду ничего про католиков – с ними, увы, всё понятно.

Лучше расскажу случай из жизни.

В середине 2000-х я работал в православном издательстве в отделе сбыта. Приходилось частенько бывать в одной образцовой в плане миссионерства епархии. Там осуществляли тогда «смычку» семинаристов со студентами, уповая на то, что студенты потянутся в Церковь.

Но результатом «смычки» стало, на мой взгляд, то, что не студенты потянулись в храм, но наоборот: семинаристы потянулись в общагу.

Помню, Великим Постом в окно келии, в которой нас разместили, влез семинарист, возращающийся из женской общаги, где «праздновали 8 марта».

Я был, честно говоря, в шоке. Великим Постом семинарист болтается по женским общагам!

Поэтому потом – (увы, как муха из притчи вижу и запоминаю чаще всего в основном плохое) – всегда при упоминании миссионерских успехов той епархии, всегда вспоминал именно этот эпизод.

Возможно, это не общее, а частное. Возможно, даже исключение из правил.
Может быть.

Но, наблюдая за жизнью того прихода, в котором пребываю последние 12 лет, вижу, что ничего хорошего не происходит. С такого рода «миссионерством».

Пришло затишье после неофитского взрыва эпохи гласности Горбачёвской – когда многое определялось фрондой; после взрыва неофитского 90-х, когда был какой-то массовый поиск и желание постижения «Православия – как неизвестной религии»… После всего этого наступило привычное для тысяч лет сосуществования человека и Спасителя состояние, когда потребность в богообщении определяется не политической коньюнктурой, не культурологией, а вещами более глубинными. Теми самыми, которые приводили и приводят человека в Храм и при коммунистах, и при демократах, и при прочих, вне зависимости от актуальных политических лозунгов…

Может быть, и так.

Но может быть всё гораздо хуже.

Церковь стала обыденностью.

Стала в один смысловой ряд с прочими атрибутами нашей общественной и культурной жизни. Перестала быть чем-то …не от мира сего. Став «скрепой», перестала быть представительством Неба на земле.

И, боюсь, что такие передачи могут ещё больше закрепить в сознании потребителей развлекательного контента представление о Церкви – как об одном из учреждений. Не более того. Ведь некоторые священники – и весьма симпатичные священники – как будто бы ничем не отличаются от потребителей развлекательного контента.

Молодой священник о.Артемий вызывает у меня симпатию. Прежде всего, повторюсь, тем, что явно демонстрирует присутствие Духа Святого на собрании, которое хотя и не назовёшь «сборищем нечестивых», но… тем не менее. Да, кому-то, несомненно, нужно идти и на эти собрания тоже. Но, во-первых, далеко не всем. И, во-вторых, те, кто сейчас ходят туда, должны, всё-таки, понимать, что хождения эти – всего-лишь этап в их духовной жизни.

Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36.

Иными словами, поддержка РПЦ государством во многом была продиктована политической конъюнктурой и расчётом с далеко идущими планами по встраиванию её, как мощного идеологического и мировоз-зренческого института, в новую модель государственного устройства и превентивной нейтрализации, как потенциального противника на пути начавшихся реформ. Власть должна была оправдаться в своих действиях перед народом и ожидала от МП поддержки. Когда в августе-декабре 1991 г. произошли революционные потрясения, коренным образом изме-нившие облик и внутреннее содержание России и вызывающие сомнения в их конституционной природе, священноначалие промолчало, безогово-рочно благословив новую власть и призвав свою паству к повиновению ей, взамен получив изрядные имущественные и финансовые преференции. Можно согласиться с точкой зрения З. И. Левина: «Религия – эффективное средство мобилизации масс для достижения мирских политических це-лей» .

35.

К. М. Харчев, знавший тайны отношений государства и РПЦ, дал исчерпывающую характеристику политического момента того времени, говоря о том, что морального авторитета у государства, которое строил Горбачёв, не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его у Церкви, которая, почувствовав, что без неё обойтись нельзя, начала дик-товать свои условия, в первую очередь – материальные. Он отмечал: «Вы хоть раз слышали, чтобы церковь осудила растаскивание государства, «грабительскую приватизацию», денационализацию и развал предприя-тий? А распад СССР? Нет, она все это освятила и получила за это свою часть… А (Совет по делам религий – прим. авт.) потому и ликвидировали: это был контрольный орган, который не давал воровать… Когда идет приватизация, зачем тут контроль какого-то совета? И государство отка-залось от этого контроля, чтобы… дать церкви то, что она просила взамен своего благословения» .

34.

Владыка Хризостом также смело обличил священнослужителей: «А что мы можем сказать верующим и неверующим не только словом, а прежде всего своим примером? Наше торжество началось служением Литургии в Богоявленском соборе. Его совершали члены Священного Синода, прекрасно пели хоры, но как мы себя вели, архиереи, клирики? Может быть, у меня искаженное видение, но мне было стыдно за всех нас. Если бы мы посмотрели на себя и друг друга со стороны не глазами священнослужителя, а глазами просто нецерковного человека и тем более глазами атеиста, да еще воинствующего, то мы бы выглядели не лучшим образом. Служба была хорошая, мы даже не относились к ней как к спектаклю, ибо на спектакле зрители так себя не ведут, как мы себя вели. Многие иерархи стояли на видном месте, разговаривали, смеялись, и весь их облик показывал, что они не были проникнуты молитвой. И это тоже проповедь, только чего? Как мы можем проповедовать, призывать к молитве, если мы сами разучились молиться»[2]. Кроме того, он высказался против того, чтобы настоятели вернулись к административному руководству в приходах и распоряжению приходскими средствами: «Помню 40-е гг., с 1943 по 1954 г., у нас тоже было возрождение, даже более мощное, чем сейчас: открывались храмы тысячами. Священнослужители имели возможность и административной и пастырской деятельности. С чего они начинали и чем они кончили, я думаю, все, кто жил в это время, знают. Начинали с того, что покупали себе роскошные дома на самом видном месте, красили заборы в зеленый цвет. Приезжай в любое место: лучший дом с зеленым забором и злой собакой – дом священника, и к нему не подберешься. А машины – не просто «Волги», а ЗИЛы. Я думаю, что великим благом, Промыслительным действием Божиим было то, что в 1961 г. отказались от административной деятельности. Это промыслительно потому, что последующие годы были трудные, но если бы священники были бы у власти, то их бы всех пересажали на законном основании. В эти годы управляли административной деятельностью, были у ящика, у денег – светские люди. Да, они, может быть, нечестно поступали, но они светские. По крайней мере, у нас не было возможности так широко пользоваться церковным карманом, мы часто путаем его со своим»[3].

33.

На Поместном Соборе 1988 г. в отличие от двух предшествующих Соборов (1945 и 1971 гг.) обсуждение некоторых тем приобрело острый, полемический характер. В этом плане особое внимание привлекла к себе речь архиепископа Иркутского Хризостома (Мартишкина). Он говорил, в частности, об отсутствии согласованности в действиях епархиальных архиереев по отношению к священнослужителям, нарушающим свои пастырские обязанности. «Мне стоило громадного труда, – сказал он, – избавиться от нескольких клириков. Они очень недостойно вели себя, они, может быть, не столько порочны, сколько бравировали своими недостатками, они сознательно разлагали церковное общество. Я говорил, что нельзя их назначать настоятелями в приходы, они должны служить под наблюдением в надежде на их исправление. Они получили хорошие места. Один из них здесь даже представляет епархию. Это печально, мы сознательно сами разлагаем Церковь»[1].

32. Ответ на 30, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Священнослужитель не должен превращаться в барыгу...

- вполне уместное апофатическое утверждение. Но одного его мало.
Предложу начать катафатически с самого начала от Известия учительного: «Священник человек да будет избран, честен, ведущь священная писмена, рукоположен правильне от архиерея».
Обращаю ваше внимание на приоритеты: в начале избран (см. п.7), затем - честен, обучен и посвящен.
Не потому ли в последних редакциях Служебника Известие учительное вымарано?
Алекс / 29.08.2023, 05:46

31.

Понимает человек предмет или не очень - как проверить - на чем, каков критерий? Ведь уровень-степень понимания могут быть разными тем более, когда речь идет о Слове Божием… Откуда "приходит" здесь понимание?

30.

Священнослужитель не должен превращаться в барыгу...

29. Ответ на 28, Сергей:

говорил, что Таинства, проповедь, молитва - это лишь средства, которые не должны подменять и, что важнее, отменять цели. Или вы не читатель, вы писатель?

Я тоже до сих пор так и не смог прочитать у Вас, чего же Вы требуете от священника. Вы это, поконкретнее - не лозунгами типа "даёшь пастырство!" - а поконкретнее, чё делать-то священнику согласно Вашей программе...

Внимательно перечитайте п.7.
Еще раз, для не могущих прочитать: ничего, ни от кого не требую и даже не прошу.
Кто я, чтобы требовать?
В моих словах лишь горечь за то, что люди, которые должны нас наставлять, сами ничего не понимают и мы в абсолютном большинстве потому слепые, что вожди наши слепы (Мф.15:14).
Только скорбь, молитва и упование на то, что Всемогущий Господь только до времени терпит эту нашу скорбь, и в Ему одному известное время управит всё к вящей Славе Своей.
По сути вопроса: в самом слове "пастырство" - зашит ответ на этот ваш вопрос. Пастырь - это пастух и обязанности у него пастуха, только в отличие от пастуха обычного, Пастыреначальник у него Бог и стадо у него Словесное.
Жрец - это тот, кто совершает священнодействия, кульминацией которых, является жертвоприношение. На Литургии мы и наше священство - совершаем Жертву Безкровную. Я не оговорился - мы вместе это делаем... по крайней мере - должны.
Теперь сравните это пастырство, имеющее целью душепопечение о овцах Христовых, где средствами являются проповедь (не внешним на стадионах и в интернете, а конкретно ему вверенному стаду Христову, помогать Приходу - конкретным его людям, разрешать их жизненные ситуации с точки зрения Евангелия - ежедневно навыкать практически жить по-христиански). Молитва и совместные Таинства призваны также быть средством к поставленной цели - душепопечения - пастырства.
Сравните это с "пастырством", где конечной целью являются их - пастырей - проповедь, их молитва и их священнодействия.
Сравните с тем, что видите сами - своим глазам, как известно, свидетелей не надо. И сами же себе ответьте, что есть что.
Мне не надо. Аз, многогрешный изучал как должно быть, видел как правильно бывает, и вижу как оно в большинстве случаев устроено теперь: это не просто жречество, это рафинированная латинская ересь. И это только при рассмотрении одного этого вопроса, а их, к сожалению накопилась масса.
Алекс / 28.08.2023, 12:01

28. Ответ на 27, Алекс:

говорил, что Таинства, проповедь, молитва - это лишь средства, которые не должны подменять и, что важнее, отменять цели. Или вы не читатель, вы писатель?

Я тоже до сих пор так и не смог прочитать у Вас, чего же Вы требуете от священника. Вы это, поконкретнее - не лозунгами типа "даёшь пастырство!" - а поконкретнее, чё делать-то священнику согласно Вашей программе...
Сергей / 25.08.2023, 13:35

27. Ответ на 24, Павел Тихомиров:

Вы некорректно проводите аналогии.
Священник - не врач, а медсестра.
Врач - это Господь, преподающий Себя в Таинствах.

Специалисту по аналогиям. Ну перевел вам свой ответ на доступный собеседнику язык.

, даже без упрощений и вульгаризации - не помогло.
А между тем, вся церковная служба состоит из символов - в частности священник во время Литургии символизирует собой Христа - Врача. Это общеизвестно и никем не оспаривается. А вот кому тогда может принадлежать символическая роль медсестрер, придется вам домысливать самостоятельно. Ничего не буду иметь против, если медсестрами считать будете замглавредов православных изданий.


Отвечаю не для Вас, а для тех, кто наблюдает за обменом мнениями.

Таинства Церкви Христовой - это не некие волшебные дары, которыми распоряжается жрец. В Таинствах Сам Спаситель, Который (будучи принят верующим) содействует исцелению того, кто в покаянном настрое принял Таинства.

Если же предположить, что священник - это якобы не тот, кто преподаёт Таинства, а кудесник, тогда да, его можно было бы назвать целителем.

Думаю, непредвзято настроенный читатель (не Вы, Алекс, разумеется) разницу уловит.

В огороде бузина, а в Киеве дядька. А кто утверждал обратное? Где вы взяли обвинение в магизме (кудесничестве)? Аз, многогрешный, говорил лишь, что одного таинствосовершительства мало! говорил, что Таинства, проповедь, молитва - это лишь средства, которые не должны подменять и, что важнее, отменять цели. Или вы не читатель, вы писатель? Похоже (по вашему примеру :-))) тоже - обращаюсь к непредвзятому читателю), попал в цель с выбором песни Высоцкого!
Алекс / 25.08.2023, 12:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Размышления об исихазме и иконописи
26.04.2024
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15