Как известно, «мера слова определяется не тем, что высказывается, а тем, что собеседник способен вместить».
Понимание этого подталкивает нас к внимательному отношению к тому, что можно назвать «инкультурированием», «кодированием информации», т.е. переводом тех мыслей, которые мы бы хотели донести до собеседника, на доступный собеседнику язык.
При этом неизбежно упрощение, а то и вульгаризация.
Но это не самое страшное.
Хуже, когда человек, искренне пытающийся установить контакт и донести до собеседника что-то действительно важное, не просто перекодирует информацию в соответствии со способностью принимающего этот код расшифровать его, но когда человек начинает подыгрывать.
Входить в дух собрания. И терять присутствие Того Духа, в деле стяжания Которого мы, христиане, обязаны пребывать день и ночь.
Коллеги с информационных фронтов поделились информацией о том, что иерей Артемий Пономарёв из Князь-Владимирского собора Иркутска решил поучаствовать в шоу с Малаховым и Ивлеевой «Примерка профессий». (См.с 34:00)
Впрочем, я бы не стал навешивать на Малахова столь недвусмысленных ярлыков (хотя никогда не смотрю телепередач с его участием). Ведущий вёл себя вполне пристойно, да и священнослужитель был достаточно сдержан, не подыгрывал ведущей, роняя «чести мундира» (хотя и не был облачён в подрясник, а выглядел достаточно «продвинуто»). На ведущую было смотреть стыдно, но, видимо, это такое амплуа – изображать не очень сдержанную маловоспитанную молодую особу. Не думаю, что о.Артемию, рассказывающему о «любви к «хэйтерам»», на самом деле приятно, что некоторые вещи, озвучиваемые им в разговоре с Малаховым, непременно нужно комментировать гримасами и аплодисментами. У молодого священника хватило присутствия Духа, чтобы никак не отреагировать на как бы «приколы» ведущей, которая продемонстрировала умение осенять себя крестным знамением и пошутила на тему того, что ей «нужно Причастие».
Дай Бог, чтобы о.Артемий, занимаясь «мерчем», сохранял это присутствие Духа, потому что все мы помним про предостережение о хождении «на совет нечестивых».
Обычно, когда говорят о тех опасностях, которые подстерегают православных миссионеров, вспоминают катастрофические итоги II Ватиканского Собора, в результате которого католики пустились в такого рода «миссионерствования», что переплюнули, пожалуй, и харизматов, давно уже превративших свои молитвенные собрания в капустники.
Не буду ничего про католиков – с ними, увы, всё понятно.
Лучше расскажу случай из жизни.
В середине 2000-х я работал в православном издательстве в отделе сбыта. Приходилось частенько бывать в одной образцовой в плане миссионерства епархии. Там осуществляли тогда «смычку» семинаристов со студентами, уповая на то, что студенты потянутся в Церковь.
Но результатом «смычки» стало, на мой взгляд, то, что не студенты потянулись в храм, но наоборот: семинаристы потянулись в общагу.
Помню, Великим Постом в окно келии, в которой нас разместили, влез семинарист, возращающийся из женской общаги, где «праздновали 8 марта».
Я был, честно говоря, в шоке. Великим Постом семинарист болтается по женским общагам!
Поэтому потом – (увы, как муха из притчи вижу и запоминаю чаще всего в основном плохое) – всегда при упоминании миссионерских успехов той епархии, всегда вспоминал именно этот эпизод.
Возможно, это не общее, а частное. Возможно, даже исключение из правил.
Может быть.
Но, наблюдая за жизнью того прихода, в котором пребываю последние 12 лет, вижу, что ничего хорошего не происходит. С такого рода «миссионерством».
Пришло затишье после неофитского взрыва эпохи гласности Горбачёвской – когда многое определялось фрондой; после взрыва неофитского 90-х, когда был какой-то массовый поиск и желание постижения «Православия – как неизвестной религии»… После всего этого наступило привычное для тысяч лет сосуществования человека и Спасителя состояние, когда потребность в богообщении определяется не политической коньюнктурой, не культурологией, а вещами более глубинными. Теми самыми, которые приводили и приводят человека в Храм и при коммунистах, и при демократах, и при прочих, вне зависимости от актуальных политических лозунгов…
Может быть, и так.
Но может быть всё гораздо хуже.
Церковь стала обыденностью.
Стала в один смысловой ряд с прочими атрибутами нашей общественной и культурной жизни. Перестала быть чем-то …не от мира сего. Став «скрепой», перестала быть представительством Неба на земле.
И, боюсь, что такие передачи могут ещё больше закрепить в сознании потребителей развлекательного контента представление о Церкви – как об одном из учреждений. Не более того. Ведь некоторые священники – и весьма симпатичные священники – как будто бы ничем не отличаются от потребителей развлекательного контента.
Молодой священник о.Артемий вызывает у меня симпатию. Прежде всего, повторюсь, тем, что явно демонстрирует присутствие Духа Святого на собрании, которое хотя и не назовёшь «сборищем нечестивых», но… тем не менее. Да, кому-то, несомненно, нужно идти и на эти собрания тоже. Но, во-первых, далеко не всем. И, во-вторых, те, кто сейчас ходят туда, должны, всё-таки, понимать, что хождения эти – всего-лишь этап в их духовной жизни.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»
36.
35.
34.
33.
32. Ответ на 30, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Предложу начать катафатически с самого начала от Известия учительного: «Священник человек да будет избран, честен, ведущь священная писмена, рукоположен правильне от архиерея».
Обращаю ваше внимание на приоритеты: в начале избран (см. п.7), затем - честен, обучен и посвящен.
Не потому ли в последних редакциях Служебника Известие учительное вымарано?
31.
30.
29. Ответ на 28, Сергей:
Внимательно перечитайте п.7.
Еще раз, для не могущих прочитать: ничего, ни от кого не требую и даже не прошу.
Кто я, чтобы требовать?
В моих словах лишь горечь за то, что люди, которые должны нас наставлять, сами ничего не понимают и мы в абсолютном большинстве потому слепые, что вожди наши слепы (Мф.15:14).
Только скорбь, молитва и упование на то, что Всемогущий Господь только до времени терпит эту нашу скорбь, и в Ему одному известное время управит всё к вящей Славе Своей.
По сути вопроса: в самом слове "пастырство" - зашит ответ на этот ваш вопрос. Пастырь - это пастух и обязанности у него пастуха, только в отличие от пастуха обычного, Пастыреначальник у него Бог и стадо у него Словесное.
Жрец - это тот, кто совершает священнодействия, кульминацией которых, является жертвоприношение. На Литургии мы и наше священство - совершаем Жертву Безкровную. Я не оговорился - мы вместе это делаем... по крайней мере - должны.
Теперь сравните это пастырство, имеющее целью душепопечение о овцах Христовых, где средствами являются проповедь (не внешним на стадионах и в интернете, а конкретно ему вверенному стаду Христову, помогать Приходу - конкретным его людям, разрешать их жизненные ситуации с точки зрения Евангелия - ежедневно навыкать практически жить по-христиански). Молитва и совместные Таинства призваны также быть средством к поставленной цели - душепопечения - пастырства.
Сравните это с "пастырством", где конечной целью являются их - пастырей - проповедь, их молитва и их священнодействия.
Сравните с тем, что видите сами - своим глазам, как известно, свидетелей не надо. И сами же себе ответьте, что есть что.
Мне не надо. Аз, многогрешный изучал как должно быть, видел как правильно бывает, и вижу как оно в большинстве случаев устроено теперь: это не просто жречество, это рафинированная латинская ересь. И это только при рассмотрении одного этого вопроса, а их, к сожалению накопилась масса.
28. Ответ на 27, Алекс:
27. Ответ на 24, Павел Тихомиров:
Священник - не врач, а медсестра.
Врач - это Господь, преподающий Себя в Таинствах.
Специалисту по аналогиям. Ну перевел вам свой ответ на доступный собеседнику язык., даже без упрощений и вульгаризации - не помогло.
А между тем, вся церковная служба состоит из символов - в частности священник во время Литургии символизирует собой Христа - Врача. Это общеизвестно и никем не оспаривается. А вот кому тогда может принадлежать символическая роль медсестрер, придется вам домысливать самостоятельно. Ничего не буду иметь против, если медсестрами считать будете замглавредов православных изданий.
Отвечаю не для Вас, а для тех, кто наблюдает за обменом мнениями.
Таинства Церкви Христовой - это не некие волшебные дары, которыми распоряжается жрец. В Таинствах Сам Спаситель, Который (будучи принят верующим) содействует исцелению того, кто в покаянном настрое принял Таинства.
Если же предположить, что священник - это якобы не тот, кто преподаёт Таинства, а кудесник, тогда да, его можно было бы назвать целителем.
Думаю, непредвзято настроенный читатель (не Вы, Алекс, разумеется) разницу уловит.
В огороде бузина, а в Киеве дядька. А кто утверждал обратное? Где вы взяли обвинение в магизме (кудесничестве)? Аз, многогрешный, говорил лишь, что одного таинствосовершительства мало! говорил, что Таинства, проповедь, молитва - это лишь средства, которые не должны подменять и, что важнее, отменять цели. Или вы не читатель, вы писатель? Похоже (по вашему примеру :-))) тоже - обращаюсь к непредвзятому читателю), попал в цель с выбором песни Высоцкого!