Патриотизм – просто преданность Почве? Или же государству, исполняющему конкретную функцию реализации Идеи?

Беседа во время прогулки по Минску православному

0
761
Время на чтение 6 минут

Недавно состоялся разговор с нашим постоянным автором, Дмитрием Валерьевичем Куницким. Поднималось много вопросов, так или иначе касающихся проблемы исполнения государством той функции, благодаря которой это самое государство можно считать (пусть и с оговорками) «исполняющим некое послушание защиты внешней ограды Церкви». Как минимум защиты. В противном случае у нас получается какое-то совсем уж языческое понимание патриотизма, как преданности Почве. Хоть с ранне-дугинским мистицизмом, хоть без оного. Предлагаем вниманию читателей первую часть текста обмена мнениями.

Павел Тихомиров: Дмитрий, не скрою, на меня православный Минск произвёл неизгладимое впечатление.

Наша аскетическая традиция учит крайне осторожно относиться к личным переживаниям, поэтому я вынужден ограничивать себя в эпитетах и метафорах. Постараюсь высказывать вещи более-менее рациональные.

Например, сам настрой как клириков, так и лаиков.

Минск совершенно не похож на Киев (я, разумеется, имею в виду «Киев здорового человека», тот «Киев», который существовал «при Кучме»). Нет тут ни снобизма, присущего страдающим некими комплексами, ни соответственно, проявлений этого снобизма: подчёркнутого «как бы цинизма», задиристости, которые рано или поздно оформляются в чувство агрессии.

Однако сейчас хотелось бы обратить внимание вот на какой момент.

Во время одной из наших встреч зашла речь о необходимости усиления в информационной среде Православия Белой Руси некоего «патриотического элемента».

Я не уверен, что существует сейчас необходимость педалировать эту тему.

Потому что патриотизм – такая штука специфическая, что вот тут ты – как бы «канонический патриот», а вот тут – уже «рассерженный патриот», а вот там – уже как бы и не патриот, а чуть ли не «национал-либерал». Не хотелось бы подвергаться риску выстраивания принципов осмысления своего мировоззрения исходя из контекстов сугубо общественно-политической «злобы дня».

Не торопись, пожалуйста, обвинять меня в «уранополитстве».

Дослушай.

Не патриотизм является несомненной христианской добродетелью. А трезвомыслие.

А вот уже когда христианин будет обладать зачатками трезвомыслия, то именно эта твёрдая почва, этот прочный фундамент мировоззрения, убережёт такого человека от участия в тех делах, которые могут содействовать анархии или же превращению структуры государственного управления в нечто, являющееся инструментом переформатирования общества в согласии с некими адовыми планами.

Православно верующего трезвомыслящего человека не нужно будет агитировать ходить на митинги и размахивать флагами, участвуя в акциях поддержки того или иного политического лидера. И если православный человек будет внятно понимать, что этот лидер проводит политику, которая будет способствовать убережению народа от адовых искушений, то такой человек и безо всякой патриотической агитации будет патриотом.

Дмитрий Куницкий: Есть такое неправильное течение в современной православной среде (среди прочих) – противопоставлять патриотизм как добродетель другим добродетелям. Либо исключать его из списка важных добродетелей. Либо утверждать, что он как-то препятствует другим добродетелям. Как будто фарисеям помешал принять Христа здоровый патриотизм!

И одно дело, когда это вещают либералы – «любвеобильные космополиты-антиаскеты», другое дело – когда, наоборот, ревнители духовности!

Но патриотизм – это отнюдь не вторичная, необязательная функция от православного трезвомыслия, но и зачастую, как и всякая меня добродетель, – путь к нему!

Более того, разумеется, если человек станет твердым православным, это совсем не значит, что патриотизм куда ему будет совершенно не нужен! Напротив, именно тогда патриотизм именно тогда станет способом служения, употребления благодатных талантов. И, прежде всего, для ограждения от зла, насаждения добра и приведения к Православию своих соотечественников!

П.Т.: Насчёт того, что «патриотизм – это не функция от трезвомыслия, а путь к нему», я не соглашусь категорически. (Хотя сам прошёл именно такой путь – вначале сформировался как черносотенец, а уже потом с Божией помощью и стимулируемый скорбями начал ползти в направлении обретения трезвомыслия).

Всё это так на практике чаще всего бывает.

Но мы же с тобой как-никак – вроде философов. Поэтому с приоритетами в пространстве системы ценностей подмен не должны осуществлять. Если цель – спасение души, а не спасение государства, то попечение о государстве будет как раз функцией. (Государстве, как исключительно важном «костыле спасения», внешней стене Церкви, без которой спастись несравненно сложнее. Но не государстве-идоле).

Я ведь неслучайно упомянул о том, что сам – как патриот русского мира – сформировался именно в пространстве культуры правого консерватизма. Не уверен, что это мировоззрение по нраву будет как окружению В.В.Путина, так и окружению А.Г.Лукашенко.

Д.К.: Не согласились – и тут же подтвердили правоту примером!-))

Вот именно: от черносотенства поползли в верном направлении внутреннего трезвения и борьбы!

А вот сторонники либерализма и космополитизма как раз склонны ползти в обратном настроении – в сторону «любвеобильности», «радостного христианства», тотальной икономии...

Далее. Вы тут отождествили патриотизм с попечением о государстве. Но попечение о государстве как раз частная функция патриотизма! Патриотизм – это любовь к Родине и, прежде всего, родному народу. А любовь – это забота, прежде всего, о его спасении и духовном процветании! Из которой вытекает уже осознание необходимости государственности, а потом и священности христианского государства!

Далее: я не соглашусь к сведению сущности и миссии христианского государства лишь к созданию внешней стены Церкви. Государство – это политическая организация народа на основе определенных религиозно-духовных начал, в нашем случае – христианских. Тогда государство – это еще и воплощение духа народа, получаемого им из конкретных религиозно-духовных начал, в нашем случае – в Православной Церкви. Всмотритесь в понятие: госу-дарство! Дар Господу! То есть, государство – это ещё и служение верующего церковного народа Богу. Служение соборной внешней и внутренней политикой по христианским идеалам. Устроение народной жизни по-христиански и свидетельство этой жизнью внешнему миру с силовым вмешательством в него при необходимости.

П.Т.: Дмитрий, никто не станет спорить с этими определениями, кроме, разве что, тех, кому суждено родиться и жить в странах с неправославной, а то и антиправославной политической и бытовой культурой.

В этом смысле гораздо логичнее и крепче позиция у протестантов и католиков. Разумеется, я в данном случае имею в виду протестантов и католиков не нонешних, а, так сказать «здорового человека».

В первом случае у людей изначально выстраивается такая иерархия ценностей, в рамках которой в центре будет всё то, что связано со спасением души, так, что те или иные явления в жизни воспринимались очень просто и ясно – как способствующие спасению или препятствующие спасению. (Да, в еретической и упрощённой форме, если воспринимать это понимание в контексте святоотеческом, но, тем не менее). Уранополиты.

В случае с латинянами срабатывает (срабатывал) несколько иной механизм – у римо-католиков всегда есть возможность аккуратно продемонстрировать, скажем так, не безусловную поддержку актуального на данный момент политического режима. Дескать – «как гражданин – всей душой за дорогого Пиночета, но как католик… вынужден, всё-таки, слушаться папу».

И это, хоть и лукаво, но даёт определённое «окно возможностей».

Которого нет у нас, у православных.

Вот и получается, что приходится быть или «уранополитом», или объявлять руководство государства «вождями», а то ещё и «богомданными» «вождями». Вот именно исходя из этой логики и ВСУ, якобы, «защищают от агрессии».

Кстати, в музее Всехсвятского собора на стенде, посвящённом Грюнвальдской битве, до сих пор надпись весьма патриотичная – в контексте литвинского патриотизма. И там, как ты сам мне указал – прямо указывается, что московское войско – противник, если не враг. И это – вполне патриотично. Если уж говорить начистоту, без наших этих юлений нескончаемых.

Так что с патриотизмом я бы был поосторожнее.

Хорошо быть православным патриотом в стране, которая исполняет функцию барьера на пути сатанизации общества.

А если нет?

Продолжение следует…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Патриотизм - любовь к Отечеству

Патриотизм - это любовь к Отечеству, то есть к духовно-нравственным идеалам, моральным принципам и традиционным культурно-историческим ценностям своей страны.

Без совокупности этих идеалов, принципов и ценностей человек превращается либо в "пещерного патриота" с готтентотской моралью, либо в "испугавшегося патриота" типа ряда нынешних иноагентов.
Zakatov / 16.08.2023, 20:15

2.

П.Т.: Не уверен, что это мировоззрение правого консерватизма по нраву будет как окружению В.В.Путина, так и окружению А.Г.Лукашенко.

Можно подкорректировать: "...по нраву будет как В.В.Путину, так и А.Г.Лукашенко."

П.Т.: Хорошо быть православным патриотом в стране, которая исполняет функцию барьера на пути сатанизации общества.
А если нет?

В рамках новой этики надо сказать: "Спасибо за вопрос". Поскольку "Продолжение следует…" подождём мнения участников диалога.
Владимир С.М. / 16.08.2023, 16:21

1.

Ура, мы православные! Тогда - или истина, или антиномия. И как-то, сразу не до "ура".
Игорь Бондарев / 16.08.2023, 14:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Ради того, чтобы преподнести нас «колонизаторами», украинцы готовы стать неграми и даже секс-меньшинствами
30.04.2024
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Размышления об исихазме и иконописи
26.04.2024
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Дмитрий Куницкий
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 2. ВНС: препятствия и вызовы на тернистом пути к соборности
26.04.2024
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 1. Краткий экскурс в отечественную историю соборности
25.04.2024
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Священная война России на Украине
22.04.2024
Симфония Церкви и белорусского государства крепнет, но и выходит к Рубикону
Важен переход от высоких слов к трудным делам
01.04.2024
Встреча Александра Лукашенко с архиереями Белорусской православной церкви
«Государство – это тело народа. Церковь – душа народа»
16.03.2024
Все статьи Дмитрий Куницкий
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05