Куликовская битва в отечественной мультипликации: Народность и Православие

«Лебеди Непрядвы» и «Пересвет и Ослябя»

1 Евгений Х. 
1039
Время на чтение 5 минут
Фото: "Пересвет и Ослябя". кадр

Куликовская битва, или Донское побоище, является одним из самых значимых событий в русской истории. Эта военная победа явилась одной из важнейших вех в обретении Московской Русью самостоятельности и грядущем избавлении от татарского ига.

Отразить данную эпическую битву на киноэкране – очень ответственная и сложная задача: от режиссёра поистине требуется соблюдение достаточной исторической достоверности в воссоздании картины Руси XIV века, адекватное воссоздание образов исторических лиц (где реальность исторических хроник должна талантливо разбавляться авторской интерпретацией) и, наконец, демонстрация значения Куликовской битвы в истории Российского государства.

Масштабной игровой киноленты о событиях 1380 года не снято. Повод ли это горевать или радоваться – вопрос непростой. Ибо даже такой новаторский и масштабный для своего времени фильм, как «Александр Невский» 1938 года, являет пример очень вольного отношения к истории, во многом с целью угождения действовавшей во время съемок фильма идеологии.

Зато о Куликовской битве было снято два анимационных фильма: «Лебеди Непрядвы» 1980 г. и «Пересвет и Ослябя» 2010.

По нашему скромному мнению режиссёры обоих мультфильмов, Роман Давыдов и Станислав Подивилов, со своими задачами справились на весьма высокую оценку. Тем не менее, мультфильмы получились весьма разными по своему посылу, на что повлияло как целеполагание создателей, так и дух и настроения эпох, в которые создавались данные анимационные фильмы.

Мультфильм «Лебеди Непрядвы» приурочен к шестисотлетию Куликовской битвы, которое наша страна отмечала в 1980 году. Он являет собой наидостойнейший образчик самобытной советской анимации и великолепной драматической школы.

Основная идея картины – это борьба русского народа против татаро-монгольских захватчиков, внутреннее стремление к обретению свободы своей Родины, выраженное в словах княжича Василия, обращённых к отцу – Дмитрию Московскому, будущему Донскому, где княжич негодует, почему русским князьям приходится ездить в Орду.

Демонстрации страдания народа под игом уделено немало хронометража фильма. Сцена пытки русских воинов под дощаными щитами отсылает нас к трагедии Калки (1223 год), за которой через некоторое время последовало нашествие Орды на Русь.

В мультфильме подчёркивается, что Русь не смирилась с игом. Князь Дмитрий отвечает сыну Василию, что нужно было накопить достаточно сил для сопротивления.

Важная фигура в мультфильме – это Сергий Радонежский, благословляющий князя и народ на грядущую битву. Надо отметить, что мультфильм – доперестроечный, то есть, открытое присутствие в сюжете православного игумена – очень смелый шаг со стороны создателей, подчёркивающий их верность исторической истине.

Сама по себе тема Православия в мультфильме подана весьма конкретно, но, между тем, ненавязчиво. Персонажи не говорят о Боге, не молятся, не совершают крестное знамение. Но зрителю несколько раз продемонстрирован стяг со Спасом.

Очень важный смысл, заложенный в мультфильм, - это то, что на битву с Ордой выдвигается народ: крестьяне, ремесленники. И смысл победы на Куликовом поле в том, что это народная победа, которая стала первой демонстрацией реальной силы окрепшего Русского государства.

***

Мультфильм «Пересвет и Ослябя» 2010 года изначально позиционирован именно как православный мультфильм. В центре сюжета – личность Александра Пересвета, прошедшего путь от брянского воина до монаха в обители Сергия Радонежского.

Поход Дмитрия Московского на Дон заставил бывшего воина Пересвета вновь взять в руки меч и отдать жизнь в битве.

Иначе в мультфильме «Пересвет и Ослябя» подана тема монголо-татарского ига. Доминирует тема не народной трагедии, а испытания, посланному народу, которое требует от него терпения и смирения. Здесь, по нашему мнению играет не только сугубо православный посыл мультфильма, а некоторое, свойственное эпохе, смягчение темы русского патриотизма.

Это «смягчение», в свою очередь, проявлено даже в метаморфозе национального гимна. Где в Гимне Союза ССР поётся патетическое «Сплотила навеки Великая Русь», в современном варианте поётся мягкое и нейтральное «Россия – любимая наша страна».

Православная тематика мультфильма «Пересвет и Ослябя» раскрывается не только демонстрацией личной драмы монаха, вынужденного вновь взяться за оружие, - этот мотив с духовной точки зрения весьма удачен. Кроме этого персонажи неоднократно упоминают Бога и молятся. И вот такая навязчивая демонстрация религиозности, на наш взгляд, излишня и даже может вызвать отторжение.

В одной из сцен показано, как Дмитрий Донской, совершая молитву перед боем, творит троеперстное крестное знамение. Вероятно, создатели исходили из назидательно-дидактических целей, с расчётом, что мультфильм будут смотреть дети.

Но на самом деле, данная сцена может воскресить уже давно решённый спор, возникший на соборах 1666-67 годов относительно каноничности старомосковского обряда и, как следствие, святости древнерусских подвижников, к коим относится и сам Дмитрий Донской. Собор 1971 года окончательно закрыл этот спор, признав двоеперстие так же каноничным, как и троеперстие. Поэтому, в мультфильме не стоило идти против истории.

Ещё одна неоднозначность мультфильма «Пересвет и Ослябя» состоит в том, что в финальной сцене после разгрома Мамаевой Орды Дмитрий Донской произносит слово: «Свободны».

Данное высказывание может ввести зрителя в заблуждение. Так как Куликовская битва не привела к свержению ига, а послужила одной из главных вех в борьбе за свободу.

***

Можно сказать, что мультфильм «Лебеди Непрядвы» несёт в качестве основной идеи Народность, а мультфильм «Пересвет и Ослябя» – Православие. Только его манифестация в фильме во многом носит наивно-неофитский оттенок.

Ощепков Алексей Николаевич, Русское собрание, г. Пермь;

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Ощепков
Россия в борьбе с западным спрутом
Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России
20.04.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения
О важности понимания исторического контекста писем старца Филофея
09.03.2024
Выборы Президента России 2024
Механизм транзита власти рождается на наших глазах
19.02.2024
Все статьи Алексей Ощепков
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 07:36
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 06:29
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Vladislav
27.04.2024 02:59