Куликовская битва, или Донское побоище, является одним из самых значимых событий в русской истории. Эта военная победа явилась одной из важнейших вех в обретении Московской Русью самостоятельности и грядущем избавлении от татарского ига.
Отразить данную эпическую битву на киноэкране – очень ответственная и сложная задача: от режиссёра поистине требуется соблюдение достаточной исторической достоверности в воссоздании картины Руси XIV века, адекватное воссоздание образов исторических лиц (где реальность исторических хроник должна талантливо разбавляться авторской интерпретацией) и, наконец, демонстрация значения Куликовской битвы в истории Российского государства.
Масштабной игровой киноленты о событиях 1380 года не снято. Повод ли это горевать или радоваться – вопрос непростой. Ибо даже такой новаторский и масштабный для своего времени фильм, как «Александр Невский» 1938 года, являет пример очень вольного отношения к истории, во многом с целью угождения действовавшей во время съемок фильма идеологии.
Зато о Куликовской битве было снято два анимационных фильма: «Лебеди Непрядвы» 1980 г. и «Пересвет и Ослябя» 2010.
По нашему скромному мнению режиссёры обоих мультфильмов, Роман Давыдов и Станислав Подивилов, со своими задачами справились на весьма высокую оценку. Тем не менее, мультфильмы получились весьма разными по своему посылу, на что повлияло как целеполагание создателей, так и дух и настроения эпох, в которые создавались данные анимационные фильмы.
Мультфильм «Лебеди Непрядвы» приурочен к шестисотлетию Куликовской битвы, которое наша страна отмечала в 1980 году. Он являет собой наидостойнейший образчик самобытной советской анимации и великолепной драматической школы.
Основная идея картины – это борьба русского народа против татаро-монгольских захватчиков, внутреннее стремление к обретению свободы своей Родины, выраженное в словах княжича Василия, обращённых к отцу – Дмитрию Московскому, будущему Донскому, где княжич негодует, почему русским князьям приходится ездить в Орду.
Демонстрации страдания народа под игом уделено немало хронометража фильма. Сцена пытки русских воинов под дощаными щитами отсылает нас к трагедии Калки (1223 год), за которой через некоторое время последовало нашествие Орды на Русь.
В мультфильме подчёркивается, что Русь не смирилась с игом. Князь Дмитрий отвечает сыну Василию, что нужно было накопить достаточно сил для сопротивления.
Важная фигура в мультфильме – это Сергий Радонежский, благословляющий князя и народ на грядущую битву. Надо отметить, что мультфильм – доперестроечный, то есть, открытое присутствие в сюжете православного игумена – очень смелый шаг со стороны создателей, подчёркивающий их верность исторической истине.
Сама по себе тема Православия в мультфильме подана весьма конкретно, но, между тем, ненавязчиво. Персонажи не говорят о Боге, не молятся, не совершают крестное знамение. Но зрителю несколько раз продемонстрирован стяг со Спасом.
Очень важный смысл, заложенный в мультфильм, - это то, что на битву с Ордой выдвигается народ: крестьяне, ремесленники. И смысл победы на Куликовом поле в том, что это народная победа, которая стала первой демонстрацией реальной силы окрепшего Русского государства.
***
Мультфильм «Пересвет и Ослябя» 2010 года изначально позиционирован именно как православный мультфильм. В центре сюжета – личность Александра Пересвета, прошедшего путь от брянского воина до монаха в обители Сергия Радонежского.
Поход Дмитрия Московского на Дон заставил бывшего воина Пересвета вновь взять в руки меч и отдать жизнь в битве.
Иначе в мультфильме «Пересвет и Ослябя» подана тема монголо-татарского ига. Доминирует тема не народной трагедии, а испытания, посланному народу, которое требует от него терпения и смирения. Здесь, по нашему мнению играет не только сугубо православный посыл мультфильма, а некоторое, свойственное эпохе, смягчение темы русского патриотизма.
Это «смягчение», в свою очередь, проявлено даже в метаморфозе национального гимна. Где в Гимне Союза ССР поётся патетическое «Сплотила навеки Великая Русь», в современном варианте поётся мягкое и нейтральное «Россия – любимая наша страна».
Православная тематика мультфильма «Пересвет и Ослябя» раскрывается не только демонстрацией личной драмы монаха, вынужденного вновь взяться за оружие, - этот мотив с духовной точки зрения весьма удачен. Кроме этого персонажи неоднократно упоминают Бога и молятся. И вот такая навязчивая демонстрация религиозности, на наш взгляд, излишня и даже может вызвать отторжение.
В одной из сцен показано, как Дмитрий Донской, совершая молитву перед боем, творит троеперстное крестное знамение. Вероятно, создатели исходили из назидательно-дидактических целей, с расчётом, что мультфильм будут смотреть дети.
Но на самом деле, данная сцена может воскресить уже давно решённый спор, возникший на соборах 1666-67 годов относительно каноничности старомосковского обряда и, как следствие, святости древнерусских подвижников, к коим относится и сам Дмитрий Донской. Собор 1971 года окончательно закрыл этот спор, признав двоеперстие так же каноничным, как и троеперстие. Поэтому, в мультфильме не стоило идти против истории.
Ещё одна неоднозначность мультфильма «Пересвет и Ослябя» состоит в том, что в финальной сцене после разгрома Мамаевой Орды Дмитрий Донской произносит слово: «Свободны».
Данное высказывание может ввести зрителя в заблуждение. Так как Куликовская битва не привела к свержению ига, а послужила одной из главных вех в борьбе за свободу.
***
Можно сказать, что мультфильм «Лебеди Непрядвы» несёт в качестве основной идеи Народность, а мультфильм «Пересвет и Ослябя» – Православие. Только его манифестация в фильме во многом носит наивно-неофитский оттенок.
Ощепков Алексей Николаевич, Русское собрание, г. Пермь;