О почитании прежде прославления

Комментарий священника к публикации «Коммерсанта»

Иван Грозный 
0
1021
Время на чтение 4 минуты
14 апреля на сайте газеты «Коммерсант» была опубликована статья журналистки Марии Башмаковой «Поклонение некст. Каким святым молятся православные»?

В своем материале автор рассматривает вопросы народного почитания частью церковного сообщества некоторых исторических личностей: Государей Иоанна Грозного и Павла I-го, а также Григория Распутина и Александра Суворова.

С сожалением следует отметить, что журналистка весьма легкомысленно и игриво отнеслась к очень серьезным проблемам, которые попыталась осветить в своей пространной статье. По прочтении можно сделать вывод, что автор не владеет объективной информацией, касающейся рассматриваемых вопросов и изложила материал весьма поверхностно и односторонне.

В начале статьи автор с пафосом заявляет: «Правила канонизации святых в России прописаны четко. Однако тысячи людей, считающие себя православными, молятся не причисленным к лику святых, рассказывают о помощи и верят в чудо».

Но в истории Церкви, несмотря на четко прописанные правила канонизации, не редки случаи многолетнего почитания будущих святых и молитвенного обращения к ним еще до их церковного прославления.

Так было с почитанием св. блаж. Ксении Петербургской, прп. Серафима, Саровского, Св. прав. Иоанна Кронштадтского, Св. Царственных мучеников.

Немало православных людей сегодня с почитанием относятся к Оптинским новомученикам - иеромонаху Василию, инокам Трофиму и Ферапонту, погибших от меча сатаниста в Пасхальную ночь 1993 года и молитвенно обращаются к ним за помощью. Тоже самое можно сказать о почитании частью церковного народа наших современников иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) или петербургского митрополита Иоанна (Снычева).

Такое почитание - вполне обыденная в Церкви практика и не следовало представлять этот факт, как нечто невероятное.

Честно говоря, режет слух сам духовный настрой статьи и скрытая ирония автора, как по отношению к почитаемым личностям, так и к тем, кто их почитает и молитвенно к ним обращается.

И те, и другие выведены в статье весьма карикатурно. В такой иронично-гротескной форме. В этой форме проглядывается лукавство с претензией на истину. Но, как писал апостол Павел: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1: 20).

Про участие Бога в прославлении святых автор, как-то вообще забыла и не упоминает.

Смерть – дело серьезное. И относится с иронией к почитанию церковным народом Павла I-го и Григория Распутина, павшим от рук убийц, одержимых сатанинской ненавистью, за то христианское служение, которое они несли, как крест, недопустимо и весьма небезопасно в духовном смысле.

А вот взгляды т.н. «экспертов» изложены автором, как непреложные – без критического анализа, изложенных ими мнений, объективной оценки самих, избранных в качестве экспертов, личностей и их заблуждений.

Стали бы мы верить человеку, который оправдывает предательство – «Иудин грех» и не только не стыдится, но и выступает, как апологет такового деяния?

Станет ли не раскаявшийся соучастник убийства признаваться в совершенном преступлении или будет всячески выгораживать себя и своих подельников?

В упоминаемом в статье Приложении к докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, говорится: «В условиях глубокого политического кризиса и дискредитации монархической власти в Империи группа лиц, близких ко двору и искренне преданных Царю, совершила 17 декабря 1916 г. убийство Г. Распутина. Почти вся Императорская фамилия фактически поддержала убийц…».

Из этого заключения видно, что те, кто его написал и подписывался под ним, вполне оправдывают совершенное не только по отношению к Григорию Распутину, но и к Царской семье злодеяние и могут рассматриваться в глазах Божиих, как соучастники убийства невинного человека.

И автор статьи явно симпатизирует и авторам Приложения, и «экспертам», не утруждая себя пониманием того, что «пьянство и разврат» Григория Распутина существовали лишь в воспаленных умах революционеров и их подельников.

В заключение статьи почитание праведных людей устами еще одного «эксперта» обозначено как «социально-психологическое явление». Герои статьи представлены читателям «Коммерсанта», как явно «тронутые умом» адепты с сектантским уклоном.

Никакой объективности в такой оценке нет.

Как сказал Христос: «И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11: 19).

Сейчас вполне достаточно информационного материала для того, чтобы изучить различные точки зрения о жизни и деятельности упоминаемых автором исторических личностей и отношения к ним различных слоев народа. Хотелось бы пожелать автору более глубже проработать информацию и все стороны столь противоречивых мнений.

Зачем же скатываться до уровня «желтой прессы»?

Хотя, возможно, это и есть уровень «Коммерсанта», где ради коммерции готовы и праведных людей, и их почитателей выставить на посмешище, не понимая и не принимая во внимание, что «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч. 9: 10).

Священник Сергий Чечаничев, Санкт-Петербург
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: О почитании прежде прославления

Согласен с уважаемой Татьяной Соболевой. Обижаться и сетовать тут нечего. Сами эти "почитатели" дают повод для злословия. Прикрываясь некстати приведенными цитатами из Св. Писания ( мудрыми назвать определенную группу "почитателей" никак нельзя; скорее они по скдаду души близки к немногочисленным экзальтированным почитательницам Г. Распутина), автор данной заметки совершенно необоснованно (мягко говоря) причисляет составителей Приложения к соучастникам убийства Г. Распутина. Констатация выдается им как "соучастие". Многочисленные свидетельства современников о "старце" Распутине тоже плоды "воспаленного ума"? Не пора ли "почитателям" на самих себя обратиться ?..
М.Е. / 20.04.2018, 05:31

2. Re: О почитании прежде прославления

Прошу прощения, но к сожалению, иногда сами люди, считающие себя православными, дают повод для злословия всяким "Коммерсантам". Увы, поиск чудес и святых в наше время порождает веру в лжечудеса и поклонение лжесвятым. Яркий пример - мальчик Славик, которого ни много, ни мало именуют святым отроком Вячеславом, пророком и чудотворцем, которому пишут иконы, акафисты, а к его могиле едут толпы паломников (опять же считающих себя православными)за земелькой, камушками и т.д. Можно наблюдать такое же почитание некоего старца иеросхимонаха Алексия (Пензенского) - инвалида детства, в инвалидной коляске, не владеющего ни руками, ни ногами, которого ну никак не могли рукоположить по Церковным канонам. Снова тебе и толпы паломников, и чудеса, и предсказания, и мироточения, и земелька с могилки. А ведь действительно в Церковной практике на примере приведенных отцом Сергием святых (Ксении Петербургской, Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского)существует такое явление - народное почитание прежде прославления. Почитают в народе и оптинских Новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года. Как же отличить настоящего святого от лжесвятого? Ну во-первых, настоящие святые имеют поистине народное почитание, а не почитание некоей части общества. Рассудим логически: отец Иоанн Кронштадтский и Григорий Распутин - современники. Можно ли говорить о том, что почитание Григория Распутина могло сравниться с почитанием отца Иоанна Кронштадтского при жизни? Однозначно нет, ибо Иоанна Кронштадтского знала и почитала вся Православная Россия, а Григория Распутина - экзальтированная часть Санкт-Петербургских дам из высшего общества. Момент второй: если сегодня мы обратимся хоть к сельскому батюшке хоть к маститому архиерею из Синода хоть к Патриарху и спросим как относиться убиенным на Пасху 1993 года Оптинским монахам, ответ будет однозначным - как к мученикам за Христа. Однако относительно некоторых личностей, которых снова некая часть общества пытается выдать за святых (Будь то Иоанн Грозный или Григорий Распутин или Вячеслав Чебакульский) мнение Церкви так же однозначно - нет никаких оснований для их канонизации. Причем нет оснований с приведением весомых аргументов. Если оснований для канонизации нет, значит и святыми они не являются. О каком народном почитании и поклонении тогда может идти речь? Если же часть общественности, которая и Церкви не слушает, продолжает настаивать на своем, самочинно распространяя лжеиконы и лжеакафисты, с призывом поклоняться лжесвятым, то зачем обижаться на статьи в газетах?
Tatiana Soboleva / 19.04.2018, 19:21

1. Re: О почитании прежде прославления

Чего ещё было ожидать от публикации в "Коммерсанте"? Пусть лучше коммерцию обсуждают, чем лезут своими липкими потными ручонками туда, в чём они разбираются как свинья в апельсинах. Лично я надеюсь, что придёт день, когда будут прославлены и Царевич-мученик Феодор Борисович Годунов со своей матерью Царицей Марией Григорьевной Годуновой-Бельской, и Царь-мученик Павел Петрович. Насчёт прославления Грозного Царя и Григория Распутина судить не берусь, ибо с ними не всё так однозначно, но чего они однозначно заслужили- так это восстановления их доброго имени от тех потоков лжи и грязи, которые на них обрушились как при жизни, так и после смерти.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Чечаничев
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Девочки обвиняют отчима в многолетнем сексуальном насилии
08.04.2024
Где искать фашизм?
Спустя два года войны
23.02.2024
Ситуация в семьях свидетельствует о последних временах
Как остановить спад рождаемости и вал разводов – взгляд священника
18.10.2023
Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева)
Об историческом значении сочинений владыки
05.10.2023
Прп. Исаак Сирин и старчество в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Выступление на форуме Православной выставки «Старцы нашего времени» в Санкт-Петербурге 15 августа 2023 года
17.08.2023
Все статьи Священник Сергий Чечаничев
Иван Грозный
Политические теологии Третьего Рима и Третьего храма
Доклад на конференции «Собиратели земли Русской. Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович»
07.05.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от учитель
10.05.2024 02:03