Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Гений вертикального взлёта»

14.09.2017


К 115-летию со дня рождения Н.И.Камова …

115 лет назад, 14 (1) сентября 1902 года, родился гениальный авиаконструктор, создатель вертолётов всемирно знаменитой марки «Ка», Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Николай Ильич Камов.

Существуют разные схемы вертолётов, у каждой свои достоинства и недостатки. Самая распространённая (классическая) схема, запатентованная выдающимся русским учёным Б.Н. Юрьевым в 1912 году, – несущий (подъёмный) винт на вертикальной оси и рулевой на горизонтальной оси в хвосте. (Без рулевого винта вертолёт будет вращаться вокруг собственной оси.) По такой схеме в 1940 году началось строительство первых в мире серийных вертолётов великого русского авиаконструктора-эмигранта И.И. Сикорского, а через 10 лет и вертолётов советского авиаконструктора М.Л. Миля (ученика Н.И.Камова). 

Камов создал первые, и до сего дня не имеющие аналогов в мире серийно выпускаемые вертолёты соосной схемы – два несущих винта противоположного вращения на одной оси. Рулевой винт для них не нужен, а отсюда и преимущества: меньше габариты машины и размеры взлётно-посадочной площадки, меньше вибрация, меньше расход горючего, проще управление, выше манёвренность, безопасность в обслуживании и т.д. и т.д.

При воплощении в жизнь этих достоинств возникло множество сложнейших научно-технических задач. Их пытались решать многие, но сумел решить только Н.И.Камов. В 1947 году был создан первый, совсем крошечный одноместный вертолёт – Ка-8 для Военно-морского флота («летающий мотоцикл»), через год – вертолёт связи и наблюдения Ка-10, в 1953-м – двухместный Ка-15 для поиска подводных лодок, затем 4-местный Ка-18 (золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958), затем первый советский боевой вертолёт, противолодочный Ка-25 (имел 18 модификаций), затем многоцелевой Ка-26 (5 мировых рекордов, закуплен многими странами, в т.ч. США через подставную фирму).  

Последними его машинами были Ка-27 грузоподъёмностью 5 т («Убийца авианосцев») и Ка-32 с множеством последующих модификаций. До их первого полёта Николай Ильич не дожил ровно месяц. Дальнейшие работы вёл его выдающийся ученик, Генеральный конструктор ОАО «Камов», лауреат Ленинской премии, академик РАН Сергей Викторович Михеев, под руководством которого были созданы все последующие модели вертолётов марки «Ка», в том числе знаменитые Ка-50 («Чёрная акула») и Ка-52 («Аллигатор»). 

Родился Николай Ильич в Иркутске, в семье учителя, в 20-летнем возрасте с отличием окончил Томский технологический институт, уехал в Москву, был рабочим на авиазаводе, конструктором в КБ Д.П. Григоровича, создавал автожиры (гибриды самолёта и вертолёта), занимался наукой в ЦАГИ. Лишь в 1948 году, после успешного показа на авиапараде в Тушино кустарно изготовленных Ка-8, специально для его работ было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ), которое он возглавлял 25 лет, создав уникальную конструкторскую школу. Не случайно историки авиации окрестили его «гением вертикального взлёта».

Умер Н.И.Камов в 1973 году, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Его именем названы улицы в Москве, Люберцах (где находится его КБ) и Улан-Удэ (где находится завод, выпускавший его вертолёты Ка-15 и Ка-18).
 
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме