Растет и ширится раздрай

Или кому нужна новая русская смута

Иван Грозный  Бывший СССР  100-летие революции  Фильм "Матильда" 
0
1488
Время на чтение 11 минут

Сегодня история со скандально нашумевшим фильмом Алексея Учителя «Матильда», премьера которого намечена на 25 октября, воспринимается как некий феномен. Характерный исключительно для нашего времени - в год столетия Февраля и Октября 1917 года. Но так ли это? Просто не осталось уже живых свидетелей другой премьеры, тоже по-своему скандальной и тоже связанной с августейшим семейством последнего русского Государя и их другом Григорием Распутиным.

Говорю, конечно, не о всем памятной ленте Элема Климова «Агония», вышедшей на экраны в середине 80-х годов. Ее мы все помним. А вот популярный в 20-е годы спектакль «Заговор императрицы», конечно, никому из нас видеть на сцене не довелось. Тем более, интересно мнение зрителя, причем, не советского, да к тому же лично знавшего Николая II. И более того, принимавшего самое активное участие в политической жизни России накануне и во время революции и даже лично присутствовавшего при отречении Государя.

Речь о Василии Витальевиче Шульгине (1878-1976), известном думском деятеле предреволюционной России, талантливом журналисте, активном участнике и организаторе белого движения, затем эмигранте, прожившем последние тридцать лет своей долгой и бурной жизни в СССР. Из них 12 лет в качестве политзаключенного. Однако еще в конце 1925 - начале 1926 года Шульгин тайно побывал в Советском Союзе по линии, созданной и подконтрольной чекистам монархической организации «Трест». Ирония судьбы, вернее сказать, сотрудников ОГПУ, еще в том, что известный русский монархист и националист Шульгин путешествовал тогда по своей бывшей родине под именем еврея Эдуарда Эмильевича Шмитта в целях полной, как говорится, конспирации.

Побывав в Киеве, Москве и Ленинграде, он выпустил в 1927 году заграницей книгу впечатлений «Три столицы». Она с интересом читается и сегодня, так как полна живых картинок быта и жизни советских людей, какими их увидел белоэмигрант Шульгин. А ведь был он талантливым и хлестким публицистом. Так что предоставим слово самому Василию Витальевичу, присутствовавшему на одном из спектаклей «Заговор императрицы» в Ленинграде:

- На подъезде Суворинского театра, что на Фонтанке, была Ходынка. Двери не вмещали потока людей, желавших увидеть пьесу, которая сегодня шла в двухсотый раз.

Интересны и сегодня впечатления Шульгина относительно новаторских веяний в советском театре середины 20-х годов:

- Я не успел рассмотреть публику, потушили свет, и взвился занавес.

Сразу я не понял, что это такое. За первым занавесом оказался второй, посредине которого красиво горела всевозможных цветов камнями... шапка Мономаха. Затем я увидел, что эта эмблема находится на груди огромного двуглавого орла, который во весь занавес. И еще через мгновенье понял, что этот орел изображен растрепанным и истерзанным, что корона слетела с искаженных мукой голов и когти беспомощно роняют скипетр и державу. В то же мгновенье я уловил в оркестре, игравшем шумную прелюдию, нечто, от чего я вздрогнул. Пусть в издевательском темпе, пусть раздерганные и искривленные, как этот орел, но все же это были звуки гимна, да, гимна, «Боже, царя храни», и его нельзя было не узнать!

... Тогда под шапкой Мономаха, продолжавшей гореть, таинственно мерцая изумрудами и яхонтами, открылось нечто вроде каюты. В этой каютке, ярко освещенной, в то время как все остальное было в тени, оказался стол, обыкновенный стол заседаний под красной скатертью, за каковым столом сидело четыре индивидуума в пиджачках. Средний субъект изображавший председателя, стал городить какую-то чушь. Затем приказал ввести «подсудимую». Из правой кулисы выползла женщина в большом платке, главная достопримечательность которой состояла в том, что она хромала.

- Анна Вырубова, - обратился к ней председатель тоном плохого адвоката, - вы находитесь перед верховной следственной комиссией. Нам известно, что вы находились в самых близких отношениях с семьей, которая привела на край гибели двухсотмиллионный народ, семьей Романовых. Скажите, что вы знаете об этом.

Хромая некоторое время отнекивалась, но потом, когда председатель ткнул ей какую-то кипу бумаг и угрожающе сказал: «А это вам знакомо?», - села на стул и горестно поникла.

И, значит, все дальнейшее надо понимать так, что пьеса написана на основании показаний Анны Вырубовой.

Надо пояснить - речь идет о показаниях фрейлины императрицы Вырубовой специальной следственной комиссии Временного правительства по расследованию предполагаемых государственных преступлений царского режима. В результате, как это ни удивительно, никаких преступлений та комиссия так и не обнаружила.

- Да кто написал-то? - спросил я.

- Разве вы не знаете? Граф Алексей Толстой в сотрудничестве с одним тут «профессором истории» Щеголевым.

Никакого, разумеется, «заговора» не оказалось. Это название только гнусный предлог, чтобы оправдать себя в своих собственных глазах, оправдать человеку, продавшему свое перо и несомненный талант тем, кто грязные перья покупает.

А все дело в том, что графу Алексею Толстому приказали рассказать распутинскую историю над еще не закрывшейся могилой трагической императорской четы. И его сиятельство поручение принял и написал. Что ж? «Орден Хамовников» существовал во все века и рекрутировал своих верных во всех слоях общества.

Впрочем, нужно быть справедливым даже в негодовании. Толстой не посмел бросить в императрицу той грязью, которой ее одно время забрасывали. Эротический мотив в пьесе отсутствует.

Отметим это последнее замечание особо. Тогда публику еще можно было привлечь даже исключительно политической «жареной» темой. Сегодня ни один продвинутый театральный и кинорежиссер не может рассчитывать на успех без использования постельных, а еще лучше, сцен нетрадиционно-сексуальных.

- В сущности пьесу следовало бы назвать «Заговор Пуришкевича». Все остальное в конце концов есть только подготовление к этой сцене, т. е. к убийству Распутина. Она поставлена в точности по запискам покойного Владимира Митрофановича. И поставлена хорошо. Пуришкевич даже похож, и до известной степени уловлена его персональная манера, его нервная жестикуляция.

Это о лидере правых в Думе.

- Актриса, играющая императрицу, менее других издевается над ней. Она изображает ее стареющей женщиной, больно чувствующей свои года, безумно любящей своего мужа и фанатически, истерически, но все же героически преданной тому, что она считает своим долгом. Издевательски звучал бы английско-немецкий акцент, с которым она говорит по-русски, если бы этот акцент не был уловлен тонко. Но издевается над несчастной императрицей не кто другой, как автор. Дело в том, что идея предательства или, вернее, сепаратных переговоров с Германией идет от темных кругов, окружающих Распутина. Через Митьку Рубинштейна, за деньги, Распутину приказывают убедить императрицу. Но она сопротивляется, она не хочет. Тогда Гришка вдруг употребляет свою власть и кричит:

- Не хочешь? На колени! Бей сорок поклонов!!!

Здесь Шульгин напрямую бросает как бы в лицо автору пьесы:

- Алешка Толстой! Ты, который придумал эту мерзость на потеху ржущей толпе, подумал ли ты о том, что когда-нибудь темная сила, которой обладал Григорий Новых, может добраться и до тебя, и горько заплатишь ты тогда за унижение тех безответных, что уже защищаться не могут?

Такая гневная отповедь советскому классику литературы вызвана тем, что Алексей Толстой лишь недавно вернулся из эмиграции и действительно зарабатывал себе не только имя, но и необходимые ему и его семье средства.

- Все это ничто перед тем, что они сделали с государем! Просто ногти впивались в бархатную ручку кресла. Они изобразили его каким-то рыженьким простачком, говорившим с каким-то нестерпимым бытовым акцентом.

И кресло жгло, и хотелось устроить невероятный скандал, орать, кричать, бежать туда вот к рампе, на середину театра, остановить спектакль.

- Врете!.. Он не был таким. Я знал его и говорил с ним!.. Лжет мерзавец Алешка!

А что же говорит Шульгин о публике?

- Одета она серо, бедно. Так сказать, по-третьеклассному. Есть кое-где туалеты получше, но общий фон жалкий. По национальному составу достаточно евреев, но подавляющее большинство все же русское.

Можно отметить одно: огромный интерес, жгучий интерес этой толпы ко всему, что касается царя и царицы. Это трагическое чувство и эксплуатирует Толстой, чтобы делать сборы. В Москве эта же пьеса идет ежедневно в трех театрах разом. И всегда полно.

Не правда ли, можно говорить о прямых аналогиях с теми страстями, что кипят сегодня по поводу «Матильды». Только года Шульгин был единственным зрителем, озвучившим свое особое мнение монархиста о пьесе, да и лишь в эмигрантской печати. Сегодня все по-другому. Царственная семья прославлена РПЦ в лике святых-страстотерпцев, принявших мученическую кончину за веру. И уже никто открыто не смеет оправдывать как само убийство, так и убийц.

Более того, многие и многие православные требуют запрета кинофильма, обосновывая его кощунственной трактовкой, по их мнению, исторических событий, связанных с наследником престола, будущей императрицей и известной тогда балериной Кшесинской. Это их полное и обоснованное право. И голос их должен быть услышан. Об этом, кстати, и Путин сказал во время «прямой линии» 15 июня. Но настораживает все больше то, что фильм уже стал причиной нового, пока, правда, лишь духовного и идейного столкновения в юбилейный год революции. По обществу вновь проходят трещины и разломы. И беда в том, что ни одна из сторон (условно говоря, деятели искусства и их сторонники и православные активисты) ни в чем не хотят уступать друг другу. Они живут словно в разных странах и мирах. Даже слушать и слышать друг друга отказываются. Вновь звучат слова о готовности идти в своем праве до конца, о непримиримой позиции бойцов новой гражданской войны. Не было даже попытки обсудить проблему хотя бы за каким-то круглым столом. Без навешивания ярлыков и взаимных оскорблений.

Спор духовный сразу пошел по линии резкого и непримиримого противостояния: грубо говоря, кто кого победит - прокуратура культуру или культура прокуратуру. И обе стороны ведут себя пока что с большевистской непримиримостью, забывая о еще недавно звучавших призывах к примирению и покаянию. А это опасный симптом надвигающейся возможно большой смуты. К тому же нетерпимость, граничащая зачастую с неприкрытой злобой, не повышает авторитет церкви, от имени которой выступают некоторые группы активистов. Это, например, так называемые царебожники. Все это не повышает авторитет РПЦ, особенно в глазах молодежи. Ее, по вполне понятным возрастным причинам, редко вдохновляют ограничения и запреты. В чем-то «непримиримые» уже близки к позиции радикальных исламистов, призывающих к активным действиям, что нарушает нормы действующего законодательства, не говоря уже о духе христианства. Да и некоторые служители и иерархи церкви, судя по их высказываниям, хотели бы обладать правами иранских мулл и контролировать все стороны жизни людей в государстве и обществе.

Ну как серьезно относиться к словам одно из бывших и известных функционеров Патриархии о том, что выход скандального фильма будет означать ни много, ни мало, гибель всей России в буквальном смысле слова. А как же покров Богородицы над Россией, молитвы старцев и монахов? Или вот благочестивая депутат Поклонская через Интернет распространяет ролик с кадрами неприкрытого скабрезного содержания из прежних ролей немецкого актера Айдингера, снявшегося у Учителя в роли наследника престола. Выходит, ради достижения благой цели уже все средства хороши - станем изгонять непотребное непотребным.

Далее, сама тема гипотетически возможной монархии в стране тоже пробудила нездоровые страсти и фантазии. Одно предложение известного и очень плодовитого публициста и писателя установить династию Путиных, где Владимир Владимирович станет ее основателем с титулом Таврического, дорогого стоит, но лишь, думается, в кабинете психиатра. Потому что общество, как показывают опросы, более чем на две трети пока категорически против восстановления монархии. И новой, монархической, революции, спустя столетие после великой русской трагедии, никому не нужно.

Но, несмотря на это идет через край возвеличивание властных, управленческих и военных талантов Николая II, непроявленных, к сожалению, в истории. Например, руководитель крупного православно-патриотического ТВ-канала договорился даже до того, что главнокомандующий русскими войсками во время Первой мировой войны Николай II был куда эффективнее Сталина в годы Великой Отечественной, так как жертв армия и народ тогда понесли во многие разы меньше. Как говорится, приехали. Кому нужен сусальный и фальшивый образ последнего русского царя? Святости страстотерпцу он не добавляет, а, скорее, наоборот.

На читателя и зрителя в нынешнем году обрушился целый шквал версий, одна фантастичнее другой, и, при том, полностью противоречащих друг другу. Так, утверждается, что отречение Государя стало его величайшей искупительной жертвой и тут же звучат не менее «авторитетные» мнения, будто, оказывается, никакого отречения не было вовсе, а известный Манифест от 2 марта 1917 года - фальшивка. Такая же, как и дневники Николая II, состряпанные в 20-30-е годы прошлого века в кабинетах Лубянки. Доказательств, при этом, никаких. Просто царь, дескать, никогда бы не стал писать о всяких незначительных пустяках и даже глупостях, вплоть до того, что он любил пострелять ворон. А нам, живущим век спустя после роковых событий, надо просто понять и поверить, что он был велик во всем - и в любви своей к семье, и в управленческих талантах, а весь слом традиционных порядков и последовавшая за тем трагедия - исключительно заговор злых сил и предательство не только ближнего круга (что действительно было), но и всего народа.

Но как объяснить хотя бы простые факты, предшествовавшие отречению. Например, зачем в 1916 году в разгар войны с Германией был поставлен во главе правительства престарелый обрусевший немец Штюрмер, личность серая и ничем не выдающаяся, что вызвало предсказуемое возмущение у думской оппозиции и привело к открытому обвинению в измене родине императрицы и ее круга. Или почему убийство Распутина в декабре того же года так и не было в законном порядке расследовано, а его участники не преданы суду?

Сегодня весь огонь возмущенной критики обращен на «Матильду», кинопроизведение уже ясно, оскорбительное для верующих уже по самой выбранной теме. Для них - великий грех и кощунство любое пошлое прикосновение к святым и святыням. А художественный уровень фильма, скорее всего, не шедевр шекспировского масштаба. Но почему ничего серьезного и достойного, что объединило бы народ, хотя бы большую его часть, у нас не появилось к юбилею 1917 года ни в кино, ни в театре, ни в художественной литературе? Выходит, все проспали - и государство, и деятели искусства, да и Церковь Православная. Очень жаль.

Как тут не вспомнить, что к началу великой трагедии 1941 года у нас уже «сражались», поднимая народный дух фильмы об Александре Невском, Минине и Пожарском, Суворове, Богдане Хмельницком. Так неужто сегодня все «Матильдой» и закончится?

Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-центр»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Кто виноват в отсутствии Второго фронта?

По логике антисталинистов, разумеется, Сталин. Ведь добрые русофилы и советофилы Черчилль и Рузвельт в первые дни гитлеровской агрессии объявили о своей поддержке СССР, и постоянно выражали горячую готовность поскорее открыть Второй фронт в Европе, но злобный Сталин, желавший смерти как можно бОльшего кол-ва русских, постоянно отказывался от услуг союзников. Он отказался от открытия Второго фронта в 41-м, отказался от открытия Второго фронта в 42-м, хотя к нему на поклон в Кремль прибыл лично Черчилль, горевший желанием открыть Второй фронт осенью 42-го, дабы помочь защитникам Сталинграда и жителям блокадного Ленинграда, а сопровождавший его офицер даже написал проникновенное стихотворение "Будет Второй фронт в 1942 году!", но кровавый кремлёвский мясник не дал высочайшего разрешения на это, чем довёл до слёз старину Уинни. Лишь на Тегеранской конференции в конце ноября- начале декабря 1943 года этот кровавый маньяк и параноик дал, наконец, разрешение Рузвельту и Черчиллю на открытие Второго фронта летом 44-го, и летом 44-го западные паладины, так долго удерживаемые кремлевским горцем, наконец, смогли высадиться в Нормандии, открыть Второй фронт и разгромить Гитлера, принеся мир, свободу и демократию народам Европы. Низкий им поклон за это! "Пляжи демократии" будут вечно жить в наших сердцах!

16. Ответ на 15., Русский Сталинист:

Ещё можно добавить пункт Д. В ПМВ кайзер не имел в своём распоряжении людские и экономические ресурсы всей континентальной Европы.

Да! Конечно! Весьма немаловажный пункт. Как минимум двойной прирост по сравнению с ПМВ.
Алёша / 23.07.2017, 05:39

15. Ответ на 5., Алёша:

Насчёт сравнения эффективности двух Верховных Главнокомандующих, конечно, надо сказать особо.Если просто тупо смотреть на линию фронта по карте, то, безусловно, сравнение не в пользу Сталина.В Первую мировую немцы не дошли до Москвы, Петербурга, Волги и Кавказа.Однако не стоит забывать, что:А. В Первую мировую с первых дней войны существовал реальный второй Западный фронт, оттягивавший на себя около половины германских сил, а в годы ВОВ реального второго фронта не было до лета 44-го.Б. Первая мировая началась традиционно- объявление войны, мобилизация, выдвижение войск и лишь затем реальные боевые действия, в годы Второй мировой ничего подобного не было, Гитлер начинал свои кампании внезапно, без объявления войны, никакого продолжительного временного промежутка между объявлением войны и началом боевых действий не существовало, ибо немецкие войска уже были отмобилизованы, стояли плотной массой на границах противника и боевые действия начинались немедленно.В. Не стоит забывать, что за период между двумя мировыми войнами технический прогресс не стоял на месте, у кайзера не было танковых армий, мотопехоты и воздушных армад люфтваффе, имея которые и добившись захвата инициативы с первых дней войны, гораздо проще захватить больше территории противника, чем пехотой и кавалерией.Однако недобросовестные историки, писатели, журналисты, обыватели опускают все эти подробности и делают упор именно на голую географию.Блестящий анализ. Но хотелось бы добавить к трём вышеперечисленным пунктам А, Б и В, четвёртый пункт:Г. Разная мотивация немцев в Первую мировую и в Великую Отечественную. Не надо забывать, чем гитлеровская пропаганда наполнила умы большинства немецких военнослужащих и что они, под её воздействием, творили на территории СССР. Ожесточение немцев во время Великой Отечественной было как минимум на порядок выше, чем в Первую Мировую.

Ещё можно добавить пункт Д. В ПМВ кайзер не имел в своём распоряжении людские и экономические ресурсы всей континентальной Европы.

14. Ответ на 12., Иван Ледоруб:

Никакой истерики, не приписывайте свои эмоции другим. Просто внимательно и спокойно прочитайте текст оппонента, где говорится о ПЕРЕЛОМЕ ВОЙНЫ и в связи с этим перехват военной инициативы. А Вы мне про 41-й, про 42-й. "Сталинист", - может оно и не плохо, но не до такой же степени...

Еще раз для ледорубов- перелом в войне произошёл летом 43-го, а не в 44-м, просто внимательно почитайте учебник истории. А мог бы произойти и в начале 42-го, и в начале 43-го, ибо только отсутствие второго фронта в Западной Европе позволило Гитлеру "отскочить" и после разгрома под Москвой, и после Сталинградской катастрофы. Вы точно "Ледоруб" или всё же "ледорубом", как Троцкого?

13. Отец Всеволод прав!

А вот позиция протоиерея Всеволода Чаплина, с которой я полностью согласен: "Прокомпромиссились... Некоторые "хитромудрые" церковные и православно-общественные деятели опять залепетали, что не надо, дескать, запрещать "Матильду" - да зачем, да некультурно, да кто мы такие... Так вот, неуважаемые любители компромиссов, мирского комфорта и купания в лучах власти. Все ваши закулисные договоренности - пыль и мерзость пред Богом. Бог повелевает так: "Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем". Это правило 63 Шестого Вселенского Собора. Оно никем не отменяемо. Оно - голос Бога. И закон прямого действия. Приемлющие ложь о мучениках, внимающие этой лжи как якобы истине - находятся под анафемой. Допускающие их без покаяния к Таинствам согрешают. Другого мнения у православного христианина быть не может. А соглашательство со злом - признак не просто трусости или постыдного желания мирских благ, а предательства Христа. Признак лукавства. Особенно в устах тех, кто по сути о фильме высказался предельно ясно, но почему-то отрицает право нашего православного народа остановить осквернение этим фильмом русской земли. Но это наша страна. И решать будем мы. А не жалкая политтусовка любителей сидеть на двух-трех стульях. Именно такая тусовка породила 1917 год - и через столетие это хорошо бы вспомнить. Никакого будущего нет у России, если эта тусовка не будет сметена - с позором и вечным забвением." ( http://pravoslav-pol.livejournal.com/104147.html )
Николай Смирнов / 22.07.2017, 14:30

12. русскому сталинисту

Никакой истерики, не приписывайте свои эмоции другим. Просто внимательно и спокойно прочитайте текст оппонента, где говорится о ПЕРЕЛОМЕ ВОЙНЫ и в связи с этим перехват военной инициативы. А Вы мне про 41-й, про 42-й. "Сталинист", - может оно и не плохо, но не до такой же степени...
Иван Ледоруб / 22.07.2017, 06:55

11. Ответ на 8., Иван Ледоруб:

/////Красная армия с момента, когда Сталин назначил себя верховным главнокомандующим, смогла переломить ход войны и перейти к наступательной военной инициативе только в 44-ом///// Вот это и есть сказка для дурачков. Наступательную военную инициативу Красная Армия впервые захватила в декабре 41-го под Москвой и удерживала её до ранней весны 42-го. Затем, после майских неудач в Крыму и под Харьковым, инициатива вновь оказалась у немцев, которые дошли до Волги и Кавказа. 19 ноября 1942 года инициативу вновь перехватила Красная Армия, которая разгромила армию Паулюса, освободила Сев. Кавказ, Ростов-на-Дону, Харьков, и прорывалась к Днепру. В марте 43-го немцы вновь перехватили инициативу, ликвидировали угрозу прорыва Красной Армии к Днепру, вновь захватили Харьков. После провала "Цитадели" в июле-августе 43-го наступательная инициатива окончательно и бесповоротно перешла к Красной Армии, которая больше не выпускала её вплоть до Берлина. Так что Вы там про 44-й год написать изволили? Может, прежде чем что-то писать, следует открыть хотя бы учебник по "Истории России 20 века" и освежить память?

10. Ответ на 8., Иван Ледоруб:

Рассказывайте эти сказки себе на ночь глядя. Конечно, в 41-ом наши солдатики сидели себе в одном исподнем и примуса починяли, никто никакой войны не ждал, а тут, откуда ни возьмись, энтот подлый Гитлер, и попёр до Москвы!.. Красная армия с момента, когда Сталин назначил себя верховным главнокомандующим, смогла переломить ход войны и перейти к наступательной военной инициативе только в 44-ом, а Русская армия под верховным командованием Государя всего через год стояла на пороге победы...

Не надо истерить. Это у Вас одни эмоции и сказки, а у меня как раз спокойный сравнительный анализ, основанный на общеизвестных общепризнанных исторических фактах.

9. Ответ на 5., Алёша:

Насчёт сравнения эффективности двух Верховных Главнокомандующих, конечно, надо сказать особо.Если просто тупо смотреть на линию фронта по карте, то, безусловно, сравнение не в пользу Сталина.В Первую мировую немцы не дошли до Москвы, Петербурга, Волги и Кавказа.Однако не стоит забывать, что:А. В Первую мировую с первых дней войны существовал реальный второй Западный фронт, оттягивавший на себя около половины германских сил, а в годы ВОВ реального второго фронта не было до лета 44-го.Б. Первая мировая началась традиционно- объявление войны, мобилизация, выдвижение войск и лишь затем реальные боевые действия, в годы Второй мировой ничего подобного не было, Гитлер начинал свои кампании внезапно, без объявления войны, никакого продолжительного временного промежутка между объявлением войны и началом боевых действий не существовало, ибо немецкие войска уже были отмобилизованы, стояли плотной массой на границах противника и боевые действия начинались немедленно.В. Не стоит забывать, что за период между двумя мировыми войнами технический прогресс не стоял на месте, у кайзера не было танковых армий, мотопехоты и воздушных армад люфтваффе, имея которые и добившись захвата инициативы с первых дней войны, гораздо проще захватить больше территории противника, чем пехотой и кавалерией.Однако недобросовестные историки, писатели, журналисты, обыватели опускают все эти подробности и делают упор именно на голую географию.Блестящий анализ. Но хотелось бы добавить к трём вышеперечисленным пунктам А, Б и В, четвёртый пункт:Г. Разная мотивация немцев в Первую мировую и в Великую Отечественную. Не надо забывать, чем гитлеровская пропаганда наполнила умы большинства немецких военнослужащих и что они, под её воздействием, творили на территории СССР. Ожесточение немцев во время Великой Отечественной было как минимум на порядок выше, чем в Первую Мировую.

Спасибо. Да, согласен.

8. русскому сталинисту

Рассказывайте эти сказки себе на ночь глядя. Конечно, в 41-ом наши солдатики сидели себе в одном исподнем и примуса починяли, никто никакой войны не ждал, а тут, откуда ни возьмись, энтот подлый Гитлер, и попёр до Москвы!.. Красная армия с момента, когда Сталин назначил себя верховным главнокомандующим, смогла переломить ход войны и перейти к наступательной военной инициативе только в 44-ом, а Русская армия под верховным командованием Государя всего через год стояла на пороге победы...
Иван Ледоруб / 21.07.2017, 07:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Горбатов
Анатомия бюрократического идиотизма и чиновного бездушия
Какие уроки следует извлечь нам из поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов
31.01.2019
В угаре информационного блуда
Штурманы будущей смуты и некоторые представители власти готовят почву для недовольства народа
16.01.2019
Не поздно ли причитать и возмущаться?
Единственное, о чем можно вести речь, - о резком, однозначном, не подлежащем никакой реабилитации, осуждении бандеровщины
25.12.2018
Как имена ссорят
О ляпах и провалах конкурса «Великие имена России»
10.12.2018
Юродивый с калькулятором
Или о кругах Александра Солженицына
27.11.2018
Все статьи Александр Горбатов
Иван Грозный
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35