Величию подвига апостолов Алтая

В Горно-Алтайске открыли памятник преподобному Макарию Алтайскому и миссионерам Алтайским

Миссионерская деятельность 
0
806
Время на чтение 5 минут
В день памяти преподобного Макария Алтайского, 31 мая, в Кафедральном Свято-Макариевском храме Горноалтайской епархии Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященный Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский. Ему сослужили епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и архиерей Барнаульской митрополии: епископ Рубцовский и Алейский Роман, епископ Славгородский и Каменский Всеволод, епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, а также сопровождающие их священники и священнослужители Горноалтайской епархии.

После Божественной Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма, в конце которого состоялось открытие памятника преподобному Макарию и миссионерам Алтайским. 

По окончании богослужения митрополит Сергий по просьбе епископа Каллистрата вручил Патриаршие награды клирикам Горноалтайской епархии. Ордена преподобного Серафима Саровского 3 степени удостоены протоиерей Георгий Балакин и игумен Макарий (Чулунов). 

Протоиерей Георгий был награжден в связи с 25-летием служения в сане священника, а игумен Макарий – в связи с 50-летием со дня рождения. 

Идея поставить памятник всем миссионерам, потрудившимся на ниве проповеди Христовой веры, возникла уже давно. И вот, наконец, трудами скульптора, члена Союза художников России протоиерея Павла Богомолова, на средства благотворителей такой памятник – преподобному Макарию Алтайскому, а в его лице всем труженикам Миссии -  был создан и установлен на территории Свято-Макариевского храма в Горно-Алтайске. Его торжественное открытие состоялось 31 мая в День памяти преподобного по окончании Божественной Литургии, которую возглавил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. 

Когда мы читаем жизнеописания апостолов Алтая –  так называют тружеников Алтайской духовной миссии – то поражаемся величию их подвига, совершавшегося ежедневно и ежечасно, без выходных и отпусков.

О трудностях миссионерской жизни протоиерей Василий Вербицкий, 37 лет прослуживший в Миссии, писал так: «…дело миссионерское – это – война без перемирия. Как в военное время солдатам нет возможности пользоваться разными удобствами, так и миссионеру об удобствах помышлять не приходится. Едет он и весною и осенью, и летом и зимою, и в вёдро и в ненастье, не в каком-либо крытом экипаже, а на седле, будучи подвержен всем переложениям воздушным. При ясной погоде, летом, езда безопасна. А во время дождей? Намокнет путник до костей, а тут надо карабкаться на перевал, где от страшных ударов грома на глазах валятся разбитые деревья и конь от страха падает на колена; затем надо спускаться вниз, по страшной крутизне. Подниматься в гору не так страшно, — не упадешь; спускаться же, тут-то и жди неприятности. При малейшем неверном шаге лошади путник обыкновенно падает. Хорошо, если только выпачкается в грязи, а часто бывает и хуже. Можно изувечиться, или, в лучшем случай, ушибиться, что нередко случается…

Весною и осенью весь мокрый, дрожащий от холода миссионер жаждет, где бы отогреться и обсушиться. Наконец жилье человеческое — юрта. Лучше нет и негде искать помещения. Надо обсушиться. Приходится снять с себя все мокрое и сушить на огне. Благо тому, у кого есть запасная одежда. Большею же частью бывает так: пока одежда сушится, путник облекается в хозяйские одежды. Тут известные насекомые с жадностью бросаются на гостя... Во время поездок, и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляет одно кушанье: кирпичный чай с сухарями и — сухари с чаем...

Ночлег: обсушившись и согревшись горячим чаем, насидевшись до изнеможения в беседе с хозяевами, миссионер кладет свое седло в головы, стелет потник из-под седла и одевается высушенными одеялами. Утомление берет свое: путник засыпает. Он не чувствует, как кусают его разные насекомые, не слышит отвратительной вони от развешенных конских кож, не замечает соседства собак, телят и ягнят, не слышит, как стучит над головою дождь, завывает ветер или стонет страшный буран…

Так ночуют миссионеры, пока они еще молоды, крепки. Старики же, с надломленным, изношенным здоровьем, сверх вышесказанных неудобств, чувствуют в ненастную погоду еще более неприятностей: и голова болит, и кости ноют, и холод, и насекомые спать не дают. И длинна, длинна бывает осенняя ночь!...

Ходит миссионер из юрты в юрту, или собирает алтайцев куда-либо в одно место, чтобы предложить им слово спасения. Если слушают со вниманием, миссионер доволен. Большею же частью слушают плохо, рассеянно, или прерывают речь проповедника разными не подходящими рассказами, вопросами или шумом. Вот и скорбь на душе...
 
Приезжает миссионер домой и не смеет рассчитывать на отдых: и с делом и с бездельем, постоянно приходят к нему инородцы. Один зовет исповедовать больного, другой просить лекарства, третий жалуется, что у него увезли остожье. Приходят муж с женою, оба плачут, друг на друга жалуются. Приходит старик, весь в синявицах, с жалобою, что некрещеные родственники, желая выжить его из своего улуса, пригнали на его пашню 300 лошадей, весь хлеб вытоптали, а его самого избили до полусмерти и обещались убить, если он не уедет от них.

Является татарин, просить пособить его брату, в пьяном виде упавшему в кипящий котёл и получившему большие обжоги. Тот просит хлеба, другой - корову, третий - денег на семена. Тут приносят детей для крещения, просят о повенчании, спрашивают, можно ли такому-то жениться на такой-то.

А тут приходиться ехать, иногда верст за 50, для напутствования больных. А тут, смотришь, за время поездок на столе лежат бумаги, на которые нужно отвечать немедленно. Надо писать исповедные росписи, метрики, вести разные журналы. Надо о школах позаботиться.

Если есть желающие креститься, нужно их приготовить к крещению, позаботиться и о белье для крещающихся, а затем и о водворении их после крещения. Тут слышишь, что изъявившие желание креститься колеблются, — надо их поддержать; там - крещенные в жизни своей начинают являть недобрые стороны,— нужно их вразумить». 

Крайне тяжелые материальные и бытовые условия, хроническая денежная необеспеченность, необходимость, часто в одиночку, бороться со стихиями, приводили к тому, что новые священники довольно редко шли на службу в миссию. О миссионерах того времени отзывались прежде всего как о людях мужественных и терпеливых, видя какие титанические усилия приходиться им прикладывать для того, чтобы привести ко Христу души хотя бы некоторых из алтайцев.

У тружеников Алтайской духовной миссии была общая черта, позволявшая им преодолевать трудности и лишения – огромная любовь к Богу и людям – любовь, побеждавшая настороженность и отчужденность местного населения, любовь, помогавшая преодолевать языковые и культурные различия. Миссионеры сначала лечили, учили, помогали наладить быт, а затем уже крестили. Проповедь веры всегда шла рядом с помощью просвещаемым в их житейских нуждах. И тем крепче оказались всходы веры, посеянные Апостолами Алтая.

Ксения Балакина, республика Алтай, Майма – Горно-Алтайск
 
В Горно-Алтайске открыли памятник преподобному Макарию Алтайскому 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Величию подвига апостолов Алтая

Настоящего миссионера (в хорошем слова этого слова) я лично видел только одного. Это - архимандрит Олег (Черепанин). Многая ему лета!
М.Яблоков / 17.06.2017, 07:37

1. Re: Величию подвига апостолов Алтая

Предлагаю к прочтению всем, для кого слово "миссионер" стало ругательным. Чем и как сегодня занимаются настоящие миссионеры и в каких условиях они это делают. Свежая статья о современном миссионере - замечательном батюшке, который служит в соседней с нами епархии - Новокузнецкой - протоиерее Игоре Кропочеве. http://www.pravmir.ru/missioner-iz-novokuznetska-segodnya-na-ulitsu-s-propovedyu-uzhe-ne-poydesh/ Алтайские миссионеры в свое время трудились на обширной территории, часть которой сегодня относится к Кузбассу. Вот именно там, где проповедовал протоиерей Василий Вербицкий (чьи записи я цитировала в статье) и служит сегодня о.Игорь.
Ксения Балакина / 17.06.2017, 01:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Балакина
РПСС выступила против Церкви
Кандидат в депутаты Госдумы от Российской партии свободы и справедливости Кудирмеков обратился в прокуратуру с требованием убрать новопостроенную часовню под Белухой
10.08.2021
О школах воскресных замолвите слово...
Состоялся семинар педагогов воскресных школ Горноалтайской епархии
11.07.2017
Достучаться до сердец…
Руководитель Духовно-просветительского центра «Лепта» и многодетная матушка Ксения Балакина о борьбе с абортами на духовном и государственном уровнях
03.10.2016
Все статьи Ксения Балакина
Миссионерская деятельность
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07