Отечественный театр: одна голова - хорошо, а две – лучше?

Февральский переворот 1917 года изменил судьбу России, в том числе и судьбу ее театральной культуры

100-летие революции 
0
398
Время на чтение 4 минуты

Февральский переворот 1917 года изменил судьбу России, в том числе и судьбу ее театральной культуры. В год 100-летия февральских событий отмечается 100-летие знаменитого спектакля Александринского театра «Маскарад» поставленного Вс.Э.Мейерхольдом и А.Я.Головиным по драме М.Ю.Лермонтова, ставшего символом смены культурных моделей, «реквиемом по уходящей эпохе».

В череде мероприятий, посвященных юбилею спектакля, 3 марта в петербургском филиале ТАСС состоялся круглый стол в формате видеомоста «Театральный директор - век развития профессии. Новое время -- новые вызовы», на котором ведущие театральные директора России рассказывали об изменении театральной культуры после 1917 года и проблемах, стоящих перед ними сегодня.

Наибольший отклик у присутствовавших вызвала проблема, поставленная директором Большого театра России Владимиром Георгиевичем Уриным, о достоинствах и минусах соединения в лице главы театра функций менеджера и художественного руководителя. По словам Владимира Урина, репертуарный театр - достояние российской культуры, предмет зависти зарубежных коллег. Его сохранение является неоценимым вкладом в жизнеспособность института российского театра.

В советское время директор театра - это управленец, который знал, что он имеет право делать, а что - нет. Рядом с директором стоял творческий лидер, который определял развитие театра. Сегодня в России присутствуют государственный и частный театр. Все меньше театров, где есть творческие лидеры, большинство из которых артисты, своим творчеством доказавшие право диктовать художественную позицию театра.

Все чаще во главе театров становятся директора, являющиеся в то же время художественными руководителями. Время авторского театра, когда личность выдающегося творческого работника определяла стиль всего коллектива, проходит. На его смену пришел разнообразный театр, определяющийся разнообразием приглашенных специалистов, направлений, творческих приемов. Теперь на роль руководителя театра ложится огромная ответственность: как, делая театр разнообразным, не терять его художественную особенность?

Еще одним вызовом современности Урин назвал ужесточение регламентации деятельности театра, какой не бывало в советское время. Причем регламентации не творческой, а бюрократической, касающейся организационной и финансовой стороны. «Цензуры над нами нет, мы ставим, что хотим, но страшно забюрократизирована система делопроизводства государственного театра. В результате ограничений театр не может осуществлять многие творческие проекты», - заявил он.

Татьяна Сергеевна Архипова, директор БДТ имени Г.А.Товстоногова, также отметила, что современный театр от командно-административной системы советского времени перешел к эпохе менеджмента, когда любой управленец обязан быть инициативным. «В советское время задача управленца была в том, чтобы не было проблем, а сейчас, если у тебя "нет проблем", значит ты отстал, ты должен постоянно развиваться», - заметила директор БДТ.

В свою очередь художественный руководитель пермского «Театр. Театр» Борис Леонидович Мильграм считает, чтобы театр развивался, нужна идеология. Худруком может стать менеджер по профессии актер или режиссер, но у него должна быть идея реализации театра на какой-то период. В России, к сожалению, нет института худруков. «Считается, что худрук - это режиссер, которому предложили пост худрука, но есть ли у него идея выстраивания жизни театра, неизвестно. Кроме того, институт худруков не может существовать без отбора, основанного на задачах, которые ставят перед собой на перспективу театр, край, город. Что они хотели бы увидеть завтра от театра? Этого нет, и театр существует в случайном режиме», - сказал он.

Директор Новосибирского театра «Красный факел» Александр Прокофьевич Кулябин также подтвердил, что успешному театру нужно иметь два крыла: хорошего директора и мощного главного режиссера. Тогда театр начинает жить. При социализме этот тандем четко соблюдался. Молодой авторской режиссуры сейчас много, но ответственности за создание театра нет. Спектакль - это всего лишь эпизод, а театр - это более сложная структура. Театрам очень помог бы советский институт очередных режиссеров, который, к сожалению, отсутствует. А он позволял выращивать главного режиссера в конкретном театре, для конкретной труппы.

Формирование творческого типа управленца в сфере театра поддерживается петербургской молодежной премией «Прорыв», где последние годы существует менеджерская номинация, сообщила директор Российского академического молодежного театра София Михайловна Апфельбаум. Выросло поколение театральных менеджеров - экспериментаторов новых форм, делающих интересные проекты. Но эти проекты не совместимы с репертуарным театром. Как сделать так, чтобы обновление происходило, и при этом российские мощные репертуарные театры могли бы принять новые формы, существующие ныне в параллельной реальности - это еще одна проблема современности.

Дискуссию завершил директор Александринского театра Григорий Борисович Попов, отметив, что «в театре будут существовать обе модели: интендантский театр, где директор и худрук в одном лице, и театр во главе с тандемом двух человек. Важно, чтобы они не начали выяснять взаимоотношения между собой, в результате чего театр разваливается, так как театр - это, прежде всего, идея. Можно заняться только зарабатыванием денег, но это не искусство. Без эксперимента и поиска искусство не развивается. При всех сложностях, рогатках бюрократии, огромная благодарность государству за поддержку».

Анна Бархатова, руководитель кукольного театра «Виноград», корреспондент «Русской народной линии»

Мильграм-Кулябин

Круглый стол

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Отечественный театр: одна голова - хорошо, а две – лучше?

Вся судьба все культуры изменилась удивительным образом.
Lucia / 15.03.2017, 18:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Бархатова
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04