Февральский переворот 1917 года изменил судьбу России, в том числе и судьбу ее театральной культуры. В год 100-летия февральских событий отмечается 100-летие знаменитого спектакля Александринского театра «Маскарад» поставленного Вс.Э.Мейерхольдом и А.Я.Головиным по драме М.Ю.Лермонтова, ставшего символом смены культурных моделей, «реквиемом по уходящей эпохе».
В череде мероприятий, посвященных юбилею спектакля, 3 марта в петербургском филиале ТАСС состоялся круглый стол в формате видеомоста «Театральный директор - век развития профессии. Новое время -- новые вызовы», на котором ведущие театральные директора России рассказывали об изменении театральной культуры после 1917 года и проблемах, стоящих перед ними сегодня.
Наибольший отклик у присутствовавших вызвала проблема, поставленная директором Большого театра России Владимиром Георгиевичем Уриным, о достоинствах и минусах соединения в лице главы театра функций менеджера и художественного руководителя. По словам Владимира Урина, репертуарный театр - достояние российской культуры, предмет зависти зарубежных коллег. Его сохранение является неоценимым вкладом в жизнеспособность института российского театра.
В советское время директор театра - это управленец, который знал, что он имеет право делать, а что - нет. Рядом с директором стоял творческий лидер, который определял развитие театра. Сегодня в России присутствуют государственный и частный театр. Все меньше театров, где есть творческие лидеры, большинство из которых артисты, своим творчеством доказавшие право диктовать художественную позицию театра.
Все чаще во главе театров становятся директора, являющиеся в то же время художественными руководителями. Время авторского театра, когда личность выдающегося творческого работника определяла стиль всего коллектива, проходит. На его смену пришел разнообразный театр, определяющийся разнообразием приглашенных специалистов, направлений, творческих приемов. Теперь на роль руководителя театра ложится огромная ответственность: как, делая театр разнообразным, не терять его художественную особенность?
Еще одним вызовом современности Урин назвал ужесточение регламентации деятельности театра, какой не бывало в советское время. Причем регламентации не творческой, а бюрократической, касающейся организационной и финансовой стороны. «Цензуры над нами нет, мы ставим, что хотим, но страшно забюрократизирована система делопроизводства государственного театра. В результате ограничений театр не может осуществлять многие творческие проекты», - заявил он.
Татьяна Сергеевна Архипова, директор БДТ имени Г.А.Товстоногова, также отметила, что современный театр от командно-административной системы советского времени перешел к эпохе менеджмента, когда любой управленец обязан быть инициативным. «В советское время задача управленца была в том, чтобы не было проблем, а сейчас, если у тебя "нет проблем", значит ты отстал, ты должен постоянно развиваться», - заметила директор БДТ.
В свою очередь художественный руководитель пермского «Театр. Театр» Борис Леонидович Мильграм считает, чтобы театр развивался, нужна идеология. Худруком может стать менеджер по профессии актер или режиссер, но у него должна быть идея реализации театра на какой-то период. В России, к сожалению, нет института худруков. «Считается, что худрук - это режиссер, которому предложили пост худрука, но есть ли у него идея выстраивания жизни театра, неизвестно. Кроме того, институт худруков не может существовать без отбора, основанного на задачах, которые ставят перед собой на перспективу театр, край, город. Что они хотели бы увидеть завтра от театра? Этого нет, и театр существует в случайном режиме», - сказал он.
Директор Новосибирского театра «Красный факел» Александр Прокофьевич Кулябин также подтвердил, что успешному театру нужно иметь два крыла: хорошего директора и мощного главного режиссера. Тогда театр начинает жить. При социализме этот тандем четко соблюдался. Молодой авторской режиссуры сейчас много, но ответственности за создание театра нет. Спектакль - это всего лишь эпизод, а театр - это более сложная структура. Театрам очень помог бы советский институт очередных режиссеров, который, к сожалению, отсутствует. А он позволял выращивать главного режиссера в конкретном театре, для конкретной труппы.
Формирование творческого типа управленца в сфере театра поддерживается петербургской молодежной премией «Прорыв», где последние годы существует менеджерская номинация, сообщила директор Российского академического молодежного театра София Михайловна Апфельбаум. Выросло поколение театральных менеджеров - экспериментаторов новых форм, делающих интересные проекты. Но эти проекты не совместимы с репертуарным театром. Как сделать так, чтобы обновление происходило, и при этом российские мощные репертуарные театры могли бы принять новые формы, существующие ныне в параллельной реальности - это еще одна проблема современности.
Дискуссию завершил директор Александринского театра Григорий Борисович Попов, отметив, что «в театре будут существовать обе модели: интендантский театр, где директор и худрук в одном лице, и театр во главе с тандемом двух человек. Важно, чтобы они не начали выяснять взаимоотношения между собой, в результате чего театр разваливается, так как театр - это, прежде всего, идея. Можно заняться только зарабатыванием денег, но это не искусство. Без эксперимента и поиска искусство не развивается. При всех сложностях, рогатках бюрократии, огромная благодарность государству за поддержку».
Анна Бархатова, руководитель кукольного театра «Виноград», корреспондент «Русской народной линии»
1. Re: Отечественный театр: одна голова - хорошо, а две – лучше?