Как сообщалось, президент Фонда содействия археологии, начальник Артезианской археологической экспедиции, заведующий Кафедрой истории древнего мира и средних веков МПГУ, д.и.н., профессор, член Экспертного совета по истории и археологии Совета Федерации РФ Николай Игоревич Винокуров обратился в Правительство Республики Крым в связи с планами по организации добычи песка в урочище Артезиан ‒ уникальной историко-археологической зоны Керченского полуострова.
По словам ученого, «добыть песок на площадях 185,35 га и 125,2 га равносильно уничтожению всего живого в непосредственной близости от границ Артезианского историко-культурного заповедника», а между тем, «археологических памятников различных эпох на пространствах, отводимых под карьеры, очень много», и «они совершенно не исследованы». Кроме того, отмечает профессор, «разработка карьеров по добыче песка не только будет угрожать памятникам археологии, но и подорвет экологию и гидрорежим урочища».
«Господа из Минэкологии РК не отказываются от карьеров. Но они начали паниковать и пытаются что-то выкрутить из скандальной ситуации, так как утаить информацию о карьерах стало невозможно. В настоящий момент они всё сводят к тому, что ничего страшного: карьеры не затрагивают собственно памятник - городище и некрополь Артезиан», - отмечает эксперт.
Мы попросили Николая Игоревича Винокурова подробнее прокомментировать ситуацию.
Министерство экологии и природных ресурсов Крыма начало заваливать различные инстанции письмами, дескать, городище и некрополь Артезиана не входят в зону карьеров. Но дело в том, что памятники имеют определенную охраняемую площадь - 7 и 15 гектаров, хотя некрополь в 3-4 раза больше. Министерство вбросило в прессу те же опровержения, дескать, рано подняли панику - памятник не пострадает из-за карьеров. Но речь шла о другом - нарушены законы, по которым действуют Земельный кодекс и Кодекс по охране памятников. Поднятый нами вопрос не касался городища. Таким образом, министерские товарищи делают дымовую завесу, выводя себя из-под удара.
Карьер не может внедриться на территорию памятника, ибо располагается дальше, но он существенно посягает на охранную зону, которую сейчас мы сделали заповедником. Все документы были предоставлены, сделана рассылка, разосланы наши пояснительные письма. Однако тридцатидневная отсрочка дает им возможность тянуть время, делать информационные вбросы, затуманивающие ситуацию. В министерстве забыли про экологию, ведь многие растения и животные на этой территории входят в Красную книгу. Также в этом месте находятся водоносные горизонты, питающие все побережье. Мы бьем в набат, не потому что они полезли в городище, а потому что некоторые тайно намеревались нажиться за счет местных жителей, подрыва экологии и природных ресурсов, за которые в министерстве должны радеть.
Товарищи из министерства написали, что лицензия, которая выдается на пять лет, не предусматривает добычу полезных ископаемых. Но это полная ерунда! На основании выданной лицензии мгновенно разворачивается добыча полезных ископаемых структурами, аффилированными со всеми работниками министерства. А самое главное, что лицензии выданы конторам типа «Рога и копыта», зарегистрированным в квартирах, чей основной фонд составляет пять копеек, а работу собираются провести на миллиарды рублей!
Конечно, когда весь песок изымут, то образуется глубокий котлован. И существует всего два варианта его использования - свалка или рекультивация. В любом случае не будет никакой рекультивации, ибо стоит сухая погода и вся соленая пыль ляжет на растения и деревья. Все местные жители пребывают в шоке, потому что страдают от безводья ‒ представьте себе, воду в дома дают только два раза в неделю. Жители сидят без воды! И если министерство убьет последний резервуар артезианских вод, то для всего восточного Крыма наступит катастрофа! Об этом мы писали в своих письмах, а товарищи из министерства пытаются всё свести к узкой теме, о которой мы даже и не говорили. Они прекрасно знают, что эти карьеры не затрагивают памятники, ибо находятся в стороне, поэтому уповают, что мы, дескать, дураки, которые начали гнать протестную волну. Памятник остается на месте, но под их бульдозер попадут сотни археологических памятников, которые до сих пор не исследованы, но введены в археологическую карту Крыма, тем самым попав под защиту государства.
Нет никакой насущной необходимости устраивать карьеры именно в этом месте. Мы спрашивали у министерских товарищей, почему не разрабатываются карьеры, действовавшие с советского времени? Теперь они заброшены, никто ими не занимается, потому что экологическая прокуратура не выдает соответствующей лицензии. А в этом месте все начинается с нуля, не надо ничего оформлять и без всякой экспертизы намереваются решить все проблемы - украсть и разбежаться. Пока примутся их искать и останавливать, они уже сделают свое дело. Это крымский стиль украинского разлива. По этой схеме тридцать лет грабили Крым. На этих землях еще располагается охотничий заказник, чья работа заключается в том, чтобы за свой счет выпускать дичь, которую охотники отстреливают. Соответственно, никакой дичи в карьерах уже не будет, так же как и самих охотничьих заказников. Когда один из егерей выслушал нашу информацию, то сказал: Я видел, как они ездили бурить и смог даже поймать одну машину. Это было два года тому назад.
Эти товарищи бурили без археологических обоснований и без всяких уведомлений местных властей. Мы решаем вопрос не сегодняшнего дня - это дело готовили еще при Украине, а теперь решили его реализовать.
Наши старания - не глас вопиющего в пустыне: последовала мгновенная реакция на мое письмо в прокуратуру Крыма. Мне пришел ответ буквально 8 дней спустя после отправки письма. Мой запрос расписали на природоохранную прокуратуру и на бездействие правоохранительных органов. И в течение тридцати дней должен последовать ответ. Но мне хорошо известно, как работают люди на местах - мне придётся обращаться в Генеральную прокуратуру, так как идут лишь отписки местных органов власти. Конечно, они не желают ничего делать. И есть подозрение, что крымские чиновники каким-то образом задействованы в этом деле. Хотя представители местных властей на уровне Ленинского района, который контролирует Керченский полуостров, заявили, что не в курсе этих дел. И здесь нарушен еще один закон об управлении территорией.
Недавно мы встретились с представителями местного отделения Федеральной службы безопасности, которых весьма заинтересовала наша тема. Нас внимательно выслушали и взяли вопрос под свой контроль, пообещав проверить информацию и проинформировать нас.
1. А в этом месте все начинается с нуля, не надо ничего оформлять и без всякой экспертизы намереваются решить все проблемы - украсть и разбежаться.