Как сообщалось, в ночь на 16 июля руководство Турции объявило о попытке военного переворота в стране. Со своей стороны мятежные военные заявили о переходе власти в их руки. Однако уже на следующий день путчисты начали сдаваться, что позволило турецким властям официально заявить о провале военного переворота. Турецкими спецслужбами были задержаны более 6 тысяч человек, среди которых военные чины высшего и среднего звена, от исполнения обязанностей отстранены губернаторы 30 турецких городов, власти также отстранили от работы около 8 тысяч полицейских, в том числе в Стамбуле и Анкаре, из-за их возможной причастности к попытке путча. В результате неудачной попытки госпереворота погибли, по данным МИД Турции, 290 человек, ранены ‒ около 1440. Организатором провалившегося мятежа называют оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США.
Прокомментировать провалившийся военный переворот в Турции мы попросили кандидата исторических наук, заместителя директора Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского политолога Романа Голубина.
Я не думаю, что недавние события в Турции на 100% связаны с наметившимся улучшением взаимоотношений с Россией. Они связаны, прежде всего, с противопоставлением России Турции на фоне нашего противостояния в Сирии. Предположения же, что в Турции могут возникнуть внутриполитические проблемы, высказывались экспертами и ранее. Так как основная проблема заключается в том, что Эрдоган строил современное турецкое государство под себя. Достаточно вспомнить, что он начинал свой политический путь, придерживаясь левых убеждений, а затем перешел на националистические, замешанные на исламизме, взгляды. Тот же самый Гюлен, который эмигрировал в Соединенные Штаты, ушел в самовольное изгнание ‒ одно из подтверждений того, что Эрдоган выстраивает Турцию под собственное видение турецкого государства.
Кроме того, стоит вспомнить недалекую историю Турции. Еще во 2-й половине XX века не проходило и десяти лет, чтобы в Турции не случались политические катаклизмы с участием армии. Стоит вспомнить и развитие турецкого государства, которое было заложено великим Кемалем Ататюрком как светское государство, ориентированное на западную модель развития. Надо сказать, что политическая система Турции до Эрдогана была выстроена таким образом, что основные государственные институты, которые принимали решения, были независимы от президентской власти. Власть президента не была такой сильной, какой она стала при Эрдогане. Эрдоган на протяжении своего правления ослаблял влияние армии на жизнь государства и общества, постепенно заменялась армейская верхушка, производились чистки в армии, что, конечно же, не нравилось армейскому руководству ‒ как среднему, так и высшему, которое всегда имело колоссальное влияние на турецкое общество.
Эрдоган разыграл многоходовую комбинацию вместе с теми лояльными генералами, которые были при нем назначены, чтобы абсолютно укрепить президентскую власть и окончательно уничтожить то турецкое государство, которое было построено после Первой мировой войны. Во-первых, это дало Эрдогану возможность окончательно зачистить армию от нелояльного элемента. Во-вторых, судебная система в Турции, об этом мало кто знает, была абсолютно независимой и оберегала кемалистский путь турецкого государства. Теперь же три тысячи судей отстранены от должностей и арестованы. Такого никогда не было. Это удар по незыблемости тех заветов, которые Ататюрк завещал при построении новой Турции. В-третьих, произошло заметное усиление группы турецкой разведки, которая всегда была на третьих и на четвертых ролях. Сейчас она получила новые полномочия, новых талантливых руководителей и стала заточена на президентскую власть. Параллельно были созданы силовые структуры в виде спецназа и сильной полиции, которые сейчас и сыграли роль внутренней гвардии Эрдогана, подавившей во многом инсценированный мятеж, бывший частью многоходовой комбинации, разыгранной турецким руководством во главе с Эрдоганом.
Да, в Турции всегда были недовольные той политикой, которую выстраивает нынешний президент. Это мешало ему окончательно получить абсолютную президентскую власть. И он воспользовался случаем, нестабильной мировой ситуацией, отвлеченностью от Турции сирийской проблемой, проблемой беженцев, зависимостью Европы и западной цивилизации от проблем, связанных с беженцами, нестабильностью на Ближнем Востоке, для того, чтобы завершить начатое дело.
При этом я не соглашусь с теми политологами, которые говорят, что Эрдоган строит неоосманизм. Это не так. Османская империя была, прежде всего, мультикультурной. Османский образ мыслей чем-то напоминал образ мыслей русского имперского человека. Как русские создавались общей верой и культурой, так и османы, создавшие в свое время великую цивилизацию, создали нового человека вне зависимости от его национальности. Если вы посмотрите на соратников Кемаля и на его самого - то они этническими тюрками не являлись, они потомки смеси тюрок с армянами, с болгарами, с албанцами. Османы ‒ это имперская нация. Но Эрдоган строит другое государство. Эрдоган строит турецкое государство, замешанное, прежде всего, на турецком национализме и исламе, как объединяющей и скрепляющей религии. Он стремится возбудить национальное самосознание турок, поднять градус национализма в обществе до передела, поперчить все историческим исламом и построить национальное государство. А турецкая армия мешала этому, потому, что Кемаль Ататюрк завещал светскость турецкого государства. Он завещал армии быть на страже этого нового государства, придерживаться западного цивилизационного вектора, норм западной цивилизации, не допускать таких крайних проявлений, которые погубили Османскую империю.
Пока рано говорить, что мятеж подавлен и Эрдоган победил. Все только начинается. Неужели мы поверим, что если бы военные захотели реально зачистить страну и совершить переворот, то они не нашли бы Эрдогана в отеле в Мармарисе? Они убили бы его или сбили бы его самолет, как арестовали того генерала на базе «Инджирлик», который не смог поднять пилотов и заставить их сбить этот гражданский Боинг, который перевозит турецкого президента. Я никогда в это не поверю. Мы наблюдаем только заявку тех больших процессов, которые ждут современную Турцию.
Посмотрите, какие страшные вещи начинают происходить. Эрдоган вывел людей на улицы. Толпа националистически и исламистски настроенной молодежи линчевала солдат. Основная масса погибших людей ‒ это солдаты, которые сразу же сдались полиции и толпе, которая вышла на улицы. Убито много высших офицеров, которых убили как-то молчком и не распространяются об этом. Эрдоган воспользовался этим сейчас не только для того, чтобы арестовать армейское руководство, до капитанов включительно, но и не остановится перед тем, чтобы затем физически их устранить. А парламент уже готов к тому, чтобы одобрить возобновление применения смертной казни. Потому что Эрдоган прекрасно понимает, что никакого Евросоюза ему не светит. И поскольку ему очевидно, что все обещания Германии и Франции по вопросу вступления в ЕС будут обсуждать еще лет сто, он вернулся к основному вектору своей политики, к тому, чего он хотел изначально ‒ создать сильное национальное исламское государство. Так что, все только начинается.
10. Re: «Все только начинается»
9. Ответ на 5., Lucia:
8. Ответ на 3., Лебядкин:
7. Re: «Все только начинается»
6. Ответ на 3., Лебядкин:
5. Re: «Все только начинается»
4. Ответ на 1., рудовский:
3. Re: «Все только начинается»
2. Re: «Все только начинается»
1. Re: «Все только начинается»