Антиномичность или схематизм?

По словам священника Александра Шумского, мы не имеем никакого права отправлять в ад всех без исключения христиан, которые не принадлежат к Православию

После прочтения на РНЛ статьи священника Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..», у меня возникло ощущение, что статья адресована не столько Сергею Худиеву с его статьей «Отвергает ли Христос католиков?», сколько авторам РНЛ, которые защищали Святейшего Патриарха Кирилла от нападок «ревнилюционеров» после его встречи с папой Римским в Гаване.

Статья весьма пространная, но мысль в ней всего одна – вне Православной Церкви ни один человек спастись не может.

Отец Георгий упрекает Сергея Худиева в том, что его материал не содержит серьезной аргументации. Но ведь и батюшка допускает известную тенденциозность при подборе аргументов в своем материале. Например, он цитирует Евангелие от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное... Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» (Мф. 7: 21-23). Отсюда отец Георгий делает нужный ему вывод – ни один человек, исповедующий Иисуса Христа, но не принадлежащий к Православной Церкви, спасен быть не может. Его учесть одна – ад.

Но ведь Евангелие – антиномично. И если бы отец Георгий учитывал это обстоятельство, то дал бы и другую цитату из Евангелия от Марка: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9: 38-41). Такая антиномичность Евангелия не имеет ничего общего с противоречивостью или релятивизмом. Такая антиномичность предостерегает человека от вынесения поспешного суда, тем более, когда речь идет о вечной жизни и о вечной смерти. Именно в таком сочетании евангельских текстов обнаруживаются подлинный объем и глубина смысла, позволяющие прийти к объективному пониманию. В противном же случае получается усеченность, грозящая перерасти в ересь.

В этой связи интересен пример антиномии из Апостола Павла. В Послании в Римлянам Апостол пишет: «Итак весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11: 26). А в Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел говорит об иудеях прямо противоположное: «Которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся…но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 15-16).

В первом случае – «весь Израиль спасется»; во втором – «но приближается на них гнев до конца». Сколько по этому поводу велось, да и до сих пор ведется споров! На выдержке из Послания к Римлянам строится так называемое иудеохристианство. На выдержке из Послания к Фессалоникийцам основывается крайнее ревнительство. С одной стороны, – прот. Александр Мень; с другой – сайт «Третий Рим». И только при антиномичном сопоставлении двух апостольских высказываний открывается истина, не позволяющая впадать в крайности. Иначе, можно самому, борясь с ересью, незаметно встать на еретический путь. Враг рода человеческого очень изобретателен.

Хочу особенно подчеркнуть – с основным утверждением отца Георгия о том, что вне Православной Церкви нет спасения, я полностью согласен. Еретические христианские сообщества к спасению не ведут. Я уже не говорю о нехристианских религиях.

Но, вместе с тем, нельзя утверждать, что ни один человек, крестившийся в католичестве, протестантизме, или в иной христианской конфессии (копты, например), не может быть спасен Господом нашим Иисусом Христом. Нет у нас такого права. И антиномия данной проблемы в том и состоит, что ересь препятствует спасению, но судьбы отдельных людей вручены Богу, и здесь наш ум претыкается. В этом заключается одна из тайн Божиего Домостроительства.

Отрицая данную антиномию, человек неизбежно впадет в ту или иную одностороннюю схему. Один будет говорить, что вне Православной Церкви никто спасен быть не может, а другой станет утверждать, что Господь спасет всех без исключения, даже бесов.

Отец Георгий определенно пишет: «…Я говорю о том, что все, кто не принадлежал при жизни к Православной Церкви, не имеют надежды на спасение…».

А святитель Феофан Затворник говорит: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». Вот образец рассудительного антиномичного старческого ответа. Святитель не берет на себя права судить каждого католика.

А вот, что говорит величайший богослов святитель Филарет Московский: «Всякий, во имя Троицы крещеный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся». Далее святитель поясняет, что есть в инославии «простые души», которые веруют в простоте. За все искажения веры отвечать будут духовные руководители этих простых людей. «Благочестивые люди бывали и будут как в Православной Церкви, так и в Римо-католической», – подчеркивает московский святитель.

Согласно логике отца Георгия, необходимо записать в еретики святителя Филарета, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), который писал: «Зачем нужно собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской церкви? Разве католическая церковь – только папа и кардиналы?.. Разве церковь католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми сердцами?...». Обратите внимание, как святитель Лука четко отделяет папизм («самое грязное, самое отрицательное») от веры простых людей. Вот еще один яркий пример антиномичного объемного понимания духовной реальности. И ведь наверняка знает батюшка Георгий эти высказывания наших богословов и святых, но почему-то полностью их игнорирует.

В заключение мне хотелось бы задать отцу Георгию несколько неудобных вопросов. Отец Георгий, представьте, что Вы находитесь в тюрьме в одной камере с католиком (такие случаи бывали в советское время). Вы жертвенно помогаете друг другу. И вот наступает освобождение. Неужели Вы сможете сказать (или даже просто подумать): «Хороший ты парень, католик, вел ты себя достойно, по-христиански, но жаль мне тебя, потому что ты все равно не спасешься, так как не имеешь отношения к Православной Церкви»?

А сможете ли Вы, батюшка, утверждать, что девочке-католичке в Лурде явилась не Божия Матерь, а совсем иное?

А куда Вы пошлете множество простых католических миссионеров, которые приняли и до сих пор принимают мученическую смерть за Христа? А как быть с теми католиками, в том числе и священниками, которым террористы в Сирии перерезывали горла только за то, что те называли себя христианами? Неужели Вы, человек, у горла которого никогда не блестел нож сатаниста-террориста, сможете сказать: «Жаль ребят, конечно, но ничего тут не поделаешь, не спастись им, поскольку принадлежат к католической ереси»? А ведь вся Ваша, батюшка, теория спасения проверяется именно на таких реальных, «проклятых», как сказал бы Достоевский, вопросах!

А вот еще вопрос. Была иконоборческая ересь в Ромейской (Византийской) империи, длившаяся с некоторыми перерывами больше ста лет. Подавляющая часть епископата, духовенства и паствы пребывала в этой ереси. Согласно Вашей логике, никто из них спастись не мог. Значит Вы должны признать недействительными все церковные таинства, совершавшиеся в подавляющем большинстве храмов империи в иконоборческий период. То есть получается, что сотни тысяч простых людей этого времени крестились и причащались в осуждение. Тем более, это должно касаться иконоборческого духовенства и преемственности от него, дошедшей до наших дней. Как быть с этим, дорогой отец Георгий? Такие вопросы можно задавать и задавать.

Отец Георгий, неужели Вы не замечаете, как уходя от живого антиномичного понимания духовной реальности, незаметно впадаете в мертвую схему. Но ведь догмат – это не схема, это «живая жизнь», по слову Достоевского, это жизнь Церкви во всей ее непостижимой полноте. Да, только в Православной Церкви возможно спасение в полном смысле этого слова. Но мы не имеем никакого права отправлять в ад всех без исключения христиан, которые не принадлежат к Православию. И никакого противоречия здесь нет. Только при таком антиномичном понимании мы сможем сохранить и верность нашей Матери-Церкви, и подлинно евангельское отношение к каждому отдельному человеку.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

10. Александр Бутов, г. Москва

ЕСЛИ КРАТКО: замечательный отклик отца Александра на не менее замечательную статью отца Георгия! Вот такой, несколько странноватый мой отзыв... ) Господь да сохранит в мире, любви и полном взаимопонимании священников Александра Шумского и Георгия Максимова!

Александр Бутов / 29.03.2016

9. Re: Антиномичность или схематизм?

"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает." - только Господу принадлежит право судить, кого спасти, а кого нет, я так понимаю.

Евгений Пономарёв / 28.03.2016

8. Re: Антиномичность или схематизм?

Храни Вас Господь, дорогой отец Александр! Спасибо Вам за этот отклик! Да не послужит Ваше полемическое доброе слово в претыкание никому и, прежде всего, батюшке Георгию! Господь да сохранит во взаимной любви, мире и долгоденствии Своих пастырей: иерея Георгия и иерея Александра и иже с ними. С уважением и благодарностью к Вам, отец Александр, и к о. Георгию, грешный р.Б. Александр Бутов, г. Москва

Александр Бутов / 27.03.2016

7. Re: Антиномичность или схематизм?

Права человека - ересь, гордыня - грех. Не удивительно, что крепостное право продержалось в России так долго. По православным понятиям люди только рабочий скот, который должен молится, работать и смиренно терпеть.

СТРОИТЕЛЬ / 27.03.2016

6. Re: Антиномичность или схематизм?

Но мы не имеем никакого права отправлять в ад всех без исключения христиан, которые не принадлежит к Православию

Никто, кроме Бога, не имеет "права" кого-либо куда-либо отправлять, об этом почему-то часто забывают, и даже, более того, говорят: "я говорю не от себя, а от Евангелия, Свв.Отцов"... И если все уже известно, кто куда пойдет, тогда зачем Страшный Суд? Насчет схематизма. Попытка использовать методологию антиномичности (видимо, по Канту) к рассуждению о Евангелии и спасении, не есть ли тоже схематизм? Также удивляет в рассуждении о богословских предметах, в ответах на статью о.Георгия двоих священников, апелляция к Достоевскому. Хотелось бы, конечно, верить в пьяные слова Мармеладова из "Преступления и наказания" о введении в рай "соромников", но... антиномичность не дает.

Сергей Поляков / 26.03.2016

5. Re: Антиномичность или схематизм?

Отец Александр, когда Византия пошла на унию с католиками, то в вечности пострадали не только творцы этой унии, но уже в земной жизни пострадала сама Византия и ее жители - Дух Святой, в виде света вышел из храма Св.Софии через купол и затем турки проломили стену напротив храма Св.Влкм.Георгия - замаравшийся с еретиками Константинополь уже никто на Небе не защищал! Хотите такой же участи и для России? - Пророчества говорят - попытка унии к католиками - сразу страшная война будет Богом попущена для остановки нечестивцев! А Преп.Серафим Саровский прямо пророчествовал, что епископат, пошедший на соглашательство с ереью и отступивший от чистоты Православия - пойдет в ад и его не спасут даже молитвы самого Преп.Серафима!!!

Фёдор / 26.03.2016

4. Спасайся кто может?

Отче, зачем же Вы так перевернули слова о. Георгия? То, что он утверждает, что вне православия нет спасения вовсе не означает, что он НЕ ЖЕЛАЕТ этого спасения заблудшим. Как раз совсем наоборот! Позвольте задать Вам встречный вопрос: Вы УВЕРЕНЫ, что католики и иже с ними спасутся в своих церквях. Вопрос риторический - конечно же нет! Так зачем Вы убаюкиваете их совесть? Это что, такая форма проповеди в последние времена? Огонь можно зажечь только от огня, а не от сырой головешки. И если мы любим ближнего и желаем ему добра, чего от нас требует Господь, то мы должны кричать ему о том, что направление, которое он выбрал может привести его к пропасти! Как это делал о. Даниил Сысоев, крестивший множество мусульман и в том числе смертников-шахидов. Как это делает его соратник о. Гергий. Как делали это апостолы! Конечно, можно гладить заблудшего по головке и говорить ему о том, что Господь милостив и все такое, однако к христианской любви это не имеет никакого отношения. И Господь с нас взыщет за эти потерянные души! А встреча Патриарха с Папой здесь вообще не причем.

Georgy_M / 26.03.2016

3. Re: Антиномичность или схематизм?

+++святитель Феофан Затворник говорит: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». Вот образец рассудительного антиномичного старческого ответа. Святитель не берет на себя права судить каждого католика.+++ "...очень любят цитировать слова, сказанные святителем Феофаном Затворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутся ли католики: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну» [Эти слова сообщает архиепикоп Никон (Рождественский) в статье «Угодны ли Богу «иные» веры?» Нужно сказать, что данную фразу предпочитают цитировать в виде «Я не знаю, спасутся ли католики"… и нередко приписывают ее разным авторам, – то свт. Филарету, то прп. Серафиму]. Во-первых, некорректно рассматривать отказ святителя Феофана входить в суждение о вопросе спасения католиков как доказательство суждения о том, что католики спасутся, равно как и «не знаю, спасутся ли» свт. Николая рассматривать как доказательство позиции «знаю, что спасутся». То есть, по своему содержанию эти фразы не подтверждают мнение сторонников лжеучения о возможности спасения вне Церкви.    Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечем их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У свт. Николая Японского, как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестанство не менее... и его участь та же» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 389], «Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосет человека – нет ему спасения!» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 415].    Что касается свт. Феофана Затворника, то он вполне определенно учил, что только Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, и вне ее нет Христа, нет истины, нет спасения: «нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины… Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св. Апостолов, и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и… вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем... И это есть наша Православная Церковь» [Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М., 1997. С. 7]. «Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь» [Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. С. 25]. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения. — все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ… Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет» [Свт. Феофан Затворник. «3-е и 5-ое.. письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней"].    Известны и слова святителя, в которых он сравнивает неправославные «церкви» с различными стадиями смертельной болезни: «У папистов все Таинства повреждены и искажены многие спасительные священнодействия. Папство – легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле, и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще поврежденнее – наши раскольники... Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь» [Свт. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М., 1991, с. 18]. Как ни странно, даже эти слова некоторые сторонники разбираемого лжеучения иногда выставляют как якобы подтверждение их точки зрения, хотя словосочетание «тлеющий труп» совсем не синоним слова «спасающийся». В другом месте святитель говорит прямо: «раскольникам и всем отщепенцам от Святой Церкви нет спасения» [Св. Феофан Затворник. Изложение спасительной веры Христовой в кратких положениях, 7]." о.Г.Максимов https://clck.ru/9oKWp

Сергей Швецов / 26.03.2016

2. Re: Антиномичность или схематизм?

Это на Правмире надо было публиковать.

Сергей Швецов / 26.03.2016

1. Антиномичность везде требует от человека творческого подхода.

Польский писатель Станислав Ежи Лец сказал: "Пословицы противоречат друг другу. В этом, собственно, и состоит народная мудрость". Например: Будет хлеб - будут и песни. Но: Будет хлеб - и мыши объявятся. Или: Где счастье, там и радость. Но: Где счастье, там и зависть. Каждая из пословиц-антиподов применима в конкретных ситуациях, а это требует определённого творчества. Так, радость - это чувство конкретного счастливого человека. А зависть - эту чувства завистников этого счастливого человека. И так далее и тому подобное.

Сергей Абачиев / 26.03.2016
Александр Шумский:
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы
Ответ на статью «Солженицын – предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?»
16.11.2018
Все статьи автора
"Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска"
Манипулирование человеческой жизнью недопустимо
В Ватикане прошла церемония подписания Совместного документа о позиции трех авраамических религий по проблемам, касающимся конца человеческой жизни
31.10.2019
Оправдание экуменизма политикой
О статье журналиста ИА «Регнум» «Ватикан ближе России, чем иные православные Церкви»
15.10.2019
Франциск обманул Патриарха Кирилла с «Гаванской декларацией»
К встрече Президента России Владимира Путина и главы государства Ватикан
12.06.2019
Все статьи темы