«Внешние силы пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви»

Анатолий Степанов о визите петербургских писателей-публицистов в Петрозаводскую митрополию

11-12 сентября делегация петербургских писателей-публицистов в составе секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева, главного редактора литературного журнала «Родная Ладога» Андрея Реброва и главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова посетила Петрозаводск. Об итогах поездки и своих впечатлениях рассказывает главный редактор РНЛ Анатолий Степанов:

Мы поехали в Петрозаводск по приглашению правящего архиерея митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова). Я впервые был в Петрозаводске и некоторой неожиданностью стало понимание того факта, что наши города Санкт-Петербург и Петрозаводск очень многое роднит. Конечно, прежде всего, тот факт, что оба города были основаны великим русским Императором Петром Алексеевичем, что нашло отражение в самих названиях. Но не только имя Петра Великого является общим. Как оказалось, два наших города связаны еще и именем святого благоверного князя Александра Невского, чьи мощи пребывают в Александро-Невской лавре, а кафедральный собор Петрозаводска носит его имя. Связано это было с тем, что Петрозаводск в свое время посетил Император Александр I, и в память его посещения был построен собор в честь его небесного покровителя – святого князя Александра Невского. Поэтому наша поездка была приурочена ко дню памяти великого русского государственного деятеля, великого русского святого князя Александра Невского.

Как выяснилось, еще один важный штрих, который свидетельствует о глубинном родстве городов, связан с двумя святыми. В XVIII веке Петербург просиял святой блаженной Ксенией Петербургской. XVIII век – тяжелый век в нашей истории, время отхода от Православия значительных слоев элиты, распространение всевозможных пагубных течений среди интеллигенции. И в это время в Петербурге явлена была святая Ксения, просиявшая забытым подвигом юродства, блаженства. Но оказывается, в XVIII веке и в Петрозаводске был святой блаженный Фаддей Петрозаводский, который пока является месточтимым святым Карельской епархии и мощи которого, к сожалению, пребывают под спудом, находятся на месте разрушенного в безбожные послереволюционные времена кафедрального собора.

Конечно, сегодня связывает наши оба города митрополит Константин, который долгое время служил в Санкт-Петербурге и, будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, оставил заметный след в истории Санкт-Петербургской епархии и православного возрождения, особенно среди интеллигенции. С его именем связана организация Ассоциации ВУЗов Санкт-Петербурга «Покров», создание Собора православной интеллигенции и ряда других событий.

За два дня, которые мы находились в Петрозаводске, мы приняли участие в двух мероприятиях. 12 сентября праздновалась в Петрозаводске память святого князя Александра Невского. В кафедральном соборе состоялось торжественное Богослужение, в котором митрополиту Константину сослужил епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов). Карельская митрополия разделена на две епархии. И в Богослужении участвовали два архиерея. В храме, к сожалению, было не так много верующих, как хотелось бы, но были хорошо представлены представители власти. Торжественное богослужение и памятные мероприятия посетили заместитель главы республики Карелия по региональной политике Вячеслав Баев, председатель Законодательного собрания республики Владимир Семенов, глава администрации Петрозаводска Галина Ширшина и министр по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации Андрей Манин. Такое представительное участие руководителей государственных структур Карелии свидетельствует о внимании с их стороны к Русской Православной Церкви, что подчеркивалось во многих выступлениях во время торжественной трапезы, которая состоялась уже по окончании Божественной литургии, крестного хода и небольшого торжественного митинга, состоявшегося у входа в собор.

В этих мероприятиях - крестном ходе и митинге - приняли участие кадеты. По решению Президента России в Петрозаводске создается президентский кадетский корпус. Примечательно, что епархия сразу же отреагировала на это решение и по предложению митрополита Константина была учреждена премия для кадетов. Премия, пусть небольшая, 5 тысяч рублей, но она свидетельствует о внимании Церкви, внимании епархии к вопросам воспитания молодежи. Этот пример епархии очень позитивно был оценен представителями власти. Это был хороший знак для власти и хороший пример для подражания в деле воспитания молодежи.

Накануне праздника, в пятницу, 11 сентября, в резиденции митрополита состоялась встреча с писателями Карелии, в которой приняли участие петербургские гости. От писательской организации на этой встрече присутствовали председатель Карельского отделения Союза писателей России, главный редактор весьма известного авторитетного литературного журнала «Север» Елена Пиетиляйнен, старейший писатель Карелии Иван Рогощенков, член Союза Писателей России Константин Гнетнев, писатель Наталья Красавцева и другие. Встречей с писателями, по мысли митрополита Константина, начинается празднование 25-летия епархии. Оно будет продолжено в конце ноября довольно внушительной конференцией, которая пройдет на базе Петрозаводского университета и будет организована совместно научной общественностью Петрозаводска и Петрозаводской и Карельской епархией.

Эта встреча примечательна уже тем, что новый владыка митрополит Константин назначен на эту должность совсем недавно в конце мая, и сразу после сезона отпусков организовал такую встречу. До этого, как известно, он нес служение в Кургане, был архиепископом Курганским и Шадринским. Встреча с писателями свидетельствует о внимании, которое уделяет новый архиерей выстраиванию отношений с интеллигенцией. В этом году в церковной жизни Карелии отмечается два важных события: 25-летие основания епархии, которая была отделена от Санкт-Петербургской епархии в 1990 году, и пятнадцатилетие освящения кафедрального собора, который был освящен покойным Патриархом Алексием II. В его освящении промыслительно, как теперь выяснилось, принимал участие тогдашний ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Константин (Горянов), нынешний карельский архиерей.

В ходе нашей поездки, встреч на карельской земле, звучали рефреном две важнейшие не только для Карелии и Санкт-Петербурга, но и для Русской Православной Церкви, а пожалуй и для всей России, темы: отношение Церкви и государства, отношение Церкви и интеллигенции. Владыка Константин имеет богатый позитивный опыт выстраивания церковно-государственных отношений. Я в этом мог убедиться, бывая по его приглашению в Кургане, где эти отношения, в очень непростом регионе, регионе с «красными» настроениями, все-таки были выстроены. Они носили весьма позитивный характер, и владыке Константину удалось настроить руководителей области на конструктивный лад в отношениях с Русской Православной Церковью.

Но отношения Церкви и интеллигенции сегодня, на мой взгляд, являются, может быть, еще более важными, нежели чем отношения Церкви и государства. С церковно-государственными отношениями сейчас вроде бы все стабильно и понятно. Они достаточно твердо и в определенном позитивном направлении развиваются. А вот интеллигенцию сейчас очень активно пытаются натравить на Церковь. Это мы видим по последним событиям: по скандалу с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, по скандалу вокруг выставки в Манеже, который еще не закончился, по истории с попыткой передать Церкви Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, длящейся уже несколько лет скандальной истории с передачей Благовещенского храма Александро-Невской лавре, передачу которого музейным работникам удалось заблокировать.

Сейчас внешние силы настроены на раскачивание ситуации в нашей стране, активно пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви, пытаются натравить интеллигенцию на Церковь, используя для этого любой мало-мальски подходящий повод. Поэтому эти условия диктуют необходимость, как со стороны иерархии Русской Православной Церкви, так и со стороны благонамеренной части русской интеллигенции, противопоставить этим деструктивным действиям налаживание конструктивных взаимоотношений Церкви и интеллигенции.

Эти идеи звучали на встрече митрополита Константина с деятелями литературной общественности Петрозаводска и Санкт-Петербурга. И, дай Бог, чтобы в Карелии удалось выстроить позитивные отношения Церкви и интеллигенции, что стало бы примером для многих других регионов. 
 
Визит петербургских писателей в Петрозаводскую митрополию
 
Иван Рогощенков 
 
Иван Рогощенков
 
Анатолий Степанов 
 
Анатолий Степанов
 
Елена Пиетиляйнен и Николай Коняев 
 
Елена Пиетиляйнен и Николай Коняев
 
Константин Гнетнев 
 
Константин Гнетнев
 
Анатолий Степанов, митрополит Константин (Горянов) и Андрей Ребров 
 
Анатолий Степанов, митрополит Константин (Горянов) и Андрей Ребров
 
Митрополит Константин (Горянов) и Андрей Ребров 
 
Митрополит Константин (Горянов) и Андрей Ребров 
 
Общее фото на память 

 
 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

17. А вот интеллигенцию сейчас очень активно пытаются натравить на Церковь.

А вот мне очень интересно было бы узнать непосредственно у Анатолия Дмитриевича, кто же это конкретно пытается натравить интеллигенцию на Церковь? Довольно легко сказать, что пытаются, но кто же? Славные представители рабочего класса? Или бизнес-элита, но ведь вся бизнес-элита под каблуком и пикнуть не смеет, иначе мигом же потеряет свой бизнес. Может быть крестьянство? Или это иностранные разведки - но так куда же тогда смотрят доблестные чекисты? Нет уж, Анатолий Дмитриевич, фраза Ваша вроде бы и хлёсткая, но совершенно пустая. Никто никого не натравливает, просто люди становятся чуточку умнее и не так уже легко их дурачить. Даже пропагандистам с большим стажем. Церковь очень нуждается в выздоровлении, симфония с властью Церковь только погубит.

Hyuga / 28.09.2015

16. Ответ на 3., Из народа:

И ещё - уж не серчайте - не в упрёк говорю - вопрос этот задавался Степанову.

Лебядкин / 16.09.2015

15. Re: «Внешние силы пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви»

Жуковский определял российскую интеллигенцию как европейскую. Таковой она и оставалась, вечно с завёрнутой на запад головой. Нимало не смущаясь своим русско-евразийским происхождением. Идеи западные пристраивались в русскую жизнь с переменным успехом. Вслед за западной интеллигенцией российская заразилась идеями социализма. Передавая пальму первопроходства выходцам из еврейской среды. В ряды интеллигенции вливаются люди из нижних, если можно так выразиться, слоёв населения Российской Империи. В противовес дворянской. Привнося с собой острое желание улучшить жизнь народа при полном отрыве от него. Начались "хождения в народ". И вот уже В.И. Даль даёт следующее определение российской интеллигенции ""Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Не более. Без всяких там особых её предназначений. Товарищ Ленин и вовсе опустил её до плинтуса своим знаменитым высказыванием. Российская интеллигенция заигралась в 19 веке. Не сумев свои интеллектуальные преимущества трансформировать в духовные. А то и вовсе отринув Бога из души своей. Что это, куриная слепота на закате века? Превратившаяся в стойкое недомогание духовного зрения в начале века 20-го. Всякий раз приходит на память описание радости Бунина при известии о смерти Столыпина. Это ж как надо было ослепнуть, чтобы не воспринимать чуть ли не ежедневных убийств сограждан революционерами?! "Писатель и поэт Д. Мережковский, оценивая явление российской интеллигенции, писал: "Я не берусь решить, что такое русская интеллигенция... я только знаю, что это, в самом деле, нечто единственное в современной европейской культуре". Вот и Мережковский пишет о российской интеллигенции как о европейской. И уже утверждается, что подобного явления на Западе нет, хотя российская возникла как феномен социальной жизни позже и от европейской. Чего тут больше, национальной гордыни или желания выпендрится? "Интеллигенция - дух нации, достояние общества, это люди высокой умственной и этической культуры, которые способны подняться над личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий." Ух, ты! Как торжественно и в контры к ленинскому определению. Откуда эти постоянные претензии интеллекта нации на дух нации? Гораздо более на дух претендуют сотни тысяч простых русских людей явивших собой молчаливый подвиг Веры в жестокие времена гонений. Без этого вот пафосного. Разумеется, среди них были и интеллигенты. "Отличительной чертой российской интеллигенции всегда являлось народолюбие, иногда доходящее до народопоклонства. Она всегда думала и думает о народе, способна на самоотречение во имя истины и воплощения поставленных целей." Уже сама постановка вопроса говорит о многом. В частности о том, что интеллигенция изначально не считала себя этим самым "народом". Она "любила" народ, находившийся как бы где-то вне, внизу, может быть по боку. Не то ли самое происходит сегодня с российской интеллигенцией? Может быть поэтому тот "народ" в лице жены моего дяди, вечной колхозницы язвительно-презрительно произносил "интэллэгэнция"?! Одновременно недолюбливая за стояние "на горе" собственной значимости, осуждая за белые ручки, завидуя лёгкости умственного труда в отличие от колхозной каторги. "Социалистическая идея, сосредоточенность на возвышенных идеалах, казалось бы, должны облагораживать общество, вести его действительно вперед. Однако в реальной жизни все не так просто. Социализм порожден проблемами западной цивилизации, составляет естественную часть ее многообразной духовной и идеологической сферы. В нашей стране была установлена монополия социалистической идеи, от социализма было отсечено все культурное "сопровождение". Монополия социалистической идеологии привела к тому, что на ее базе была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности. Весь несоциалистический культурный слой, элита - интеллектуальная, политическая, художественная, были уничтожены. Для России, в которой культурный пласт никогда не был мощным, это - трагедия." Такое вот трагическое заключение. Советская интеллигенция, бывшая в основе своей из прошлого и вобравшая новоинтеллигентов советского образца успешно ОБСЛУЖИВАЛА власть в первую очередь. Разрастание этого слоя общества случилось во второй половине века. Если судить по определению интеллигенции как образованной части общества, то современных интеллигентов в российском обществе абсолютное большинство. "Мозг нации" разросся до размеров почти народного тела. И продолжает всё так же с придыханием говорить о том, что "русская культура - культура европейская". Всё так же продолжает жить с завёрнутой на Запад головой. И с открытым ртом, вдруг чего сладкого подбросят или от напряжения услышать очередную соблазнительную шападную идею. Ведь дискутируется до ожесточения "православный социализм". А ноги откуда? В Европе "христианский социализм" получил начала гибридизации много ранее. Степанов: "Сейчас внешние силы настроены на раскачивание ситуации в нашей стране, активно пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви, пытаются натравить интеллигенцию на Церковь, используя для этого любой мало-мальски подходящий повод." Почему же эти "внешние силы" проваливаются в народной массе? Почему они там не находят отклика? Почему народ в общем за религиозные ценности, несмотря на множество соблазнов и собственных грехов. А интеллигенция снова в роли этакого невинного дитяти, которого ничего не стоит "противопоставить Церкви"? Может быть пора не "выстраивать отношения" Церкви с интеллигенцией, а этой горделивой блуднице обратиться к Богу?! http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-5.html http://www.proza.ru/2012/08/10/1108

Абазинский / 16.09.2015

14. Ответ на 5., Lucia:

Следовало бы определить это понятие.Марксизм-ленинизм определял ее как прослойку. но не уточнял между чем и чем.Академик Лихачев определял как символ совести. Это сответствует самосознанию данной публики, ибо она себя и принимает за точку отсчета, что ей церковь и государство?Не знаю, кто додумался назвать пролетариев умственного труда словом, заимствованным из средневекового аристотелизма."- "небесные интеллигенции" - нематериальные, чисто духовные сущности, способные к постижению Всеобщего без посредства ощущений, без посредства ощущений, без тела и его органов;", т.е. ангелы. но это очень смешно - такая мания величия.

Речь идет о ТВОРЧЕСКОЙ интеллигенции. Да, это ангелы - слуги Творца. Но сегодня они в основном - падшие. И я тоже. А должны подняться.

РодЕлена / 15.09.2015

13. Полуправда хуже лжи

Вот так об этом написал академик Б.В. Раушенбах - человек, который органически не выносил лжи и полуправды (не в пример нынешним "православным патриотам"). ... Другая опасность для нашей Церкви состоит в том, что она чрезвычайно расширилась. Открыто много храмов, все это хорошо, но одновременно приводит к ускоренной подготовке, а значит — к падению уровня священников и в результате общего состояния Церкви. То есть появляется ряд негативных моментов. И на первое место я поставил бы падение авторитета Церкви среди интеллигенции, которое сейчас явно наблюдается. Одна из моих корреспонденток, например, пишет: "... Раньше, когда Церковь была в положении изгоя, я очень сочувствовала верующим, желала улучшения их положения, изменения безобразного законодательства, преследующего за веру. Но вот уже три года я не хожу в церковь, не слушаю проповедей, не читаю религиозной литературы, не интересуюсь более ни иконами, ни духовной музыкой. Мне противно!!!" Это, конечно, крайне жесткое высказывание, но появление его симптоматично. Церковь должна внимательно изучить явления, которые ведут к этому “противно”, даже когда мы имеем дело с единичными случаями. Если просуммировать отрицательные отзывы о деятельности Церкви, то вырисовываются примерно следующие истоки этих отрицательных отзывов. Очень часто говорят о не всегда разумном отношении церковных властей к бесценному культурному наследию нашего народа. Иногда, отстаивая свои, в общем, законные права, представители Церкви ведут себя вызывающе, разрушая созданное веками представление о священнике как о мягком и добром человеке. Даже если такие случаи немногочисленны, молва о них распространяется мгновенно. Кроме того, весьма прискорбно, что современная Церковь (возможно, следуя давним традициям сначала “императорской”, а потом и “советской” церкви) далеко не всегда реагирует на животрепещущие проблемы, волнующие народ: не осуждает сегодня решительным образом всеобщую коррупцию и воровство, процветающие у нас, не осуждает противоестественную сравнительно с Западом разницу между богатыми и бедными, что тоже не способствует росту ее авторитета. Все это бросает тень на Церковь, отрицательно влияет на интеллигенцию, которая тогда, когда это было опасно, помогала Церкви, а сейчас начинает от нее отходить. Мне кажется, что Церкви следует проанализировать такие явления, какими бы малочисленными они сегодня ни были. http://goo.gl/bkm1J4

Георгий / 15.09.2015

12. Ответ на 4., Lucia:

Интелигенция, как внесословный нарост, изначально так и возникла - как враг церкви и государства.

Это верно.

М.Яблоков / 15.09.2015

11. Re: «Внешние силы пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви»

Уважаемый Анатолий Дмитриевич,кажется, употребил не то слово. Впрочем,за неимением гербовой,пишем на простой. "Интеллигенция", появляется на Свет Божий с развитием капитализма,но не раньше,тогда и Шекспира,справедливо отнести к интеллигентам, и суть "продукт" буржуазного общества,с ним и исчезнет,как продукт разделения труда,собственно этим и держится власть капитала,-разделением труда на умственный и физический,воспитывая в человеке презрение к физическому труду,стремление вести "аристократический","богемный образ времяпровождения",как его понимает мещанство-проводить время в праздности. Интеллигенция столь же безбожна как общество,ее породившее. Действительно- "умственного труда" "заслуженные пролетарии",а у пролетариата как известно, нет Отечества и если,русский пролетариат, в результате Октябрьской Революции, вновь обрел его и возвратился в свое нормальное состояние-Народа,то интеллигенции Отечества не нужно,потому ей стало скучно. Скучно обсуждать,что надо бы,в детдом, хлеба послать и мыла,да простыней,да подштанников и где их взять и она читала,со скуки, на заседаниях, французские романы. По природе своей "интеллигенция"-воинствующее невежество,демоническая сила или иначе-сознательная сила стихий мiра сего,напрочь лишенная совести. Вот типичные ее представители,так или иначе, имеющие отношение к Церкви: Из гражданских-Невзоров. Из духовных-Кураев,Кочетков,Митрофанов. И наконец. "Интеллигенция" принципиально смотрит на Церковь,как на "конкурирующую фирму",ведь недаром она объявила себя, ни больше ни меньше-Совестью. Здесь примирение невозможно,по определению.

Писарь / 15.09.2015

10. Ответ на 8., Лебядкин:

без посредства ощущений, без тела и его органов;", т.е. ангелы. но это очень смешно - такая мания величия....Люся, Вы - увлекающаяся натура, не чрезмерствуйте, смотрите полемику святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов.

Не отвечу Вам любезностью на любезность и воздержусь от обсуждения Вашей натуры.

Lucia / 15.09.2015

9. Ответ на 3., Из народа:

а также - всё вместе и более того.

Вот именно. А так - при нынешнем нахождении на острие турбулентности - столь частное - как-то .... пресновато.

Лебядкин / 15.09.2015

8. Ответ на 5., Lucia:

без посредства ощущений, без тела и его органов;", т.е. ангелы. но это очень смешно - такая мания величия....

Люся, Вы - увлекающаяся натура, не чрезмерствуйте, смотрите полемику святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов.

Лебядкин / 15.09.2015

7. Ответ на 6., Из народа:

«Небесные интеллигенции» и «нарост» - точно. А что-то в зачет со знаком (+), как у А.Вознесенского – «совесть страны и честь»?

С какой радости?

Lucia / 15.09.2015

6. п.4 и п.5 Lucia

«Небесные интеллигенции» и «нарост» - точно. А что-то в зачет со знаком (+), как у А.Вознесенского – «совесть страны и честь»?

Из народа / 15.09.2015

5. Re: «Внешние силы пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви»

Следовало бы определить это понятие. Марксизм-ленинизм определял ее как прослойку. но не уточнял между чем и чем. Академик Лихачев определял как символ совести. Это сответствует самосознанию данной публики, ибо она себя и принимает за точку отсчета, что ей церковь и государство? Не знаю, кто додумался назвать пролетариев умственного труда словом, заимствованным из средневекового аристотелизма. "- "небесные интеллигенции" - нематериальные, чисто духовные сущности, способные к постижению Всеобщего без посредства ощущений, без посредства ощущений, без тела и его органов;", т.е. ангелы. но это очень смешно - такая мания величия.

Lucia / 15.09.2015

4. Re: «Внешние силы пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви»

Интелигенция, как внесословный нарост, изначально так и возникла - как враг церкви и государства.

Lucia / 15.09.2015

3. Кто мы? (Лебядкину, п.1 "Проблем важнее - нет?")

Не так все просто, уважаемый «Лебядкин». Анатолий Дмитриевич интуицией редактора владеет прекрасно, привлекая внимание к понятию «интеллигенция» в сегодняшнем значении слова. «XVIII век – тяжелый век в нашей истории, время отхода от Православия значительных слоев элиты, распространение всевозможных пагубных течений среди интеллигенции». Следовательно: 18, 19,20 и 21 века объединяет общность, обладающая какими-то признаками, по которым входящих в неё можно назвать «интеллигенцией», оставив кого-то в стороне. Очень хотелось бы на РНЛ прочитать статьи на тему: 1)Интеллигент 21в., 2)Русский интеллигент 21в., 3)Игра в «интеллигенцию», 4) а также - всё вместе и более того.

Из народа / 15.09.2015

2. Хороший пример может стать заразительным...

Встреча писательской интеллигенции с правящим архиерем, первым лицом епархии - факт сам по себе весьма не только полезный,но и плодотворный. Вот такой нерушимый блок духовного единения Церкви и творческой интеллигенции спосбен дать отпор идейному враг - русофобу и кощуннику. Хотелось бы, чтобы такие встречи были не исключением, но повсеместными и постоянными, да и состав встреч можно было бы расширить...

Николаев. / 15.09.2015

1. Проблем важнее - нет?

Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Вы полагаете данную в Вашей передовице тему самой актуальной и злободневной темой для нынешней России (со всеми её "потрохами") - ?

Лебядкин / 15.09.2015
Анатолий Степанов:
Замаячила катастрофа нашей церковной политики
Есть ли шансы поражение обратить в победу?
09.11.2019
Маршал Д.Т.Язов о Сталине, распаде СССР и современной ситуации в стране и мире
Анатолий Степанов о встрече с последним маршалом, интервью с которым состоялось в рамках проекта «Свидетели эпохи»
08.11.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Об одной статье иерея Георгия Селина
06.11.2019
Чествования русских юбиляров в этом году не будет
Нет ни зала для проведения мероприятия, ни средств
29.10.2019
Все статьи автора
"Суд в Новосибирске над кощунниками, извратившими оперу «Тангейзер»"
Театр абсурда
Общественный совет при Комитете Государственной Думы по культуре маразматичен по своей сути
01.02.2019
Эстетика веры
Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников
01.03.2018
Они и мы
Лунгины-тангейзеры были недавно более сильны, чем сегодня переучившийся Учитель
10.10.2017
Мединский сдал «Тангейзера», но не отдаст «Матильду»?
Режиссер Николай Бурляев о вредоносной деятельности Фонда кино и игнорировании министром позиции Общественного совета при Министерстве культуры РФ
20.09.2017
«Монстросибирск» встречает «Матильду»
Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири
22.08.2017
Все статьи темы
"Возвращение святынь Церкви"
Старая Ладога - колыбель русской государственности
Митрополит Варсонофий и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обсудили вопросы возрождения объектов духовного наследия Новой и Старой Ладоги
23.10.2019
Сиять незакатно...
3/16 августа - память прп. Исаакия Далматского
15.08.2019
Вы готовы воссоздать Чудов и Вознесенский монастыри?
Православная общественность направила вопрос на «Прямую линию с Президентом»
19.06.2019
Все статьи темы