Эстетика веры

Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников

История искусства неотделима от истории религии. Церковь была для художника первым заказчиком, продюсером, музеем и галереей. Здесь он получал сверхзадачу, очищался от пошлости. Здесь он вымаливал у Бога образ, на который потом молился зритель.

Если говорить языком (простите мне эту игру) contemporary art, храм — идеальный арт-объект, настоящая «тотальная инсталляция». Слово, звук, образ, свет и движение вокруг Святых Даров создают сакральное пространство, где счастливы и «исполнитель», и «зритель». Православная традиция подарила нам Образ Божий — одновременно человеческий, фигуративный и абстрактный. Этот Образ, а не революционные декреты — источник русского космизма, сочетания классики и авангарда. Троица Неслиянная и Нераздельная, а не теория относительности или геометрия Лобачевского — изначальный кладезь нетривиальных решений. Сегодняшние «симулякры» не обладают и сотой долей смысловой сложности религиозного «мультимедиа». 

Россия — единственная страна мира, сохранившая на огромной территории религиозный канон. Именно Православие на протяжении веков было гарантом единства русского языка и крепкого государства. В начале ХХ века русские художники заново открыли средневековые храмы Новгорода и Пскова, рассмотрели и оценили икону. И пока европейское ар-нуво увлекалось язычеством и орнаментализмом, они творили православное искусство. Целая плеяда — Щусев, Билибин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Рерих — вошла в «Общество возрождения художественной Руси». Всего за два года (1915–1917) Общество разработало и начало реализовывать потрясающую программу.

Грянула революция, и православная традиция «свернулась» к простому выживанию. Я считаю одним из самых драматичных последствий революции разрыв художника и Церкви. Думаю, это чувствовали даже те, кто принял новую власть. Например, писатель Андрей Платонов. Или архитектор Алексей Щусев, построивший не только Марфо-Мариинскую обитель, но и Мавзолей Ленина. Эти художники пропускали через себя трагедию этого разрыва.

Сегодня этот разрыв принимает всё чаще гротескные формы. С одной стороны — нескончаемый ряд скандалов, оскорблений чувств верующих. «Панк-молебен» Pussi Riot и акции Павленского, афиша «Тангейзера» и выставка «Осторожно, религия», антихристианский «Ученик» и пресловутая «Матильда»... С другой — акции со стороны радикалов-фундаменталистов и просто неадекватных людей, дискредитирующих Церковь, прикрывающихся ею. Стоит ли удивляться, что часть медиа буквально питается этими конфликтами, провоцируя «актуальных художников» на новые выходки?

А между тем Церковь как никогда нуждается в современной эстетической повестке, в серьезном разговоре с художником. За годы советской власти она серьезно подрастеряла эстетический потенциал. «Перестройка», увы, не помогла. С болью — и как эксперт, и как прихожанин — вынужден констатировать: у нас сегодня очень много безвкусной церковной айдентики, унылой полиграфии. Не стану комментировать оформление престольных праздников в столицах и регионах, выставок и даже главных официальных мероприятий Русской Православной Церкви. Лучшие проповедники становятся заложниками непрофессионального телеэфира, многие новые храмы не могут преодолеть эстетику лихих «ковбойских» 1990-х.

Конечно, прежде всего от этого страдает молодежь. Ведь молодые чувствительнее к современной визуальной среде, они есть поколение homo videns.

Надо что-то делать. Художнику и Церкви нужна площадка для диалога, нужны совместные решения. Тем более что современное искусство медленно, но верно поворачивается лицом к Церкви, и примеры движения актуальных художников и Православной церкви навстречу друг другу — есть. Их надо множить и множить. Эти встречи важны не только для участников процесса, но и для всей российской культуры, включая светскую. Именно эти встречи остаются в истории.

Эдуард Бояков, продюсер, театральный режиссер, создатель фестиваля «Золотая маска» и Русского художественного союза

Впервые опубликовано на сайте газеты «Известия» 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Эдуард Бояков:
Все статьи автора
"Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя"
Что случилось с Поклонской?
О странных метаморфозах политика, до недавнего времени имевшей репутацию православного патриотического деятеля
27.11.2019
Пятая колонна атакует Святую Русь
Доклад ежегодному съезду Союза Православных Братств 25 ноября 2019 года
26.11.2019
Зачем Мединский ссорится с русской национальной интеллигенцией?
На счету министра закрытие Фонда славянской письменности, мастерской Саввы Ямщикова, увольнение Анатолия Полетаева и Татьяны Дорониной
01.08.2019
Все статьи темы
"Суд в Новосибирске над кощунниками, извратившими оперу «Тангейзер»"
Театр абсурда
Общественный совет при Комитете Государственной Думы по культуре маразматичен по своей сути
01.02.2019
Эстетика веры
Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников
01.03.2018
Они и мы
Лунгины-тангейзеры были недавно более сильны, чем сегодня переучившийся Учитель
10.10.2017
Мединский сдал «Тангейзера», но не отдаст «Матильду»?
Режиссер Николай Бурляев о вредоносной деятельности Фонда кино и игнорировании министром позиции Общественного совета при Министерстве культуры РФ
20.09.2017
«Монстросибирск» встречает «Матильду»
Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири
22.08.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
12.12.2019
Что выходит, когда сапожник печет пироги...
Новый комментарий от Наталия 2016
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019