«Монстросибирск» встречает «Матильду»

Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири

Новосибирск, как известно, третий город России по численности населения. Это должно, по идее, накладывать особую ответственность на власти предержащие за сохранение здорового микроклимата в нашем, новосибирском, обществе. Ведь, как мы сегодня видим на примере других стран, социальный взрыв в одном городе вызывает реакцию, схожую с расходящимися по воде кругами, захватывая все новые и новые населенные пункты. Поэтому политика местных властей в такой сфере жизни как культура должна быть особо взвешенной и продуманной. Размашистые, эпатажные действия тут не просто не допустимы, они, в определенной степени, просто преступны. Но что мы имеем в реальности?

Когда в 2014 году проходили выборы мэра, многие проголосовали за кандидата от КПРФ, «второе лицо в партии», Анатолия Локотя, так как связывали с ним надежды на стабильность и предсказуемость власти, ее ориентированность на нужды простых горожан. Была также надежда на то, что Локоть приведет с собой сплоченную команду единомышленников, которая, сохранив то хорошее, что осталось от периода правления прежнего мэра Владимира Городецкого, добавит что-то свое, идущее на пользу как самому Новосибирску и его жителям, так и имиджу города за его пределами.

К 2014 году в столице Сибири, стабильно входившей в «красный пояс», тем не менее, уже сложились традиции, связанные с активной позицией правящего архиерея Новосибирской епархии Русской Православной Церкви Владыки Тихона, направленной на сотрудничество с мирской властью. Это и ежегодные Рождественские чтения, и общегородской крестный ход на Дни славянской письменности и культуры, и празднование дня Семьи, Любви и Верности в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, и ежегодное открытие нового православного храма перед Днем города, и празднование дня Единения славянских народов в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, и крупные международные православные ярмарки – мартовская «Православная Русь» и октябрьская, приуроченная к празднованию Покрова Пресвятой Богородицы.

Все эти и еще многие другие мероприятия, инициированные Новосибирской епархией, были бы невозможны без помощи и доброжелательного отношения к нуждам православных верующих главы города и руководителей департаментов мэрии Новосибирска. При всех претензиях к деятельности прежнего мэра В.Городецкого нельзя не отметить, что ему 15 лет удавалось сохранять баланс интересов разных групп горожан. Ведь, несмотря на то, что Сибирь искони являлась местом ссылки вольнодумцев, атеисты и верующие с девяностых годов прошлого столетия сосуществовали здесь вполне мирно, не мешая друг другу. Мало того, за эти годы в городе образовалась довольно широкая прослойка тех, кого СМИ именуют православными активистами. Это люди с активной жизненной позицией, не боящиеся отстаивать свое право на защиту традиционных нравственных, семейных и культурных ценностей, которые сейчас объявлены «не современными». В 2014 году между ними и носителями «современных ценностей» произошел конфликт, связанный с протестом православных активистов и поддержавших их новосибирцев против гастролей сатанинских групп «Behemoth», «Marilyn Manson» и «Cradle of Filth», но об этом чуть позже.

Поэтому, конечно, в религиозной среде были определенные опасения, сможет ли мэр-коммунист сохранить упомянутый баланс интересов и созданные не за один год связи. И они, к сожалению, оправдались. Именно после вступления Анатолия Локотя в должность Новосибирск не перестают сотрясать скандалы, связанные с попранием традиционных нравственных ценностей и чувств православных верующих.

2014 год – уже упоминавшийся конфликт, связанный с приездом музыкантов-сатанистов из Польши, Англии и США.

2015 год – многотысячные протесты против провокационной постановки режиссером Кулябиным оперы Вагнера «Тангейзер».

2016 год – скандал по поводу проведения «Монстрации» в день Святой Пасхи. А также скандал, связанный с попытками членов Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей призвать к ответу солиста группы «Ленинград», широко известного исполнителя нецензурных песен Шнурова, и невнятной позицией власти в этом конфликте.

И вот сейчас, в 2017-м, – вновь два скандала, связанных с актом вандализма в отношении недавно установленного на территории Александро-Невского собора Новосибирска памятника Царю Николаю Второму и Цесаревичу Алексию и с предложением главы департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии провести в Новосибирске премьерный показ кощунственного фильма «Матильда».

Как видим, баланса интересов уже не существует, город постепенно погружается в атмосферу агрессивной безнравственности и воинствующего антиправославия. Но, что интересно, сам глава Новосибирска Анатолий Локоть имеет ко всему этому весьма опосредованное отношение. Выше уже упоминалось о том, что в 2014 году голосовали не только за него как кандидата-коммуниста, но надеялись на то, что он приведет с собой своих соратников, желающих работать на благо родного города. Эти надежды не оправдались – единой команды у мэра не было и нет. Локоть, второй человек в КПРФ после Зюганова, в своей кадровой политике решил пойти на сотрудничество с оппозицией официальной кремлевской власти и принял на ключевые посты людей, которых очень сложно заподозрить в желании сохранить стабильность «путинского режима». Это касается, например, личности Ивана Старикова, в 2012 году бывшего доверенным лицом кандидата в президенты, экс-председателя партии «Правое дело», позже главы партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова. В 2014-м Стариков выдвинул свою кандидатуру на пост мэра от партии «Гражданская инициатива» и потом снял ее в пользу Локотя. Возможно, в благодарность победитель назначил своего недавнего конкурента главой представительства города в Москве в статусе вице-мэра. Летом 2014 года Стариков принял активное участие в антиправославном митинге, организованном оппозиционным движением «РЕформация».

Вторая яркая личность в «оппозиционном блоке», созданном в недрах мэрии, – настолько яркая, что затмила самого мэра и часто демонстративно выступает против его позиции, – Анна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодежной политики. В том же 2012 году Терешкова была руководителем новосибирского штаба кандидата в президенты Михаила Прохорова, входила в федеральный политкомитет партии «Гражданская платформа». То, что в 2015 году, уже работая в администрации города, она из него вышла, вряд ли сделало ее сторонницей политики действующей власти, особенно в отношении к Русской Православной Церкви. Это видно хотя бы из того, что она замешана во всех скандалах, связанных с организацией отпора православным активистам и членам Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности в проводимых ими акциях. 

Впрочем, взаимная неприязнь родилась задолго до назначения Терешковой на ее нынешнюю должность: еще в те времена, когда она пыталась создать в Новосибирске Центр современного искусства – аналог печально известной галереи Марата Гельмана, – и проводила провокационные и безнравственные выставки, такие, например, как «Когда художник берет фотоаппарат», гельмановская же «Родина» и др. Поэтому эпатажное заявление Терешковой по поводу премьеры «Матильды» – вполне в духе всей ее антиправославной и антинравственной деятельности.

Представители нескольких общественных организаций в 2014 году обращались к новоизбранному мэру с письмом, в котором просили не назначать А.Терешкову главой одного из ключевых департаментов. Причем православные были в этом единодушны с руководителем самой крупной общественной организации НСО – Новосибирского областного совета ветеранов.

29 марта 2015 года на пятитысячном митинге «Защитим святыни – спасем Россию!» была принята резолюция с требованием немедленной отставки начальника департамента культуры. Но эти призывы остались гласом вопиющего в пустыне.

В тот же год новый директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман на своей пресс-конференции высказал мнение о том, что Терешковой следует подать в отставку. Но Анатолий Локоть и тут «прикрыл» свою подчиненную, заявив, что директор театра не имеет полномочий вмешиваться в дела мэрии.

Зато Анна Терешкова не считает себя обязанной блюсти интересы шефа и подставляет его направо и налево. Она с видимым удовольствием гнет свою, антирелигиозную линию, поддерживает безнравственные и кощунственные (как в случае с «Тангейзером» и «Матильдой») начинания, не понимая, что этим не только делает «назло» люто нелюбимым ею православным активистам, но и нарушает стабильность в огромном, полуторамиллионном городе. При этом глава департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии подрывает не столько свой авторитет – он у нее и так невелик, – сколько будущую карьеру того же Локотя, который вряд ли долго засидится в кресле мэра. Тем более, что его успехи на этом посту весьма скромные. 

Но, если Терешкова после отставки вполне сможет на деньги мужа – крупнейшего производителя хлеба в стране – сделать карьеру в любом качестве, то Анатолий Евгеньевич, случись в Новосибирске социальный взрыв на религиозной почве (а он вполне возможен в нынешних условиях), заработает себе несмываемое клеймо и может смело ставить жирный крест на всей своей дальнейшей политической биографии.

Недавно представители Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей обратились в прокуратуру с просьбой «применить к начальнику департамента по культуре, спорту и молодежной политике мэрии города Новосибирска Терешковой А.В. меры предупредительного воздействия в форме профилактической беседы с разъяснением ее моральной и правовой ответственности перед обществом, социальных и правовых последствий продолжения совершения ею действий, направленных на дестабилизацию ситуации и нагнетания напряженности в обществе».

Потому что можно как угодно относиться к личности последнего русского царя, можно искренне верить в его любовные интриги, можно в кругу друзей (или даже на рабочем месте) подпевать песням Шнура, – все это частная позиция отдельного человека, на которую он имеет право, даже если он и занимает высокий пост. НО! Все это не должно иметь ничего общего с его позицией как представителя власти, определяющего культурную политику в крупнейшем городе Сибири. В первом случае личные вкусы и пристрастия могут оказать влияние лишь на близких людей, а вот во втором они влияют на мировоззрение и формируют вкусы и культурные предпочтения многих и многих тысяч жителей города, особенно молодых.

Представим себе на миг: антиправославная, безнравственная политика в Новосибирске набирает обороты. В городе становится все больше сторонников проведения «Монстрации», все меньше участников крестных ходов. В Художественном музее регулярно проводятся выставки типа той же «Родины» Гельмана, во вновь открытый Центр современного искусства организуют обязательные экскурсии школьников и студентов. Постановки, подобные «Тангейзеру», собирают полные залы. Шнуров чувствует себя в Новосибирске как дома, концерты групп «Behemoth» и «Marilyn Manson» – самые посещаемые. Но храмы еще действуют. Как вы думаете, насколько окажется велик соблазн для молодых людей, привыкших к разгулу всей этой бесовщины, начать устраивать провокации против тех, кто оказался, фактически, в культурном гетто? И это, скорее всего, будут уже не пляски на амвоне, а нечто похуже и пострашней. Потому что будет ощущение того, что так – можно. Здесь, в этом городе, – можно. Ведь за это не станут ругать и наказывать, наоборот, такой поступок встретит полное одобрение со стороны облеченных полномочиями чиновников, журналистов местных СМИ, полиции. Кто-то первый начнет, другие подхватят, и пойдет реакция по всей стране, как расходящиеся по воде круги...

Ну что, Анна Васильевна сотоварищи, вы ЭТОГО хотите – возвращения событий столетней давности, нового разгула воинствующего безбожия? Мы – не хотим. Вы, если припечет, всегда сможете уехать куда-нибудь в более спокойное место, нам – некуда. Это наш город, нам здесь жить, работать, растить детей. Мы, православные верующие, имеем на это такое же право, как и те, кто не разделяет наши взгляды. Мы не требуем от вас перестроить всю культурную политику в сторону ее клерикализации. Пусть она остается светской – в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы атеисты и православные новосибирцы чувствовали себя комфортно и не мешали друг другу. Но при этом не стоит забывать, что традиционные культурные ценности, которые мы отстаиваем, – опора нормального существования общества. Оно их создавало веками, собирало по крупицам, отсеивая ненужное. Это – сокровищница многовекового опыта совместной жизни русских людей. Без традиционных нравственных, православных ценностей стабильность в Российском государстве немыслима. Наша вера, наши святые – неотъемлемая часть и достояние всей русской, российской культуры. Поэтому мы требуем относиться к ним с уважением. И не превращать наш город, изначально названный в честь святителя Николая, великого защитника православной веры, в «Монстросибирск», оплот безнравственности и бездуховности. 

Галина Пырх, член Союза журналистов России, православный публицист
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Ответ на 2., рудовский:

Автор говорит, что баланса нет. Но из статьи как раз следует обратное: баланс есть.

Да? Как интересно! И в чем же он, по-Вашему? В поддержке антиправославных акций со стороны власти и в отсутствии поддержки православных? Ну да, в соответствии с ВАШЕЙ логикой, баланс - ТАКОЙ баланс, - действительно, есть. А если серьезно, то Новосибирск становится антиправославным городом. Это страшно. Если бы не старые связи и соглашения Владыки Тихона, нас бы уже задавили.

Алина / 26.08.2017

2. Re: «Монстросибирск» встречает «Матильду»

Автор говорит, что баланса нет. Но из статьи как раз следует обратное: баланс есть.

рудовский / 25.08.2017

1. Коммунисты?

Ну и кому, чему служит КПРФ? Вернее - прислуживает.

Егоргий / 25.08.2017
Галина Пырх:
Возрождение забытого праздника
В Новосибирске отметили День Сибири
15.11.2019
Вместо шайбы – тыква, или Матч по-хэллоуински
Почему власти Новосибирска потворствуют нарушению законодательства?
05.11.2019
Патриотизм – это не слова, а поступки
О патриотических мероприятиях, павших в забвение СМИ
09.10.2019
«Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»
Откровенный разговор о гражданской войне, разделении народа и силе идей с новосибирским историком Игорем Самариным
20.06.2019
Все статьи автора
"Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя"
Что случилось с Поклонской?
О странных метаморфозах политика, до недавнего времени имевшей репутацию православного патриотического деятеля
27.11.2019
Пятая колонна атакует Святую Русь
Доклад ежегодному съезду Союза Православных Братств 25 ноября 2019 года
26.11.2019
Зачем Мединский ссорится с русской национальной интеллигенцией?
На счету министра закрытие Фонда славянской письменности, мастерской Саввы Ямщикова, увольнение Анатолия Полетаева и Татьяны Дорониной
01.08.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 1
04.06.2019
Все статьи темы
"Суд в Новосибирске над кощунниками, извратившими оперу «Тангейзер»"
Театр абсурда
Общественный совет при Комитете Государственной Думы по культуре маразматичен по своей сути
01.02.2019
Эстетика веры
Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников
01.03.2018
Они и мы
Лунгины-тангейзеры были недавно более сильны, чем сегодня переучившийся Учитель
10.10.2017
Мединский сдал «Тангейзера», но не отдаст «Матильду»?
Режиссер Николай Бурляев о вредоносной деятельности Фонда кино и игнорировании министром позиции Общественного совета при Министерстве культуры РФ
20.09.2017
«Монстросибирск» встречает «Матильду»
Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири
22.08.2017
Все статьи темы