Шарлит

Диагноз культуролога Андрея Карпова по материалам суда об оправдании постановщиков «Тангейзера»

Теракты в Париже  Скандал вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске 
0
1753
Время на чтение 4 минуты
Мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административные дела в отношении директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина за отсутствием состава преступления. Суд  не нашел, что кулябинская постановка оперы Р.Вагнера «Тангейзер» нарушает права верующих. 

Данные дела были возбуждены прокуратурой по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. 

Действие оперы перенесено в наше время, а Тангейзер представлен режиссером эротического фильма «Грот Венеры», действующим лицом которого является Христос.  Христос, таким образом, вводится в обитель блуда, но это подается как текст внутри текста. На этом основании эксперты вывели своё заключение, что никакого оскорбления чувств верующих в постановке нет. Речь идет о вымышленном образе Христа, - про реального Христа режиссер ничего не говорит, поэтому изображение Христа среди блудниц не может, по их мнению, оскорбить чьи-то чувства. Ложные представления о Христе – это проблема главного героя оперы, а не зрителей…

Оправдал авторов постановки и опальный дьякон Андрей Кураев. Он привел такую аналогию: если на сцене висит флаг со свастикой, означает ли это пропаганду фашизма? Надо ли запрещать, скажем, фильм «17 мгновений весны» за то, что там сплошь и рядом показывается фашистская атрибутика. Аргументация Кураева и эксперта (Бориса Фаликова, доцента кафедры религиоведения РГГУ) совпадает… Даже возникает ощущение, что это своего рода домашняя заготовка: уж не консультировался ли режиссер с подобными экспертами, как не попасть под статью?..

Но аргументация эта – слабая… Представим себе, что герой постановки зачитывает со сцены «Mein Kampf». Пусть даже постановка – антифашистская. Допустимо ли это, в виду того, что «Mein Kampf» в России запрещена? Или еще аналогия: на сцене нам устраивают демонстрацию фильма по производству наркотиков в домашних условиях. По сюжету это можно вписать в сцену профессиональной подготовки сотрудников наркоконтроля… Будет ли соображение, что это текст внутри текста, достаточным для оправдания авторов постановки? Не будет.

Герой не существует без своего автора. И ответственность за то, что творит герой, лежит на авторе. Таким образом, именно Тимофей Кулябин отвечает за то, что составляет содержание фильма, снятого его героем.  И за то, как об этом содержании рассказывается зрителю. Высказывание второго порядка – это всё равно его высказывание. 

И закрытые дела – следствие не отсутствия кощунства, кощунство-то налицо: достаточно показать то, что шокировало митрополита, фокус-группе из православных христиан, не знающих в чем суть дела (например, из другой православной Церкви). Они сразу же заявят о кощунстве. Закрытие дел означает, что наше общественное сознание снисходительно к такого рода кощунству… Достаточно прикрыться фиговым листком «вымысла внутри вымысла», чтобы от тебя отстали. Достаточно выдвинуть оправдательную модель, подходящую по формальным признакам, и она будет востребована, никто не станет вдаваться в существо дело: чувствуют ли православные себя реально оскорбленными или нет…

Это говорит о серьёзной болезни, поразившей наше общественное сознание. Господа, решившие так интеллигентно (на уровне текста в тексте) поглумиться над Христом, не считают, что они совершают то, что вычеркивает их из интеллигенции. Они продолжают себя считать творческой интеллигенцией, то есть, по их мнению, лучшей частью российского общества. Они не теряют самоуважения. Не чувствуют внутри себя, что переступили нравственную границу. Их нравственность в результате устроенного ими кощунства не пострадала. Они могут продолжать нести людям свет, правду, обличать пороки и проч. Для этих людей кощунство – этически допустимо. 

А мы терпим этих людей.  Мы с ними здороваемся. Ходим на их постановки. Читаем их высказывания в прессе… Мы прощаем кощунство… Для нас – это что-то менее страшное, чем , скажем, коррупция… Против коррупции не выступает только ленивый, а против показа Христа у блудниц… Ну, это, как говорится, свобода взглядов. Он так видит… Даже не Кулябин, а Тангейзер… Свобода творчества – основа свобод…

На бытовом уровне мы еще не Шарли. Мы понимаем, что говорить гадости о святом для человека прямо ему в лицо – это оскорбление.  Святое не должно попираться. Если ты допускаешь подобное, то ты уже не вправе требовать уважения к себе. Мы это понимаем. А самые чуткие понимают, что если в быту допустят подобное, то уже не вправе и сами себя уважать. И не допускают. 

А вот в приватизированном творческой и прочей креативной интеллигенцией (и не очень интеллигенцией) публичном пространстве российское общество уже – почти Шарли. То, что мы еще не попускаем себе, мы позволяем делать со сцены. 

Если болезнь («шарлит» - «ит» в медицине говорит о воспалительном характере процесса) будет прогрессировать, мы все превратимся в «Шарли». Нам будет плевать, есть ли у другого человека что-либо святое… Мы будем  при каждом шаге попирать чьи-то святыни. А значит, не иметь ничего святого в своей душе… 

Таким образом, постановка «Тангейзера» и наша реакция на нее весьма симптоматична. Мы должны осознать, где мы находимся (чуть выше бездны), и сделать выводы. Что-то надо делать со всем этим театром. И не только театром. Всё то, что пытается нас развлекать, заслуживает нашей финальной оценки. Да и всё общественное мнение требует перезагрузки. Сделаем это – духовно выживем. Не сделаем – превратимся в кулябиных и кураевых в миниатюре. 

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Тест сдан!

"Тангейзер" стал тестом. Общество заметило кощунство (многое другое близкое по духу к "Тангейзеру" общество не замечает). Православная часть общества высказалась... Далее были возможны два пути развития: нашу реакцию учитывают или ее не замечают. Тест на готовность власти действительно строить то общество (традиционные ценности-нравственность-духовность), о котором она говорит. Стоит ли за словами хоть что-нибудь? Вынужденно или по доброй воле власть выбрала правильный вариант. Директор Новосибирской оперы уволен. В театре начнется финансовая проверка, призванная выяснить как именно тратились государственные деньги на постановку "Тангейзера". Директор оперы уволен довольно элегантно: ему сказали вывести оперу из репертуара, он отказался (следующие показы планировались на октябрь). Уволили, таким образом, не за постановку, а за невыполнение распоряжений учредителя. Теперь деятели искусства могут задуматься: так ли обязательно кощунство при создании культурного продукта, или можно обойтись без него? Еще бы без разврата бы обходились...
Андрей Карпов / 29.03.2015, 15:42

15. Ответ на 10., Марина Мартынова:

По-моему, беда в том, что в законодательной базе нет четкого и однозначного определения понятия кощунства. Если бы оно было, тогда у нас был бы инструмент для борьбы с подобными явлениями, причем без "перегибов".

Да просто. Разрешать, но только один раз. Чтобы не разрешать быть закономерности, но и не запрещать быть, ибо оно есть. Ведь по закону Природы зло не приводит мир к Потопу, и не приведет. Но зло есть в мире. И зло заставляет законы Природы совершать движение круговращения. Например именно это заставляет быть смене времен года: материя движется. Но, либо это материализм, либо это левиафан, на которого Сам Бог надел узду. Для духа же укротить зло значит прекратить замкнутый круг. Понять. Тогда понятое зло (кощунство) теряет силу, ибо зло есть добро разделенное само в себе.А понятое зло есть также добро само в себе.Только зло - это непонятое в самом себе добро. Адам не понял в себе Дух Бога, но разделил его на бога и Бога в себе. И родил этим проклятие себя на себя. Но Адаму во владение дан был весь мир...
Бондарев Игорь / 13.03.2015, 22:32

14. Re: Шарлит

О чем говорит феномен с новосибирским "Тангейзером"? Об уме православного человека. Об отношении к Природе. Ведь по вере православные считают себя духовными. Отсюда - гнев, ибо здесь болевая точка. Болевая точка в том, что здесь симулякр веры. Ведь по вере мы - духовные, а по уму - природные. Более того, православные полагают, что природа есть и материя. И возникает вилка (симулякр). В результате мы духовные, а в причине - материалисты. Ведь если наш ум, рассудок - природный, то Наука говорит только об одном способе развития этого - мы вышли из царства животного мира. Однако разум православного человека запрещает ему так думать. Ибо в трансцендентальном идеале чистого разума светится истинный образ фаворского света духа, как схемы для рассудка. И когда эта схема идеала совпадает с опытом рассудка в природе, то и природа и рассудок освещаются светом идеала разума. Видим ли мы это у современного православного? Освещает ли вера православного его рассудок в природе? Не очень. Потому, что до сих пор самые умные утверждают такое мировоззрение, по которому мы как-бы и Богом сотворены, однако и из животного царства вышли . Вот поэтому православные и негодуют, ибо в новосибирском "Тангейзере" затронули этот нерв мировоззренческой проблемы. Только на этом основании новосибирский "Тангейзер" заслуживает оправдания. Правда с маркировкой : использовать только однажды. Ибо цель данного не верного "Тангейзера" - обратить внимание православную общественность на причину духовного симулякра. Который не сколько в кулябинской постановки , сколько в современном мировоззрении православного человека, в его уме. Не обратят внимания на это, далее будет что-либо еще и еще... Причину надо устранять, а не негодовать на следствие. А то мы и Богом сотворены, но начнешь думать, то окажется что и из животного царства вышли. Правда нам предлагают верить и не думать. Но чтобы выжить - приходится думать. А значит и задумываться над этой мировоззренческой "странностью"... не говоря уже о том, что так наверняка думает каждый образованный человек, и учитель в школе...
Бондарев Игорь / 13.03.2015, 22:15

13. Ответ на 12., Андрей Карпов:

.Надо сказать, что Кулябина пригласили теперь в Большой театр... В качестве поддержки? Или награды?

Вы идеалист, дорогой... Money make the world go round... Паблисити, Андрей, паблисити... Не без помощи подавших в суд...
Анна де Бейль / 13.03.2015, 17:28

12. Ответ на 8., Анатолий Пронин:

Экспертиза, без сомнения, с душком... По-моему (поправьте , кто знает, если я ошибаюсь), суд не направлял материал на анализ. Просто пришли некоторые эксперты и принесли результат экспертизы, который был приобщен к делу... Мол, мы тут вот подумали, и вот что хотим сказать... Весьма вероятно, что модель оправдания (вымысел в вымысле), заранее имелась в виду при постановке оперы. Надо сказать, что Кулябина пригласили теперь в Большой театр... В качестве поддержки? Или награды?
Андрей Карпов / 13.03.2015, 14:03

11. Ответ на 10., Марина Мартынова: Извините, реплика.

По-моему, беда в том, что в законодательной базе нет четкого и однозначного определения понятия кощунства. Если бы оно было, тогда у нас был бы инструмент для борьбы с подобными явлениями, причем без "перегибов".

Законодательство может быть идеальным, а люди будут страдать от несправедливости. Наша беда в неразвитости совести,либо отсутствие таковой. мало создать хороший закон - нужно создать традицию его исполнения. В нашей стране правовой традиции, как это ни печально, нет. Ни цари, ни генсеки параграфами кодексов себя не стесняли. Да и судьи не зря ведь спрашивали: «Как тебя судить: по закону аль по совести?» И слышали в ответ: «По совести, батюшка, по совести!»
Иванович Михаил / 13.03.2015, 13:27

10. Ответ на 5., Лебядкин:

Но проблема, представляется,неизмеримо сложнее - выбрать....нет, выработать некий вариант, отличный как от запретных тем, так и от овертоновских форточек, так и от Fahrenheit 451.И как же это сделать?

По-моему, беда в том, что в законодательной базе нет четкого и однозначного определения понятия кощунства. Если бы оно было, тогда у нас был бы инструмент для борьбы с подобными явлениями, причем без "перегибов".

9. Ответ на 5., Лебядкин:

Андрей пишет - "Что-то надо делать со всем этим театром. ...Сделаем это – духовно выживем. Не сделаем – превратимся в кулябиных и кураевых в миниатюре."Но проблема, представляется,неизмеримо сложнее - выбрать....нет, выработать некий вариант, отличный как от запретных тем, так и от овертоновских форточек, так и от Fahrenheit 451.И как же это сделать?

По-моему, беда в том, что в законодательстве (в частности, в законе о запрете на оскорбление чувств верующих, или как он там называется), видимо не прописано точно, что именно является таким оскорблением. Необходимо на законодательном уровне дать определение понятию кощунства, а иначе мы будем повторять ситуацию с плясками на амвоне, когда части общества непонятно, что кощунство, собственно, имело место. Если бы это понятие было четко и однозначно определено в законодательной базе, у нас был бы инструмент для борьбы с подобными явлениями.

8. Re: Шарлит

Мировой судья учел мнение эксперта, некоего религиоведа г.Фаликова. Г.Фаликов оказывается, имеет, по мнению судьи (хорошо бы ФИО судьи), представление о том что является для христиан оскорбительным, а что нет. При этом судья в г.Новосибирске прибегает к эксперту проживающему в г.Москве. А зачем так далеко нужно было ходить. Что экспертов поближе нет. Например, хорошо бы спросить у самих христиан, что их оскорбляет, а что нет. Хотя, зачем спрашивать эксперта, когда сам православный митрополит Новосибирский и Бердский подает заявления о том, что это театральное действо оскорбляет христиан. Митрополит лучше знает, чем религиовед , что может оскорбить христиан, поскольку оскорбили и лично его, как христианина. Но нашим либералам нужно что бы и в будущем можно было безпрепятственно оскорблять Христа, христиан и вообще русских людей. Кстати, почему-то не дали отвод этому эксперту. Ведь если он не является христианином, а скажем иудеем или атеистом, то ему, скорее всего, нужно было дать отвод. Эксперт г.Фаликов, имеет либеральные взгляды, симпатизирует Ватикану, неуважительно относится к священноначалию Русской Православной Церки. Судите сами, вот например фрагмент одного из его опусов опубликованных в Газете.ру: ...Все это, без сомнения, понимают в Ватикане. И папе не остается ничего другого, как пожалеть московского патриарха, который с головой увяз в политике, далекой от церковных интересов. Но это нисколько не мешает Франциску двигаться по пути к христианскому единству вместе с Варфоломеем, который, как еще раз показала встреча в Стамбуле, полностью разделяет его надежды и чаяния.

Вы только посмотрите какое тут уважение к иезуиту-папе (он все виде ли понимает) и неуважение к нашему патриарху: (он якобы увяз в политике, о чем собственно не г.Фаликову судить). Г.Фаликов продвигает мысль, что наш патриарх на обочине, а папа с Варфоломеем шагают по правильному пути. Кто такой г.Фаликов, что он так высокомерно судит о нашем священноначалии? Где он усвоил такие убеждения и подходы, чей он человек и почему он вдруг оказался экспертом в таком судебном процессе? Те, кого интересуют подробности, могут узнать основные этапы его биографии в Википедии. Но в этом особого смысла нет. Типичная биография, типичного представителя пятой колонны. Вот только один эпизод из его биографии: г.Фаликов в начале 1990-х годов читал лекции в американских университетах: Колледж Льюиса и Кларка, Джорджтаунский университет, и Канзасский университет[4]. То есть в то время, когда вся страна проходила шоковую терапию Гайдаровских реформ и население было занято выживанием, г.Фаликова прикармливали, как мы теперь понимаем. А в нужный момент его достали из табакерки, и он сказал то, что было нужно хозяевам. То есть выдал, нужное заключение, отработал затраченные на него инвестиции. Но не все, а только часть. И в дальнейшем, надо полагать, будет потихоньку отрабатывать (гадить в том же духе). Таким образом, эксперт должен был получить отвод. Кроме того, внимательнее нужно присмотреться к его конфессии и происхождению. Пренебрежение этими двумя факторами, приводит всегда к плохим результатам.
Анатолий Пронин / 12.03.2015, 11:12

7. Ответ на 4., Николаич:

"... Вот тогда можно ждать и перезагрузки...

Это было бы опометчиво - ожидать, что зло-грех может перезагрузиться в виде добродетели. При любых "вводных".
Лебядкин / 11.03.2015, 16:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Теракты в Париже
Берлинский отголосок Ниццы
Чем больше ЕС примет сомнительных беженцев, тем чаще там будут происходить теракты, как в Берлине
21.12.2016
«Я никогда не менялся»
Владимир Путин в интервью немецкому изданию Bild рассказал о причинах раскола Европы, расширении НАТО, санкциях, Крыме и Минских соглашениях
11.01.2016
Все статьи темы
Скандал вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске
Театр абсурда
Общественный совет при Комитете Государственной Думы по культуре маразматичен по своей сути
01.02.2019
Эстетика веры
Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников
01.03.2018
Они и мы
Лунгины-тангейзеры были недавно более сильны, чем сегодня переучившийся Учитель
10.10.2017
Мединский сдал «Тангейзера», но не отдаст «Матильду»?
Режиссер Николай Бурляев о вредоносной деятельности Фонда кино и игнорировании министром позиции Общественного совета при Министерстве культуры РФ
20.09.2017
«Монстросибирск» встречает «Матильду»
Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири
22.08.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07