Итоги референдума анализирует в интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, заместитель директора Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского политолог Роман Голубин.
Шотландцы проголосовали за сохранение единства в составе Великобритании. Для меня это был ожидаемый результат, потому что это вызвано не только опасениями шотландцев ухудшением внутриэкономической ситуации, но и внешнеполитической. Шотландия является важным элементом евроатлантического пространства, оборонного и политического пространства.
Конечно, не все зависело от самих шотландцев. Тут приложили руку все союзники Великобритании для того, чтобы этого не допустить. Мы еще не знаем обо всех подводных течениях, которые происходили при взаимодействии лиц Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и других союзников по купированию этого прецедента в Шотландии.
Я думаю, что прецедент в Шотландии не разовьет эту ситуацию в худшем для Европы и евроатлантического сообщества сценарии, в том плане, что Каталония могла бы последовать примеру, Страна басков могла бы поднять голову и другие территории могли бы высказаться за самостоятельность. Я думаю, что этот прецедент очень важен в том плане, что т.н. «Европейская весна», как ее можно назвать, с парадом суверенитетов будет купирована именно этим шотландским прецедентом. У каталонцев становится все меньше шансов получить свою самостоятельность.
Прецедент Шотландии будет служить новым поводом к обвинению России, в том, что мы якобы являемся нецивилизованной страной в плане решения данных проблем. Они говорят, что Шотландия шла к провозглашению независимости долгим путем, не противоречила законам Великобритании и общим посылам общего евроатлантического пространства, и что народ Шотландии высказал свое мнение. И все прислушались к этому мнению. А Россия спровоцировала референдум в Крыму, и он якобы был нечестный. Референдум в Шотландии, с моей точки зрения, был очень выгоден Западу, и они хотели его провести. Они знали, чем он закончится. Не надо думать, что они все так волновались, что Шотландия выйдет из состава Соединенного Королевства. Исход этого плебисцита был заранее прогнозируемым везде на Западе. Он дает лишний повод говорить о том, что евроатлантическая модель настолько привлекательна, что все сепаратистские тенденции купируются им в корне. В то же самое время они соблюдают нормы демократического общежития, демократического развода, в том числе, тем самым выставляя себя в выгодном свете и получая лишний повод попинать Россию.
Мы не можем говорить, что референдум в Шотландии был специально подобран под события на Украине. Но он случился и как нельзя вовремя подоспел. Этот референдум будет использоваться на полную катушку в тех целях, о которых мы говорили. России шотландский прецедент обойдется боком. Наши политики и наши союзники надеялись, что Шотландия станет тем слабым звеном в евроатлантическом сообществе, которое покажет, что центробежные тенденции объективны. К сожалению или к счастью, этого не произошло. Нам придется с этим жить. И, я думаю, мы благополучно переживем это в будущем.