Знаки и символы правят миром, а не слово и закон - Конфуций
Греческое слово «символ», происходит от глагола, который означает «соединяю». Эта этимология указывает на роль символа как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать человеческий опыт и мысль.
По существу, всякая речь или система условных знаков, например, в математике, символичны. Но в сфере религии или политики - там, где действует человек, где подключаются разум, эмоции, вера и дух, символ перестает быть отвлеченной идеей или даже аллегорией. Он сам становится причастным к той духовной реальности, которую отображает. Символ оказывается необходимым там, где абстрактная, чисто логическая система не в силах выразить реальность, а слова и речи могут обмануть. Хотя и отдельные слова могут быть символами, так же, как предметы и действия.
В 2005 году, когда отмечалось 60-летие Победы, в России возник обычай демонстрировать патриотические чувства, прикрепляя на одежду, сумки и автомобили черно-оранжевые георгиевские ленточки.
Так на наших глазах царский и советский символ пережил второе рождение. А в мае нынешнего года он приобрел особую политическую актуальность, став знаком борьбы за национальное достоинство миллионов людей на юго-востоке
Украины. Да и в самой России георгиевская лента во время празднования Дня Победы приобрела зримое выражение чувства патриотизма у большинства наших сограждан.
Георгиевская лента родилась 26 ноября (7 декабря) 1769 года в качестве знака учрежденного в этот день военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Орденский статут 1769 года содержал следующее описание: «лента шелковая о трех черных и двух желтых полосах». Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что желтый символизирует пламя, а черный – дым. Императрица Екатерина II, учредившая этот орден, полагала, что лента «соединяет цвет пороха и цвет огня». Некоторые эксперты по русской фалеристике указывают, что лента также воспроизводила цвета государственного герба: черный двуглавый орел на золотом фоне.
В орденской иерархии Российской империи «святой Георгий» следовал четвертым за орденами Андрея Первозванного, святой Екатерины и Александра Невского и являлся высшей военной наградой. Награждение им требовало личного подвига на ратном поле или руководства войсками в победоносном сражении.
Помимо ордена, существовало золотое Георгиевское оружие – шпаги или шашки с георгиевскими темляками (ленточками) на эфесе и полковые Георгиевские знамена.
13 (25) февраля 1807 года император Александр I учредил Знак отличия ордена святого Георгия для нижних чинов, который в 1856 году получил четыре степени, а с 1913 года именовался Георгиевским крестом. В общей сложности до 1914 года им были награждены 205336 человек, а в ходе Первой мировой войны – около 1,2 миллиона. Полными георгиевскими кавалерами до Первой мировой войны стали около двух тысяч солдат и унтер-офицеров, в 1914–1917 годах – 33 тысячи.
8 ноября 1943 года, в дни освобождения Красной Армией Киева от немецко-фашистских захватчиков в
СССР был учрежден орден Славы для награждения солдат, матросов, сержантов и старшин (в ВВС – и младших лейтенантов), являвшийся практически полным аналогом «солдатского Георгия». Только крест заменили звездой, количество степеней уменьшили с четырех до трех и сделали чуть более насыщенным цвет желтых полос на ленте, превратившихся в оранжевые. Орденом Славы в годы войны были награждены около миллиона человек – людей многих национальностей и вероисповедания. Полных кавалеров насчитывается 2674.
Лента ордена Славы стала также символом советской гвардии, и оттого именовалась «гвардейской лентой». После войны ее изображение широко тиражировалось на плакатах и открытках, посвященных Дню Победы, в общественном сознании она неизменно ассоциировалась с ним. Явную отсылку к ее цветам содержит популярная песня на слова Роберта Рождественского «Баллада о красках»: «Довелось в бою изведать молодым рыжий бешеный огонь и черный дым».
Те, кто пытается сказать, что нынешняя черно-оранжевая лента скорее гвардейская (как на советском ордене Славы), чем георгиевская, не видят преемственной связи между поколениями народа и воинов одной страны.
Сразу после победы в войне 9 мая 1945 года была учреждена медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На лицевой стороне медали профильное погрудное изображение Сталина, в верхней части медали по окружности надпись «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ», в нижней части - «МЫ ПОБЕДИЛИ». Колодка медали обтянута той самой – гвардейско-георгиевской лентой. В общей сложности этой награды были удостоены почти 15 миллионов человек, что сделало ее самой массовой в стране. Более того, было установлено, что в случае смерти награжденного эта медаль остается в семье для хранения как память. Очень мудрое решение – сколько семей хранит эту реликвию и память о своем герое!
В Британии имеется национальный символ, примерно соответствующий по смыслу российской георгиевской ленте: бутоньерка в виде красного мака (Remembrance poppy).
Традиция повелась с 1919 года, когда в первую годовщину перемирия, положившего конец Великой войне, был организован сбор пожертвований в помощь ветеранам, инвалидам и семьям погибших. Каждый жертвователь, независимо от суммы, получал от волонтеров бумажную бутоньерку и с гордостью носил ее на одежде. Идея восходит к известному стихотворению, написанному погибшим в 1918 году канадским военным врачом Джоном Мак-Креем:
«Во Фландрии вновь маки расцвели
Среди крестов, что встали ряд за рядом
В том самом месте, где мы полегли».
Позже пожертвования стали собирать для ветеранов Второй мировой и других войн, которые вела Британия. Накануне Дня перемирия (Remembrance Day) 11 ноября венки из маков возлагаются к Кенотафу на Уайтхолле, Вестминстерскому аббатству и на военных кладбищах. Появиться в эти дни с красным маком в петлице считается хорошим тоном. Так делают члены королевской фамилии, политики, телеведущие и многие рядовые граждане. Иные предпочитают белые маки в качестве пацифистской альтернативы красным цветам, но их не так много на общем фоне.
По некоторым данным, мысль создать отечественный аналог красного мака принадлежала журналистке агентства РИА Новости Наталье Лосевой. Кампания получила государственную поддержку и широкий размах. Тысячи волонтеров раздавали ленточки на улицах и в общественных местах. Посольства распространяли их среди зарубежных соотечественников и местных жителей, желающих отпраздновать
День Победы вместе с Россией. Она была в целом благожелательно воспринята обществом. И можно сказать, переросла первоначальный замысел авторов проекта.
Наблюдатели, однако, замечают, что чувства, которые вызывают красный мак и георгиевская ленточка, несколько разнятся. У британцев это чистая беспримесная скорбь о павших и благодарность выжившим участникам войн, без патриотического подъема, чувства одновременно гордости и предупреждения - «если надо, повторим».
Сторонники «общечеловеческих ценностей» считают, что лейтмотивом любого разговора о войне должны быть слова: «Никогда больше!», а не: «Если надо, повторим!», забывая о том, что речь идет не о войне (кто же хочет ее повторить?), а о победе, о готовности защитить свою страну, народ и свои ценности. Подчеркнем, что в стране, где каждая вторая семья имеет погибших на войне предков, память о них до сих пор жива и священна, поэтому Георгиевская ленточка имела все шансы стать общенациональным символом, объединяющим патриотически настроенных людей. И она им стала безо всякого принуждения. Более того, майские дни нынешнего года свидетельствуют – этот символ обрел значение важного элемента государственной идеологии России, навязанной не сверху, не из ученого мудрствования, а рожденной самой жизнью.
Однако уже через несколько лет появилась еще одна ленточка – белая, ставшая популярной в декабре 2011 года, после вызвавших возмущение у несистемных оппозиционеров выборов в Госдуму. Идею ее распространения тогда популяризовал телеканал «Дождь».
Белый цвет вроде бы символизирует чистый лист бумаги. Автор идеи в России Арсен Ревазов предложил разрушить нынешнюю, негодную Россию и начать «с чистого белого листа» строить новую - без
Путина, коррупции и всего этого «пьяного вороватого быдла». Начиная с декабря 2011 года «белоленточники» украшают этим знаком свою одежду, автомобили и свои аватарки в социальных сетях. Тем не менее, показать властям массовость протеста им не удалось.
Более того, в сознании народа, как уже говорилось, живы события Великой Отечественной войны и подвиг всего народа, ратный и трудовой, а также презрение к предателям. Как известно, повязки белого цвета использовались во время Второй мировой войны на оккупированных фашистской Германией территориях, в том числе и в России, как отличительный знак полицаев и бойцов вспомогательных подразделений Вермахта, набранных из лояльных оккупантам военнопленных и жителей оккупированных территорий. Обычно на них наносились соответствующие надписи и/или национальные флаги, но часто обходились просто узкой белой лентой, повязанной на рукав. Во Франции фашистские полицаи носили не повязки, а самые натуральные белые ленты, в виде буквы «гамма», совсем как современные белоленточники в России.
Во время нынешних майских праздников и сразу после них в либеральных СМИ было немало уничижительных слов по поводу георгиевских лент. Национал-предатели с белыми лентами вдруг стали говорить о зловещем символе георгиевского знака, уподобляя его даже фашистской свастике. Как говорится, перекидывая с больной головы на здоровую.
Весной 2014 года георгиевская ленточка сделалась, о чем уже говорилось выше, фактически официальной эмблемой людей на востоке Украины, восставших против незаконной хунты. Некоторые из них за федерализм в составе Украины, другие за отделение и суверенитет, третьи за отделение и последующее присоединение к России. В этом они еще окончательно не определились, но зато уже успели заслужить от своих недругов название пророссийских активистов и даже террористов. Вот для них ленточка стала отличительным сигналом «я свой», что было уже не раз использовано провокаторами, чтобы скомпрометировать этих людей и свалить свою вину и преступления на них, а заодно и оклеветать Россию.
С точки зрения приверженцев общечеловеческих ценностей георгиевская ленточка стала символом не только и не столько воинской славы и благодарности героям, сколько конкретных политических пристрастий: национализма, якобы агрессивного имперства и верноподданничества. А в постсоветских странах – еще и лояльности к
Москве, а не своему государству.
В такой ситуации накануне Дня Победы на Украине был утвержден новый официальный символ – несколько видоизмененный красный мак «как в Европе» (на самом деле этот символ распространён в странах Содружества — Великобритании и её бывших колониях). Наверное, его тоже надо было как-то заслужить, как заслужили георгиевскую ленточку миллионы украинцев, сражавшиеся против фашизма во время Великой отечественной войны. Но какое дело незаконной власти в Киеве до погибших англичан на полях сражений Первой мировой и последующих войн? Зачем знать чужую историю, когда и свою можно отменить и запретить, а непокорных «колорадов» просто сжечь. Сто процентов, что погибшие англичане боролись совсем не за то, чтобы пришел новый фашизм и красный мак неожиданно стал его символом.
На Руси почитание Георгия Победоносца, часто под именем Юрия или Егория, распространяется с начала принятия христианства. В 988 году великий князь Ярослав получил при крещении имя Георгий, а в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря). Особое значение имела воинская функция св. Георгия. При царе Федоре Иоанновиче (1584 – 98) монету с изображением Георгия давали воинам за храбрость для ношения на шапке, а при императрице Екатерине II, как мы уже говорили, учреждается орден Святого Георгия (1769 год), то есть в этом году ему исполняется 245 лет. А Георгиевскому кресту – 100 лет, он существует с 1913 года.
9 декабря (26 ноября по ст. стилю) в православном церковном календаре значится праздник Освящения церкви великомученика Георгия, которая находилась перед вратами Святой Софии Киевской (1051 – 1054 гг.). В народе – «осенний Юрьев день». И не символично ли, что нынешние киевские временщики так ненавидят символ этого святого, тем самым ярко метят свою антихристианскую и антирусскую сущность? Киев исторически – мать городов русских вопреки всем измышлениям псевдоисториков современной Украины.
А теперь люди, которые живут на этих землях и называют себя украинцами, не только забыли эти великие события, но и не идентифицируют себя с ними, а святой Георгий кажется им русским, каким-то москалем, который хочет оккупировать их землю. Воистину, не ведают, что творят. И вольно или невольно святотатствуют, называя сначала георгиевскую ленту, а потом и людей, которые ее носят, «колорадами», то есть вредоносными жуками, которые только того и заслуживают, чтобы их давить или топить, а можно еще травить, душить, расстреливать и сжигать.
Для православных тот факт, что день памяти святого Георгия отмечается 6 мая (23 апреля) имеет дополнительное значение. Он воин, он предтеча нашей победы, которую мы отмечаем 9 мая. Он действительно Победоносец, помогает одержать победу и несет ее нам. Выходит, промыслительным оказалось решение Екатерины II в свое время – она будто бы предвидела и эту победу русской армии!
Но, с другой стороны, 2 мая 2014 года в Одессе, ею основанной, черный дым и огонь поглотили десятки людей, ставших на защиту своего достоинства с георгиевскими лентами, а многие и с православными иконами. Эти жертвы уже пополнили сонм героев и мучеников, погибших за правое дело.
При этом надо отметить, что защитники чисто русской, допетровской традиции и некоторые конспирологи и эзотерики не признают в качестве истинных, без двойного дна, символы, появившиеся в «Романовской» России. В том числе видят и в георгиевской ленте, прежде всего, тевтонский знак, привнесенный немкой Екатериной на святую Русь.
Другие усматривают в нынешней георгиевской ленте даже масонские цвета, а воинскую доблесть и миллионы жертв при этом рассматривают как чуть ли не легенду прикрытия нынешнего «прогерманского» правителя России. Что тут скажешь?
Само покровительство святого Георгия, жившего и побеждавшего на Востоке – на землях Палестины, Сирии и Ливана, выше любых козней и домыслов. Этот святой признан не только христианами, но и почитается мусульманами этого региона. Копье и меч святого Георгия беспощадно сразили дьявола в обличье змия. Недаром уже почти две тысячи лет он зовется Победоносцем, поражающим сатану.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
1. Re: Новые смыслы старого символа