В понедельник, 12 мая, в Санкт-Петербурге в книжном доме «Глагол» прошла конференция «Вера требует не поклонов, а верующей души», сообщает наш собственный корреспондент, посетивший мероприятие. Организатором конференции выступило Свято-Петровское малое православное братство – структура, связанная с известным церковным модернистом священником Георгием Кочетковым, который, собственно, и стал главным лицом конференции.
Сама конференция проходила в помещении магазина православной литературы «Глагол», открытого в прошлом году по инициативе Санкт-Петербургской митрополии в одном из исторических церковных зданий, традиционно входивших в архитектурный комплекс Александро-Невской лавры. На открытии присутствовал тогдашний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Говорят, что книжный дом «Глагол» тесно связан с главой епархиального информационного отдела протоиереем Александром Сорокиным, имеющим устойчивую репутацию модерниста и филокатолика.
Конференция анонсировалась как встреча основателей огласительных или, как их еще называют, катехизаторских курсов, организованных в городе на Неве в 80-х годах XX века. Курсы со временем преобразовались в Свято-Петровское православное братство, которое в мае 2014 года отмечает 20 лет своей деятельности.
В конференции приняли участие ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков и его последователи, а также клирики Санкт-Петербургской митрополии: главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексий Волчков, клирик храма св. Пророка Илии на Пороховых иерей Константин Морозов и другие.
Форум открылся докладом преподавателя Свято-Филаретовского института Юлии Балакшиной, посвященным катехизаторской деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского и священника Александра Гумилевского. Докладчица заявила, что отец Иоанн Кронштадтский не раз писал о необходимости русификации Богослужения и разъяснения его смысла прихожанам. Она привела слова батюшки, что «не свечи горящие Богу нужны, а сердца горящие», закончив речь выводом, что важно не просто передавать сумму богословских знаний, а претворять веру в жизнь.
Любят наши современные модернисты в своих поползновениях изменить богослужебную практику или церковный календарь, внедрить общую исповедь в церковную жизнь ссылаться на святого праведного Иоанна. Как будто они сами уже достигли той святости жизни, которая отличала Батюшку. Так и хочется им посоветовать: вы сначала хотя бы чуть-чуть приблизьтесь к Иоанну Кронштадтскому в своей личной жизни, понесите его крест хоть несколько шагов, а потом уж дерзайте реализовывать какие-то идеи Пастыря!
Затем выступила выпускница кочетковского института Наталия Швачко, которая рассказала о катехизической практике священника Константина Аггеева, открывшего «Христианское содружество учащейся молодежи». Священнику, заявила докладчица, с опорой на труды немецкого философа Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева удавалось излечить от неверия, возродить к духовной жизни студенческую молодежь, ведя борьбу с устаревшим, по его мнению, но обязательным к преподаванию «Катехизисом» святителя Филарета (Дроздова). Мол, священник Константин Аггеев умело использовал в беседах с молодежью мысли и подходы даже атеистически настроенных философов - Маркса, Фрейда, Ницше - и при этом стремился, отталкиваясь от них, прийти к положительному вероучению, к образу Христа и вдохновить им своих учеников.
Как удалось либеральным священникам начала ХХ века вдохновить студентов, опираясь на труды Маркса, Фрейда, Ницше, Шопенгауэра, а не святителя Филарета, - известно. В годы революционных беспорядков 1905-1907 годов, в ходе февральской революции 1917 года студенческая молодежь шла в авангарде антигосударственных и антицерковных сил.
После докладов был показан слайд-фильм, посвященный катехизации в
Ленинграде в 1980-х годах. Главная мысль фильма - центром церковного просвещения тогда была Ленинградская духовная академия во главе с тогдашним ректором архиепископом Выборгским Кириллом - ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Воспоминаниями о «возрождении катехизации в Санкт-Петербургской епархии в конце XX – начале XXI века» делились сподвижник о.Георгия Кочеткова Александр Копировский, Юлия Большакова – супруга протоиерея Льва Большакова, Лариса Козловская, протоиерей Александр Степанов и иерей Георгий Кочетков. Они вспомнили общих учителей на пути к обретению православной веры – священника Александра Меня и протоиерея Василия Лесняка; вспомнили, как конспиративно проводили огласительные собрания, скрываясь от КГБ, как читали Евангелие и Библию с комментариями и труды блаженного Августина. За романтическими картинками деятельности катехизаторов в условиях преследования за веру от безбожной власти последовали не менее романтические картинки гонений на них уже от современной власти церковной, - за их чуждое церковной традиции новаторство и модернизм.
Красной нитью на конференции проходило стремление подчеркнуть «законность» деятельности огласительного движения. При этом кочетковцы и их единомышленники всячески пытались прикрыться авторитетом Святейшего Патриарха Кирилла, который в 80-е годы XX века, будучи еще архиепископом Выборгским, оказывал поддержку движению, а также авторитетом бывшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова).
Именно на это было направлено выступление священника Георгия Кочеткова, который, подробно вспоминая первые годы своей деятельности в Ленинграде, не раз упомянул, что архиепископ Кирилл (Гундяев) допустил проведение в стенах Ленинградской духовной академии Таинства Крещения прошедших курс оглашения, лично присутствуя при этом, читая по-русски перевод чинов Крещения, составленный еще не рукоположенным во пресвитера Юрием Кочетковым. «Потом времена пошли к худшему и владыка Кирилл не решался крестить по-русски открыто, делая это у себя в покоях тайно», - вздыхал священник Кочетков, не стесняясь тем, что фактически обвиняет Святейшего Патриарха в лицемерии. По его словам, именно за сочувствие к огласительному сообществу архиепископа Кирилла убрали из Ленинградской духовной академии и назначили на кафедру в Смоленск.
«Люди слишком удалились от Церкви, от Бога и традиция стала слишком неповоротливой», - заявил священнослужитель. Это - любимая идея священника Кочеткова и его последователей. Есть церковная традиция, существующая со множеством искажений, примесей, но реальная, ЖИВАЯ традиция. Кочетковцы же, яростно критикуя реальные и мнимые недостатки этой традиции, предлагают ее сломать, как плохую и неправильную, и вернуться к «правильной традиции Церкви первых христиан». Словом, они предлагают заменить реальную традицию РЕКОНСТРУКЦИЕЙ, которая существует только в голове священника Кочеткова. При этом сам лидер кочетковцев гордо заявляет: «Всегда были такие люди, которым не нужно, чтобы в Церкви кто-то что-то знал и понимал, и которые борются с этим!» Эти слова мэтра кочетковской общины, надо понимать, - камень в огород почитаемого церковным народом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), который кочетковцев не жаловал. Зато на конференции постоянно звучали похвалы в адрес сменившего Владыку Иоанна митрополита Владимира (Котлярова), который, как выясняется, и дал благословение на проведение катехизации в митрополии силами Филаретовского института и Свято-Петровского братства.
Конференция «Вера требует не поклонов, а верующей души» вызывает по меньшей мере недоумение. Прежде всего возникает вопрос: с какой стати конференция по катехизации в Санкт-Петербургской митрополии проводится адептами о.Георгия Кочеткова? Разве у нас никто, кроме кочетковцев, не занимается катехизацией?! Неудивительно, что участники форума много говорили о необходимости опираться в катехизической деятельности на труды священника Александра Меня, чьи сомнительные взгляды не приняты церковной полнотой, и даже Шопенгауэра, Владимира Соловьева, Маркса, Фрейда, Ницше. При этом Священное Писание и Священное Предание упоминается ими вскользь, мимоходом, видимо, для «отчетности», мол, конференция все-таки была православной.
Напомним, что недавно кочетковцы показали свое истинное лицо во время преодоления Заостровского раскола в Архангельской митрополии.
11 января 2013 года решением Епархиального совета в связи с многочисленными жалобами верующих с должности настоятеля Сретенского храма села Заостровье был снят один из самых
активных кочетковцев иерей Иоанн Привалов. На заседании Совета было отмечено, что духовенство епархии глубоко скорбит о тех нестроениях, которые на протяжении многих лет вносит в духовную жизнь своими церковными нововведениями последователь учения отца Георгия Кочеткова иерей Иоанн Привалов. Участники заседания подчеркнули, что ломка всего строя приходской жизни проводилась отцом Иоанном без благословения и вопреки прямым запретам правящих архиереев епархии - епископа Пантелеимона (Долганова) (сейчас - митрополит Ярославский и Ростовский), приснопоминаемого епископа Тихона (Степанова) (+2010) и митрополита Даниила (Доровских).
В ответ на это решение митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила кочетковцы организовали информационную войну против Архангельской епархии и ее правящего архиерея, подключив к ней известных сторонников о.Георгия Кочеткова, в том числе актера Сергея Юрского.
Венцом «смирения» кочетковцев стал проведенный ими 1 августа 2013 года в стенах Культурно-просветительского центра «Преображение»
заздравный молебен. Последователи о.Кочеткова утверждают, что в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского от верующих православных христиан из разных городов поступили просьбы помолиться о «душевном и духовном здравии» митрополита Даниила Архангельского и Холмогорского, митрополита Никона Уфимского и Стерлитамакского, епископа Павла Ханты-Мансийского и Сургутского, архимандрита Тихона (Шевкунова), протоиерея Димитрия Смирнова, протодиакона Андрея Кураева и Александра Дворкина.
Такое впечатление, что побежденные в Архангельской епархии, кочетковцы решили взять реванш в Санкт-Петербурге.
Редакция «Русской народной линии»
18. 9. Сергий Агапов :
17. Псевдо-православная, псевдо-интеллигенция
16. Ответ на 15., Елена Сергеева:
15. на п.14 -- Метафоре
14. Re: Кочетковская вылазка в Санкт-Петербурге
13. Ответ на 10., Лебядкин:
12. Ответ на 9., Сергий Агапов:
11. Re: Кочетковская вылазка в Санкт-Петербурге
10. Ответ на 6., Адриан Роум:
9. Ответ на 5., AlexxxxS: