31 марта 2013 года архимандрит Сергий отметил 45-летие иерейской хиротонии. В этом же году исполнилось 10 лет его настоятельства в храме Воскресения Христова. Труды отца Сергия на ниве духовного просвещения отмечены многими наградами как церковными, так и государственными: орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст., орденами за усердие во благо Отечества II, III, IV ст., медалью за вклад в Фонд Мира, юбилейной золотой медалью преподобного Сергия Радонежского, серебряной медалью святого апостола Петра, международным орденом «Благотворение» III ст.
Храм Воскресения Христова, построенный в начале 20 века, является архитектурной доминантой близлежащей части Обводного канала. Начиная с 2003 года под руководством отца настоятеля закипела большая работа по восстановлению церкви. Сейчас храм закрыт лесами, проводятся реставрационные работы, конца которым пока не предвидится. Во всяком случае, сам настоятель, получивший строительное образование до принятия монашества, о возможных сроках их окончания говорит очень осторожно: «Мы выполняем волю Божию, а как она сложится, не знаем. О реставрационном процессе вообще говорить очень сложно, так как все может повернуться по-другому».
Но отец Сергий твердо намерен привести вверенный ему Господом храм в то состояние, каким он был первоначально, к моменту его освящения в 1908 году митрополитом Финляндским Антонием (Вадковским). Попечением настоятеля были установлены кресты на центральном и малых куполах, обновлена звонница. Отлит и поднят на колокольню самый большой колокол «Отец Александр», названный так в память основателя храма иерея Александра Рождественского. Установлен новый объемный иконостас - единственный в Северной столице и обновлен главный купол храма, теперь его массивный медный шлем сияет позолотой пробивных кокошников.
Храм – дом Божий на земле и попечение о его благоукрашении, а также о благоговейном богослужении – это главная забота отца Сергия. Более 45 лет он предстоит пред Престолом Божиим, но, по его собственным словам, его «отношение к богослужению и по сей день такое же, какое было в Томске в первые дни священства». Как вспоминает отец настоятель, те далекие годы, когда он, молодой иеромонах, начал самостоятельную службу четвертым священником Петропавловского храма в далеком сибирском городе, «люди были немного другими, ведь каждое десятилетие накладывает на общество свой отпечаток». Тот первый год своего служения он вспоминает как лучший год своей жизни.
Архимандрит Сергий рассказал, что Православие было естественной атмосферой его большой, трудовой семьи: «Слова "вера", "молитва", "исповедь", "Бог" были для меня не пустым звуком». Он родился в 1945 году и был пятым ребенком в крестьянской семье, жившей в селе Раздор под Астраханью. До ближайшего храма - 100 километров, но семья, как и односельчане, справляла все православные праздники, а в зимние вечера отец читал домочадцам Жития святых. «Семья жила хозяйством, вера была растворена в быту, каждый занимался своим делом, главным был труд», - признается о. Сергий.
Когда Георгию Стурову (так звали будущего архимандрита Сергия в миру) исполнилось 10 лет, семья переехала в Астрахань. Георгий после занятий много времени проводил в храме, прислуживая в алтаре, выполняя различные поручения. На вопрос, не чувствовал ли он на себе негативного отношения атеистически настроенных учителей и одноклассников, о. Сергий ответил, что отношение окружающих к нему было исключительно положительным. В те далекие годы большинство астраханцев было верующими, только по официальным данным 60% городских жителей исповедовали Православие.
По признанию архимандрита Сергия, на выбор им монашеского пути оказал большое влияние архиепископ Павел (Голышев) (1914–1979) – личность незаурядная, пламенный пастырь, почитаемый как в Русской Православной Церкви в Отечестве, так и в Русской Православной Зарубежной Церкви. 18-летний Георгий Стуров встретился с ним в Астрахани, где тот был правящим архиереем. С 1963 по 1968 год Георгий служил иподиаконом у владыки Павла.
Архимандрит Сергий отзывается об архиепископе Павле с глубокой признательностью за то, что тот учил его на опыте святых Отцов и особенно на живом опыте современных ему пастырей. «С кем поведешься, от того и наберешься, - говорит отец Сергий. – Владыка Павел был аскет и молитвенник, особых задушевных бесед у нас с ним не было. Он любил Церковь, богослужения, молитву, и мы брали с него пример». Архиепископ Павел, как человек по-настоящему верующий, пошел в Церковь не по меркантильным расчетам, а служить Богу. Для него Православная Церковь была смыслом жизни, потому всякая боль Церкви отзывалась в нем болью.
Отец Сергий рассказал, что когда к нему пришло осознание того, что его жизненный путь – это монашество, он спросил совета у владыки Павла, а тот ответил: «Поезжай к Патриарху. Если быть тебе монахом, значит, Патриарх тебя примет». Так все и получилось. В те времена, чтобы принять постриг, нужно было лично испросить благословение у Предстоятеля Церкви. Архиепископ Павел был в дружеских отношениях с Патриархом Алексием I (Симанским) и предупредил того о приезде своего ученика. Но разве это не удивительно, что никому не ведомый иподиакон из Сибири сразу попал на аудиенцию к Святейшему!
Архимандрит Сергий, как воин Христов, служил там, куда направляло его священноначалие: в Новосибирской, Астраханской, Владимирской, Краснодарской, Псковской епархиях. Особенно памятно 14-летнее служение в Псковской епархии, где он был настоятелем в храме Казанской иконы Божией Матери города Великие Луки, а впоследствии, благочинным храмов Великолукского округа. Город также хранит благодарную память о духовном пастыре: в 2007 году ему присвоено звание Почетный гражданин Великих Лук.
То, что сделал архимандрит Сергий, ценно не только для местных жителей, но и для всех чад Русской Православной Церкви. Его трудами восстановлена церковь Воскресения Христова в деревне Клин, в которой был крещен и до 6 лет молился будущий Патриарх и новомученик Российский Тихон (Белавин). В связи с этим приведем эпизод, некогда рассказанный батюшкой, что будучи юношей, случайно (!) он поймал волну «Радио Ватикана» и услышал передачу о Патриархе Тихоне, 100-летие со дня рождения которого тогда отмечалось. Шел 1963 год, и в СССР про Патриарха Тихона публично не вспоминали, но Георгий вздохнул тогда в глубине сердца: «Бывают же на свете счастливые люди - живут там, где жил Патриарх Тихон!» И захотелось ему побывать в тех краях... И вот, спустя годы Господь судил ему восстановить на родине Патриарха Тихона храм и построить часовню на могиле родителей Святителя.
Отец Сергий (Стуров) восстанавливал не только храмы, он восстановил духовную жизнь великолучан, открывая повсюду воскресные школы. Налаживать религиозное просвещение пришлось в тяжелые 90-е годы, но священник вспоминает, что в народе чувствовалась духовная жажда и его пастырская работа была откликом на потребность самих прихожан узнавать о Христе. Впрочем, архимандрит Сергий с великой мудростью говорит о той поре: «Я просто нес послушание, исполнял свои обязанности благочинного. Если бы не я, то кто-нибудь другой выполнил эту работу. Была на то воля Божия, и я ее выполнял».
Вот таким, опытным церковным строителем и устроителем духовной жизни, отец Сергий был призван в 2003 году митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром на настоятельство в храм Воскресения Христова на Обводном канале. В храме три придела, левый не успели освятить до революции, и в 2004 году его освятили во имя святых Царственных страстотерпцев. Как известно, закладка церкви была приурочена к 10-летию свадьбы последнего русского монарха. Государь Николай II и Государыня Александра Федоровна ныне являются небесными покровителями храма. И вот, 12 мая 2013 года на территории храма Воскресения Христова установлен памятник святым Царственным мученикам. Событие было приурочено к 400-летию Дома Романовых и 120-летию бракосочетания Царской Семьи. Освящение монумента совершил епископ Царскосельский Маркелл (Ветров).
«Русская народная линия» рассказывала об этом событии, добавим лишь пояснения концепции памятника, которыми поделился архимандрит Сергий: «Мы задумали памятник как символ чистоты, самоотверженности и святости небесных покровителей нашего храма. Монумент отображает полную историю нашего храма: на пьедестале Царь и Царица в момент бракосочетания, а в пьедестал вмонтирована икона всех Царственных страстотерпцев: Царской четы, Цесаревича Алексея, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Царская чета явила нам идеал семьи, любви и верности до конца смертного».
Храм Воскресения Христова на Обводном канале всегда назывался «кораблем спасения» и «народным храмом». Его строительство связано с Александро-Невским братством трезвости, основанным священником Александром Рождественским – единственным в своем роде «апостолом трезвости». Настоятель восполняет традиции трезвеннического движения, благословив по понедельникам служить молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Достоверно известно, что икона и киот для нее были сделаны человеком, по милости Божией исцеленным от недуга пьянства.
После молебна страждущие люди и их родственники собираются в помещении воскресной школы для беседы со священником, читают святых отцов. «Люди приходят на беседы, тянутся, хотят получить понимание, как правильно строить христианскую жизнь», - делится отец Сергий. Но он на своем опыте убедился, что мало помочь человеку избавиться от греха пьянства. Главная беда таких людей в том, что они становятся изгоями, отвыкают трудиться. Потому отец Сергий приводит в пример опыт отца Александра Рождественского, который устраивал различные мастерские, типографию, где работали члены Общества.
Труд при храме, молитва, покаяние и дальнейшее трудоустройство - опробованный временем верный способ вернуть человеку образ Божий, уверен архимандрит Сергий. «Особенностью отца Александра Рождественского была его деятельная любовь, открывавшаяся в живом общении, - считает отец настоятель. – И я как священник стремлюсь к тому же. Ко мне приходят люди и несут свои беды, мы вместе молимся, и Господь раскрывает проблему этого человека. Я вижу ее и могу дать совет. Всех страждущих я призываю к молитве. Когда мы молимся, Господь по нашей молитве будет помогать нам».
Отметив, что в последнее время появились различные интернет-площадки, где верующие прибегают за советом к батюшке, о. Сергий неодобрительно отозвался о такой заочной практике. «Ну как можно ответить на вопрос о проблеме духовной жизни через интернет? Это можно лишь при живом общении, когда чувствуешь настрой человека. Если человек в беде, о ней не кричат на весь свет, а переживают глубоко в сердце. Лишь живое человеческое общение может приносить пользу», - уверен настоятель храма Воскресения Христова.
Многое можно было бы еще рассказать о деятельности этого замечательного петербургского священника, например, об издательских трудах, об увековечивании памяти уникального русского авиаконструктора Сикорского, об участии в образовательных проектах. Подводя итог нашему рассказу об архимандрите Сергии, приведем одну фразу этого многоопытного пастыря: «Все люди разные… Я делаю и тут же забываю, чтобы не было гордости. Все что я делал, делал не я, а Господь, я лишь Его волю выполнял. Для себя я ничего не оставляю».
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
1. Re: «Для себя я ничего не оставляю»