Как должен выглядеть и вести себя православный человек в храме и вне его, рассуждают настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) архимандрит Сергий (СТУРОВ) и настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим БУРЕНИН.
О.Сергий:
- Святые Старцы предупреждали, что настанет время, когда люди будут
друг к другу ближе, но любви не будет. В молодости это было для меня
так дико: как так, любви и уважения не будет? А вот сейчас я это всё
увидел своими глазами... Ведь раньше как было? Люди приходили в храм,
крестились на три стороны и становились на свои места. Если же место по
какой-то причине занято - человек вставал рядом и молился, не
выказывая никаких претензий. А сейчас, если и не подтолкнёт локтем или в
спину, то уж неудовольствие выскажет обязательно. Я помню, когда ещё в
молодости служил в Сибири и в Астрахани, - строго соблюдалось правило:
если храм полон народа, люди от подсвечника к подсвечнику не бродили во
время службы, а просто передавали свечи впереди стоящим с просьбой
поставить к такой-то иконе. А ныне? Идёт богослужение - понимаете?! -
служение Богу, - а народ не слушает, он озабочен тем, чтобы свечку свою
пристроить и охранять, пока та до конца не сгорит, а то вдруг Господь
мольбы не примет... А то ещё взяли моду: приходят мужчины в храм и ну
обниматься-целоваться, вот, дескать, как возлюбил я ближнего своего. А
на самом деле это грех, и называется он чванство. Потому как если уж
неприличным считалось воздавать кому-то почести в присутствии земного
царя, то тем паче нельзя делать это в церкви, ибо церковь - Дом Божий,
здесь постоянно присутствие Божие. Так как же мы можем воздавать друг
другу почести в Доме Божием, где все мысли должны быть об Отце
Небесном?! Но сейчас это происходит сплошь и рядом.
В Сибири и в Астрахани даже в ограде церковной мужчины не обменивались рукопожатием и не обнимались. Церковная земля - святое место. А коли давно не виделись и радости не сдержать - выходили за ограду и там уже давали волю чувствам. В храме же делали только немые поклоны. Кто-то скажет, что это маловажно. Но вот так мы по кирпичику всё и отбрасываем как неважное, отжившее своё, старомодное... в итоге всё здание рушится.
- В редакцию пришло письмо. Женщина пишет, что в храм как-то
зашли двое: у юноши из волос рожки сплетены, девушка с кольцом в носу.
Бродили по церкви, как по музею, потом решили святой воды попить. Она
выгнала их из храма, как поклоняющихся другому богу. Так же поступила с
женщиной, прикладывающейся к иконе накрашенными губами. А прихожане
осудили её за это...
О.Вадим: -
Когда люди приходят в храм с накрашенными губами и, прикладываясь к
иконе или испив святой воды, оставляют отпечатки - что же хорошего? Они
не научены с уважением относиться к тем, кто находится в храме, не
читали слов Евангелия: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12).
При этом считается, что не надо таких людей трогать, иначе можно
спугнуть, обидеть и те больше не придут в церковь. Но если мы будем
отмалчиваться - люди будут уверены, что такое поведение - норма.
Необходимо доброжелательно вывести их из этого заблуждения. Что
касается запретов пить святую воду с накрашенными губами - это уже
ревность не по разуму. Если женщина берёт святую воду домой - пусть
пьёт её хоть с фиолетовыми губами. Лишь бы во славу Божию. Не надо
думать, что только вы - праведные и правильные, потому что выучили с
десяток молитв и ходите в храм. Господь Сам выберет Своих чад.
Слушая батюшку, я вспомнила стихотворение Натальи Пискуновой:
«Я православный, я ставлю свечки и на Крещенье купаюсь в речке.
Молитвы знаю, пощусь примерно, в храм прибегаю одним из первых. А
покаянье моё такое - отчёт квартальный у аналоя. Отдам бумажку, склоню
головку, а плакать было б совсем неловко. Я православный, я ем
просфорки, яички в Пасху катаю с горки. Я почитаю всех тех, кто в рясе,
храню коллекцию священных масел. За каждым делом молюсь, конечно, а
если в целом - живу безгрешно».
- Что касается художеств с волосами. Скорее всего, налицо юношеский комплекс от своей незначительности, попытка привлечь к себе внимание. Больше, видимо, выделиться нечем, ну тогда хоть так... К нам в храм забредали подобные молодые люди. И никогда никто из прихожан не скандалил - наоборот, старались помочь сделать шаг к Богу. Православные не должны вести себя агрессивно, иначе получим в ответ ещё большую агрессию. Конечно, если у него на голове будет сооружено уже что-то кощунственное - спокойно объясните, что в таком виде в Божий Дом не ходят. Есть много сатанистов различных, но эти люди и одеваются, и ведут себя соответствующе. И если они специально пришли, чтобы мешать молиться, если хотят духовной брани - выведите их вон.
Девицам можно предложить надеть платок, дабы не искушали прихожан
своим странным видом. А колечко в носу не обязательно говорит о том,
что она исповедует буддизм, поклоняется Кришне. Зачастую девушки делают
это бездумно, воображая, что украшают себя. Честно скажу: если бы в
наш храм пришла такая девица и стала молиться, я был бы только рад,
потому что человек ищет Бога, жаждет жизни с Богом. А по мере того как
она будет знакомиться с православной верой, исчезнут серьги из носа,
пупков и бровей. Значительно хуже будет, если она никогда не переступит
порог храма. Или если её оскорбят и она уйдёт обиженная. А не скажет
ли Господь на Страшном Суде: Я привёл к вам человека, коснулся его
сердца, а вы выгнали его из Дома Моего, не помогли духовно
преобразиться. Чем оправдаемся?
- Как должен выглядеть православный человек? Вот захожу я в
храм: нелепые, пыльного цвета одежды, стоптанные башмаки. А на работе, в
театре - картинки писаные. А помню, в детстве, в Сибири, когда шли с
бабушкой в церковь, - она извлекала из сундука самые лучшие одежды,
потому как в гости к Богу шла, а это - праздник. И до революции люди
шли в храм принарядившись. Так почему нынче даже молодые девушки похожи
на старушек или унылых мышек? Разве это нужно Богу или Церкви?
- После десятилетий владычества советской власти люди пришли в
Церковь, утратив о ней всякое понятие. И многие искренне считают, что
чем безформеннее и грязнее юбка, тем лучше, а красивая одежда, мол, в
церкви неуместна. Наши предки поступали правильно, приходя в храм в
лучших своих одеждах. У них и в душе был праздник, и ликование от
встречи с Господом. И люди неверующие или других вероисповеданий
видели, что наша вера - радостная, светлая. А нынешние прихожане найдут
что поплоше и радуются, что «создали образ православного человека».
Глупость и лицемерие. Такое поведение вызывает тревогу за человека, ибо
его духовное устроение нуждается в серьёзном исправлении.
- Внешний вид иных священников тоже порой удивляет до невозможности. В хвостике только бантика иной раз не хватает.
О.Сергий: - Это правильное замечание. Если уж
батюшка носит длинные волосы, то нужно за ними следить. Вот в моём
приходе в Астрахани был такой о.Николай Виноградов -
он из священнического рода, - так он носил длинные волосы даже в
советское время, когда в школах учителя презрительно говорили:
«Долгогривый, как поп». Но о.Николай всегда ходил в рясе, никогда не
надевал светское платье. Внешне он чем-то был похож на св.прав. Иоанна
Кронштадтского. Никаких заколок в волосах я у него не видел, и хвостики
он тоже не делал. А волосы священникам положено распускать - всегда
так служили или же стригли коротко. Чудачества не приветствовались.
Кстати, до революции при рукоположении будущие священники давали
присягу носить длинные волосы. В наше время этот обычай упразднён. Вот и
у меня короткая стрижка, потому что считаю, что так аккуратнее, и
греха в этом не вижу. Священник должен быть опрятным.
- Ещё более странно люди себя ведут. Наблюдаю за одним и тем
же лицом - будто два разных человека: в жизни - умный, с чувством
собственного достоинства человек, в храме скособочится, скукожится и
как краб - боком-боком - под благословение подходит. Разговаривает с
батюшкой с приниженно-пришибленным видом. А бывает, и священники ведут
себя так... с благотворителями. И богатый деньгодавец не подходит под
благословение, не целует руку, а ручкается по-светски, разговаривает
снисходительно...
О.Вадим: - Я задумывался над этим вопросом...
Очевидно, причина кроется во внутреннем духовном неустройстве. Не надо
забывать, что многие были воспитаны в советское время, не знают, как
правильно вести себя, оттого испытывают чувство неловкости.
Чтобы и общинная, и внутренняя жизнь человека становилась радостней и
краше, а не приобретала уродливые формы, надо помочь людям осознать,
что значит быть православным, разбить корку духовной скованности. Для
этого, например, в нашем храме по воскресеньям устраиваются чаепития:
прихожане и священники общаются в непринуждённой обстановке. Можно
посещать катехизаторские курсы. Главное, чтобы было желание духовно
преображаться, а батюшки всегда поддержат и помогут каждому и в себе, и
в окружающих увидеть образ Божий, достойный уважения и любви.