О чванстве и нарочитой приниженности

0
777
Время на чтение 6 минут

Как должен выглядеть и вести себя православный человек в храме и вне его, рассуждают настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) архимандрит Сергий (СТУРОВ) и настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим БУРЕНИН.


О.Сергий: - Святые Старцы предупреждали, что настанет время, когда люди будут друг к другу ближе, но любви не будет. В молодости это было для меня так дико: как так, любви и уважения не будет? А вот сейчас я это всё увидел своими глазами... Ведь раньше как было? Люди приходили в храм, крестились на три стороны и становились на свои места. Если же место по какой-то причине занято - человек вставал рядом и молился, не выказывая никаких претензий. А сейчас, если и не подтолкнёт локтем или в спину, то уж неудовольствие выскажет обязательно. Я помню, когда ещё в молодости служил в Сибири и в Астрахани, - строго соблюдалось правило: если храм полон народа, люди от подсвечника к подсвечнику не бродили во время службы, а просто передавали свечи впереди стоящим с просьбой поставить к такой-то иконе. А ныне? Идёт богослужение - понимаете?! - служение Богу, - а народ не слушает, он озабочен тем, чтобы свечку свою пристроить и охранять, пока та до конца не сгорит, а то вдруг Господь мольбы не примет... А то ещё взяли моду: приходят мужчины в храм и ну обниматься-целоваться, вот, дескать, как возлюбил я ближнего своего. А на самом деле это грех, и называется он чванство. Потому как если уж неприличным считалось воздавать кому-то почести в присутствии земного царя, то тем паче нельзя делать это в церкви, ибо церковь - Дом Божий, здесь постоянно присутствие Божие. Так как же мы можем воздавать друг другу почести в Доме Божием, где все мысли должны быть об Отце Небесном?! Но сейчас это происходит сплошь и рядом.

В Сибири и в Астрахани даже в ограде церковной мужчины не обменивались рукопожатием и не обнимались. Церковная земля - святое место. А коли давно не виделись и радости не сдержать - выходили за ограду и там уже давали волю чувствам. В храме же делали только немые поклоны. Кто-то скажет, что это маловажно. Но вот так мы по кирпичику всё и отбрасываем как неважное, отжившее своё, старомодное... в итоге всё здание рушится.


- В редакцию пришло письмо. Женщина пишет, что в храм как-то зашли двое: у юноши из волос рожки сплетены, девушка с кольцом в носу. Бродили по церкви, как по музею, потом решили святой воды попить. Она выгнала их из храма, как поклоняющихся другому богу. Так же поступила с женщиной, прикладывающейся к иконе накрашенными губами. А прихожане осудили её за это...

О.Вадим: - Когда люди приходят в храм с накрашенными губами и, прикладываясь к иконе или испив святой воды, оставляют отпечатки - что же хорошего? Они не научены с уважением относиться к тем, кто находится в храме, не читали слов Евангелия: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12). При этом считается, что не надо таких людей трогать, иначе можно спугнуть, обидеть и те больше не придут в церковь. Но если мы будем отмалчиваться - люди будут уверены, что такое поведение - норма. Необходимо доброжелательно вывести их из этого заблуждения. Что касается запретов пить святую воду с накрашенными губами - это уже ревность не по разуму. Если женщина берёт святую воду домой - пусть пьёт её хоть с фиолетовыми губами. Лишь бы во славу Божию. Не надо думать, что только вы - праведные и правильные, потому что выучили с десяток молитв и ходите в храм. Господь Сам выберет Своих чад.
Слушая батюшку, я вспомнила стихотворение Натальи Пискуновой:
«Я православный, я ставлю свечки и на Крещенье купаюсь в речке. Молитвы знаю, пощусь примерно, в храм прибегаю одним из первых. А покаянье моё такое - отчёт квартальный у аналоя. Отдам бумажку, склоню головку, а плакать было б совсем неловко. Я православный, я ем просфорки, яички в Пасху катаю с горки. Я почитаю всех тех, кто в рясе, храню коллекцию священных масел. За каждым делом молюсь, конечно, а если в целом - живу безгрешно».

- Что касается художеств с волосами. Скорее всего, налицо юношеский комплекс от своей незначительности, попытка привлечь к себе внимание. Больше, видимо, выделиться нечем, ну тогда хоть так... К нам в храм забредали подобные молодые люди. И никогда никто из прихожан не скандалил - наоборот, старались помочь сделать шаг к Богу. Православные не должны вести себя агрессивно, иначе получим в ответ ещё большую агрессию. Конечно, если у него на голове будет сооружено уже что-то кощунственное - спокойно объясните, что в таком виде в Божий Дом не ходят. Есть много сатанистов различных, но эти люди и одеваются, и ведут себя соответствующе. И если они специально пришли, чтобы мешать молиться, если хотят духовной брани - выведите их вон.

Девицам можно предложить надеть платок, дабы не искушали прихожан своим странным видом. А колечко в носу не обязательно говорит о том, что она исповедует буддизм, поклоняется Кришне. Зачастую девушки делают это бездумно, воображая, что украшают себя. Честно скажу: если бы в наш храм пришла такая девица и стала молиться, я был бы только рад, потому что человек ищет Бога, жаждет жизни с Богом. А по мере того как она будет знакомиться с православной верой, исчезнут серьги из носа, пупков и бровей. Значительно хуже будет, если она никогда не переступит порог храма. Или если её оскорбят и она уйдёт обиженная. А не скажет ли Господь на Страшном Суде: Я привёл к вам человека, коснулся его сердца, а вы выгнали его из Дома Моего, не помогли духовно преобразиться. Чем оправдаемся?

- Как должен выглядеть православный человек? Вот захожу я в храм: нелепые, пыльного цвета одежды, стоптанные башмаки. А на работе, в театре - картинки писаные. А помню, в детстве, в Сибири, когда шли с бабушкой в церковь, - она извлекала из сундука самые лучшие одежды, потому как в гости к Богу шла, а это - праздник. И до революции люди шли в храм принарядившись. Так почему нынче даже молодые девушки похожи на старушек или унылых мышек? Разве это нужно Богу или Церкви?


- После десятилетий владычества советской власти люди пришли в Церковь, утратив о ней всякое понятие. И многие искренне считают, что чем безформеннее и грязнее юбка, тем лучше, а красивая одежда, мол, в церкви неуместна. Наши предки поступали правильно, приходя в храм в лучших своих одеждах. У них и в душе был праздник, и ликование от встречи с Господом. И люди неверующие или других вероисповеданий видели, что наша вера - радостная, светлая. А нынешние прихожане найдут что поплоше и радуются, что «создали образ православного человека». Глупость и лицемерие. Такое поведение вызывает тревогу за человека, ибо его духовное устроение нуждается в серьёзном исправлении.

- Внешний вид иных священников тоже порой удивляет до невозможности. В хвостике только бантика иной раз не хватает.


О.Сергий:
- Это правильное замечание. Если уж батюшка носит длинные волосы, то нужно за ними следить. Вот в моём приходе в Астрахани был такой о.Николай Виноградов - он из священнического рода, - так он носил длинные волосы даже в советское время, когда в школах учителя презрительно говорили: «Долгогривый, как поп». Но о.Николай всегда ходил в рясе, никогда не надевал светское платье. Внешне он чем-то был похож на св.прав. Иоанна Кронштадтского. Никаких заколок в волосах я у него не видел, и хвостики он тоже не делал. А волосы священникам положено распускать - всегда так служили или же стригли коротко. Чудачества не приветствовались. Кстати, до революции при рукоположении будущие священники давали присягу носить длинные волосы. В наше время этот обычай упразднён. Вот и у меня короткая стрижка, потому что считаю, что так аккуратнее, и греха в этом не вижу. Священник должен быть опрятным.

- Ещё более странно люди себя ведут. Наблюдаю за одним и тем же лицом - будто два разных человека: в жизни - умный, с чувством собственного достоинства человек, в храме скособочится, скукожится и как краб - боком-боком - под благословение подходит. Разговаривает с батюшкой с приниженно-пришибленным видом. А бывает, и священники ведут себя так... с благотворителями. И богатый деньгодавец не подходит под благословение, не целует руку, а ручкается по-светски, разговаривает снисходительно...


О.Вадим:
- Я задумывался над этим вопросом... Очевидно, причина кроется во внутреннем духовном неустройстве. Не надо забывать, что многие были воспитаны в советское время, не знают, как правильно вести себя, оттого испытывают чувство неловкости.
Чтобы и общинная, и внутренняя жизнь человека становилась радостней и краше, а не приобретала уродливые формы, надо помочь людям осознать, что значит быть православным, разбить корку духовной скованности. Для этого, например, в нашем храме по воскресеньям устраиваются чаепития: прихожане и священники общаются в непринуждённой обстановке. Можно посещать катехизаторские курсы. Главное, чтобы было желание духовно преображаться, а батюшки всегда поддержат и помогут каждому и в себе, и в окружающих увидеть образ Божий, достойный уважения и любви.

Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Сергий (Стуров)
«Для себя я ничего не оставляю»
Архимандрит Сергий (Стуров) размышляет о проблемах церковной и общественной жизни
14.12.2013
Все статьи Архимандрит Сергий (Стуров)
Протоиерей Вадим Буренин
Для России терроризм очень опасен
Об актуальности семинара «Терроризм - угроза обществу»
27.10.2023
«Мы больше молимся, посещаем храм»
Великий пост - период, когда православные христиане проводят в любви к Богу и ближним
28.02.2023
Месть бывшей возлюбленной или обыкновенная скупость?
О безуспешной попытке москвича вернуть через суд деньги, затраченные на девушку
04.01.2023
Актуальность его слова с годами всё возрастает
Митрополит Иоанн (Снычёв) показал способность Русской Православной Церкви отвечать на проблемы современности
02.11.2021
Интернет-зависимость как грех и болезнь
Фрески Николаевского Малицкого монастыря с изображением бесов с ноутбуками и смартфонами в руках и горящих в адском огне интернет-зависимых вызвали резонанс
21.04.2021
Все статьи Протоиерей Вадим Буренин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28