Основной принцип миссии

Очерки православной журналистики. Часть третья

0
770
Время на чтение 5 минут

В статье редактора информационно-просветительского портала Хабаровской епархии Юлии Шутовой «Существует ли православная журналистика?» дается, на мой взгляд, довольно точное определение православной журналистики: «Таким образом, говоря о православной журналистике мы, несомненно, подразумеваем исключительно качественную журналистику, которая через призму любого события общественной жизни остается верна принципам Православия, основанного на духовности и нравственности». Автор публикации перечисляет, пожалуй, основные определения этого понятия. И все они в разной степени неудачны.

В науках о человеческой деятельности широкое распространение получило понятие «миссия». И хотя этот иностранный термин находится в особом почете у западных ученых, тем не менее, его следует признать весьма полезным. В Большом англо-русском словаре В.К.Мюллера слово «mission» переводится как призвание, предназначение, цель (жизни). Наиболее удачное использование этого термина в общественных науках я обнаружил в фундаментальном труде Филипа Котлера «Маркетинг менеджмент» («Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль» / Ф. Котлер; Пер. с англ. под ред. О.А.Третьяк. - 2-е русс. изд. ;9-е межд. изд. - СПб: Питер, 2000. - 896 с.). Большая часть содержащейся в этом фолианте информации может быть отнесена к любой науке, изучающей общество. В главе «Определение миссии корпорации» говорится, что «организация разрабатывает декларацию о своем предназначении, а затем доводит ее до сведения менеджеров, служащих и (во многих случаях) клиентов. Хорошо продуманная декларация о миссии предоставляет служащим компании возможность сознательно идти к намеченной цели, определять приоритеты деятельности и соизмерять возможности. Заявление о миссии - "невидимая рука", которая направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах» [с. 116-117]. Выражаясь поэтично, миссия есть путеводная звезда организации. Причем речь идет не только о миссии организации как некоей структуры, но и о миссии любой целенаправленной человеческой деятельности.

Термин «миссия» относится к тем понятиям, которые могут смущать и даже раздражать своей двоякостью. С одной стороны, этим словом обозначают способы, формы и приемы миссионерской деятельности. С таким значением в слове «миссия» некоторыми ревнителями обнаруживается скрытый филокатолицизм. В этом случае споры в основном идут вокруг форм миссии, например: допустима ли проповедь на рок-концерте, приемлем ли велосипедный крестный ход и т.д. и т.п. Но, с другой стороны, понятие «миссия» обозначает предназначение, призвание и цель жизни. Это значение затрагивает метафизическое, философское измерение жизни, касаясь самой сущности человека и сути вещей. Именно этот второй смысл имеется в виду, когда говорится о миссии православной журналистики.

На фоне многочисленных и в целом бесполезных попыток некоторых публицистов дать определение понятия «православная журналистика» священноначалию Русской Православной Церкви удалось ясно, точно и удивительно лаконично определить, в чем заключается миссия православной журналистики.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на встрече с организаторами и участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», в частности, сказал: «...Главное дело, к которому вы призваны, - это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде. А миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Все остальное вторично. Все то, чем болеет наше общество, и не только наше, - все эти политические перипетии, столкновения корпоративных, национальных, групповых интересов, вся эта борьба за власть и за влияние - все это вторично. Первично спасение человека, и первичность этой цели понимает каждый, кто на опыте своей жизни почувствовал, что означает движение ко Христу, что означает стремление к тому, чтобы обрести спасение своей души».

Митрополит Калужский и Боровский Климент, выступая с докладом на открытии II Фестиваля православных СМИ «Вера и слово», отметил, что «имея во все времена неизменную цель - спасение человека, Церковь, в настоящее время должна найти новые формы обращения к людям посредством новых информационных технологий, оказывающих наиболее ощутимое влияние на душу современного человека. Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ, но и искать пути к созданию собственных информационных каналов, способных свободно вести созидательную и врачующую церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было внешних условий. И потому более активное присутствие Церкви в информационном пространстве будет служить благу общества».

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, выступая 24 марта 2009 года на заседании Координационного совета по сотрудничеству между Республикой Беларусь и Белорусским экзархатом, подчеркнул, что «Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. Ныне перед Церковью стоит важная миссионерская задача - научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые предоставляют средства массовой информации. Ведь журналистика может быть и миссионерским, христианским служением.

Имея во все времена неизменную цель - спасение человека, Церковь всегда очень чутко относилась к тому, как, на каком языке и в каких формах обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху.

Сегодня в нашей проповеди все более используются и новые информационные технологии. Мы полагаем необходимым более активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, думаю, заинтересовано и государство, и общество».

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в докладе на секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» ХVI Рождественских чтений сказал: «Мы говорим о том, что работа православного журналиста является одной из разновидностей проповеднического служения: наше слово может помочь человеку достигнуть спасения. Но именно поэтому деятельность "православных" изданий, глубоко враждебных Церкви, сеющих смуту, вражду, суеверия, разжигающих разного рода страхи, раскольнические настроения, может иметь самые разрушительные последствия. Не столько для Церкви, потому что, по слову Спасителя, "врата адовы не одолеют ее" (Мф. 16, 18), сколько для тех верующих людей, жаждущих истины, которым подают камень вместо хлеба».

Высказывания иерархов Русской Православной Церкви позволяют сделать четкий и однозначный вывод о том, что миссия православной журналистики заключается в спасении человека. О том, как должна осуществляться эта миссия православными журналистами, речь пойдет в следующем очерке.

Очерки православной журналистики:

Часть первая «Православные читатели».

Часть вторая «Институционализация православных СМИ и ее критики».

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 14., Ёжик:

Почему не переносите и не принимаете? Не могли бы аргументировать свою позицию? Мне интересны доводы против этого процесса.

22. Ответ на 13., Ёжик:

Вы обладаете какой-то удивительной способностью извращать смыслы. Браво! Воцерковленным людям православные СМИ не нужны не потому, что они святые, а потому что человеку, осознавшему необходимость покаяния, достаточно Священного Писания и Священного Предания. Что касается Вашей тревоги по поводу новых форм деятельности православных СМИ, то я отчасти ее разделяю. Вы подняли серьезнейшую проблему соотношения формы и содержания миссия. Но этой теме я посвящу следующие очерки. Поэтому сейчас не буду высказываться.

21. Ответ на 20., электрик:

Проблем море сегодня, не одолели лжепастырей - кочетковых и пр., не изгнали из организма церковного всяких неообновленцев, так тут появились жены-учителя, да ещё под видом животных-ёжиков! Да ещё постоянно ВСУЕ повторяют Имя Господне! Постоянно и непрерывно - значит ВСУЕ, жена ёжика!Доколе сей ,уже откровенный бред будем выслушивать?Обратите все внимание - ёжики , это действительно "ёжики",люди добрые!Что происходит,православные?!!!

Что происходит? - А что сеешь, то и жнёшь, добрый человек.
Иванович Михаил / 09.10.2013, 06:49

20. 16. Ёжик : Ответ на 15., Андрей Карпов:

"Все ЭТО Вы расскажете жителям Содома и Гоморры, когда вслед за слепыми пастырями упадете в яму!!! Дорогой Андрей, невозможно помочь человеку, который слушает и не слышит, смотрит и не видит. Но что невозможно человеку, возможно Богу! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!" Проблем море сегодня, не одолели лжепастырей - кочетковых и пр., не изгнали из организма церковного всяких неообновленцев, так тут появились жены-учителя, да ещё под видом животных-ёжиков! Да ещё постоянно ВСУЕ повторяют Имя Господне! Постоянно и непрерывно - значит ВСУЕ, жена ёжика! Доколе сей ,уже откровенный бред будем выслушивать? Обратите все внимание - ёжики , это действительно "ёжики",люди добрые! Что происходит,православные?!!!
электрик / 08.10.2013, 19:37

19. Ответ на 16., Ёжик:

Дорогой Андрей, невозможно помочь человеку, который слушает и не слышит, смотрит и не видит.

Так это же мы! Мы не слышим и не видим, потому как гордыня и уверенность в том, что мы уже начали спасение, нам застит глаза. А про других мы ничего не знаем. Слышат ли они. Видят ли. Откликается у них сердце или нет. Малая закваска квасит всё тесто. Неизвестно какая капля будет последней. Если посмотреть на Марию Египетскую до самого входа в Храм мы увидим блудницу. И не ошибёмся. А в храм она вошла лишь уже омывшись слезами покаяния. Один миг, и всё изменилось. Но Бог не всегда действует чудесным образом. Чаще всего он обращается к людям с помощью других людей.
Андрей Карпов / 08.10.2013, 16:13

18. Ответ на 17., Ёжик:

Любовь это высший дар Бога человеку, которым он награждается только стяжав все земные добродетели!!!

Смотрите, как бы Вам не похулить Христа. Господь же дал нам всего одну новую заповедь - любить друг друга. Он не призвал сначала достичь совершенства, а потом уже искать любви. Господь считал, что в любви может возрастать каждый, в каком бы исходном состоянии он не находился. И весь закон и пророки укладываются всего в две заповеди любви - к Богу и людям. Любовь - награда, но она же и труд. И обязанность наша. И покаяние измеряется нашей любовью. Потому как покаяние без любви - это вера без дел.
Андрей Карпов / 08.10.2013, 16:08

17. Ответ на 15., Андрею Карпову: дополнение

Любовь это высший дар Бога человеку, которым он награждается только стяжав все земные добродетели!!! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ёжик / 08.10.2013, 14:44

16. Ответ на 15., Андрей Карпов:

<<Тем, кто пришел к полноте покаяния, журналистика не нужна вообще...>>...Будить совесть можно только любовью. Чем глубже погряз мир во грехе, тем сильнее должна быть любовь для его пробуждения. Любви нам не хватает. И православные СМИ как раз должны показывать как возможна любовь в наше время, что есть те, кто обладают даром любви... С вероучительными истинами как раз всё более-менее хорошо, а вот практики нет. Мостик к практике... вот что требуется...

Все ЭТО Вы расскажете жителям Содома и Гоморры, когда вслед за слепыми пастырями упадете в яму!!! Дорогой Андрей, невозможно помочь человеку, который слушает и не слышит, смотрит и не видит. Но что невозможно человеку, возможно Богу! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! P.S. "Мостика к практике" без памяти смертной не построить! Вероучительные истины бесы лучше нас с Вами знают...
Ёжик / 08.10.2013, 14:31

15. Ответ на 13., Ёжик:

<<Тем, кто пришел к полноте покаяния, журналистика не нужна вообще...>><<...воцерковленному человеку православные СМИ не нужны.>> - Неужели все воцерковленные - святые, ибо только тем, в чьих сердцах святится имя Господне, ведома полнота покаяния?! Не потому ли ныне для благовестия вынуждены идти в мiр интитуционализированной православной журналистики монахи, иеромн.Иов (Гумеров), архмд.Тихон (Шевкунов) и архмд. Рафаил (Карелин)

Простите, я не понял. Что Вы хотиели сказать? Конечно, не мы вовсе не святые, м.б. мы и ворцековлены, но покаяние не стало нашей жизнью. Именно поэтому в нас есть место для православной журналистики. В данном случае, я рассматриваю ситуацию с т.зр. читателя. С т.зр. писателя православная журналистика м.б. своего рода духовным послушанием. <<... Миссия Церкви - это поиск путей к покаянию конкретного человека.>> - Назначение Церкви - это служение Господу спасением человека, осуществляемое посредством Благовестия. СПАСЕНИЕ ЭТО ПОКАЯНИЕ, А НЕ ПОИСК ПУТЕЙ К НЕМУ!

Спасает не Церковь, спасает Господь. Церковь создает условия для спасения, в частности путем осуществления Таинств. И посредством благовестия, конечно. Журналистика - одна из форм благовестия, проповеди... Что тут странного? А путь к спасению (к покаянию) у каждого свой. Покаяние универсальный ключ к спасению, но путь к покаянию не универсален, а персонален, личностен. И этот путь каждый должен нащупать, для чего, собственно говоря мы и живём, то есть для чего и существует весь окружающий нас мир, в т.ч. и православная журналистика. Мир имеет смысл, и этот смысл - побуждение нас к спасению и реализация оного. Другого смысла бытия нет. <<... Если совесть человека молчит, значит пока не удалось её разбудить. Сожженная совесть - это уже итоговый нравственный выбор.>> - Нравственный выбор осуществляется человеком постоянно, пока есть совесть... Но если Господа не слышат, и не хотят слышать, так неужели вас (Ваше мнение) услышат?! А, и услышав, раскаются ли покаявшись?!

Глупо было бы считать, что я что-то там сам по себе могу. Всё что ни делается доброго в мире, творит Господь. Но творить он может и нашими руками. И сквозь наше несовершенство. Таких примеров много... Стоит полистать биографии - случайные встречи, разговоры, книги приводили людей к Богу... Почему бы не рассчитывать на это? Не новые формы средств массовой информации "пугают", а их наполнение, и то, что их поиск становится (провозглашается) основным принципом Благовестия!!! Секуляризированные православные СМИ способны лишь вызвать волнения и смуту в народе!Для Благовестия, в апостасийное время, нужны апостолы, а аспирантура МДА и СПА ныне более выпускает эффективных менеджеров (http://www.blagogon.ru/digest/321/). Вместо того чтобы бить в набат, будить еще не догоревшую совесть народа наше Священноначалие любит разглагольствовать о спасении, умудряясь при этом ни разу не обмолвиться его сути, о покаянии, о том с чего оно начинается и чем достигается!!! Мы уже во "вретище и пепле", но не каемся!БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Будить совесть можно только любовью. Чем глубже погряз мир во грехе, тем сильнее должна быть любовь для его пробуждения. Любви нам не хватает. И православные СМИ как раз должны показывать как возможна любовь в наше время, что есть те, кто обладают даром любви... С вероучительными истинами как раз всё более-менее хорошо, а вот практики нет. Мостик к практике... вот что требуется...
Андрей Карпов / 08.10.2013, 13:40

14. Ответ на 12., Александр Тимофеев:

На мой взгляд, та Ваша реплика легкомысленна и поверхностна.

- Все гораздо хуже, я человек многогрешный, но не легкомысленный, а институционализацию православной журналистики, проводимую СИНФО, я на дух не переношу, потому и не принимаю. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ёжик / 08.10.2013, 11:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Самоходный самокат и его враги
Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела
16.04.2024
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.05.2024 18:51
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47
Чем брать оплату?
Новый комментарий от Ленчик
19.05.2024 13:55
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.05.2024 11:38
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от РОНОЛ
19.05.2024 11:18