Прошедшие дни пасхальной недели, что совпали в нынешнем году с памятным днем Георгия Победоносца и Днем Победы, природа одарила нас, москвичей, погодой не просто великолепной, но какой-то по-особому возвышенной. Солнечно, тепло, яркая синева неба. И все это после долгих холодов, унылой серости, промозглости и ледяных дождей.
9 мая, когда закончилась трансляция праздничного парада на Красной площади, по приглашению друзей еду в Парк культуры и отдыха. Народа - море. Все нарядные, многие с детьми, выделяются на куртках, пиджаках и платьях георгиевские ленточки. Попадаются еще, слава Богу, участники той великой войны, с орденами и медалями, с наградными колодками на праздничной одежде. К ним люди тянутся, поздравляют, дарят цветы. Звучит музыка. Вот это и есть истинно народный праздник - незаорганизованный, какой-то по-особому душевный и искренний.
Мы собрались на небольшой площадке, где уже несколько лет подряд назначают встречу ветераны локальных войн - корейской, вьетнамской, афганской, боевых действий в Анголе и недавних боев на Балканах. Здесь не только наши соотечественники в военных мундирах с наградами, но и сербы, сирийцы, казахи. Был среди участников нашего торжества даже один пуштун. Подумалось, правильнее было бы написать, что здесь собрались не только участники послевоенных локальных войн и конфликтов, но и, по большому счету, ветераны Холодной войны, которая вовсе не прекратилась в начале 90-х годов, когда разрушили СССР и Варшавский договор. Хорошо, что и сюда ветераны пришли с детьми и внуками. Они искренне поздравляли нас, даря гвоздики и георгиевские ленточки, выступали со сцены со стихами и песнями - современными и военными.
И таких встреч по всей Москве были многие десятки, а по России - тысячи и тысячи.
Пришел домой радостный, воодушевленный, рассказал своим родным, что видел и с кем встречался. И решил послушать после этого, вопреки протестам жены, что там передает, как оценивает праздник радио «Эхо Москвы». Выдержал всего несколько минут. Такое впечатление, что живем мы с авторами этой радиостанции в разных городах, хотя и с одним названием Москва, и даже в разных странах и в разное время. Какой там праздник!?
Для них это «пляски на костях», победы тоталитарной бездушной сталинской машины, сгубившей десятки миллионов людей. А сам этот день - 9 мая - становится все более официозным и враждебным простым людям под грохот танковых гусениц, мешающих и даже унижающих достоинство рядовых москвичей. Словом, права была жена - зря я включал эту радиостанцию. Но позже ради интереса в течение выходных дней еще несколько раз нажимал на кнопку (при этом жена выбегала из комнаты) и всякий раз из приемника словно шли не слова, а некий зловонный поток.
Эти отравители эфира и воздуха в квартирах переплюнули своих давних коллег из пресловутых зарубежных радиоголосов, а по смыслу высказываемого оставили далеко позади героя бессмертного романа Достоевского «Братья Карамазовы» незабвенного, с говорящей фамилией персонажа - Смердякова.
Он по сравнению с ними просто-таки яркий и оригинальный мыслитель, еще пытавшийся логически доказать преимущества того, как было бы прекрасно, если бы Россию победил Наполеон, и тогда бы, мол, у нас наступила европейская цивилизация. Даже ему, думаю, не пришло бы в голову говорить о том, что погибшие в 1941 году десятиклассники-добровольцы одной из московских школ, ушедшие вместе с учителем осенью того страшного года защищать Москву, стали вовсе не героями, а жертвами бездушной советской пропаганды. И пропаганда эта тогда была настолько преступна и бессердечна, что лишала права голоса родных юношей и девушек. Те попросту боялись отговаривать своих детей от безрассудного шага, к которому подталкивал их учитель - идти в бой на обученную и отлично вооруженную немецкую армию. Словом, дети зря сгорели в топке войны.
Додуматься до такого спустя более 70 лет после тех страшных, судьбоносных и героических событий, вычеркнуть напрочь высокий дух и жертвенность лучших людей того поколения, могут только клинические идиоты и мерзавцы. И горе той стране и тому народу, где голос таких подонков будет звучать в качестве смелой либеральной мысли. Хотя, помнится, в начале 90-х годов подобные помоечные тексты и экскрементальные истины были основой даже государственной пропаганды. Но полиняли или вообще ушли в небытие авторы и разносчики неосмердяковщины - все эти шахраи, гайдары, бурбулисы, старовойтовы и чубайсы. Хотя еще, как видим, подванивают через «Эхо Москвы», ТВ «Дождь», «Новую газету» их единомышленники и не слишком грамотные молодые последователи.
Но отличие от тех лет в том, что сегодня это уже не тренд времени, а маргинальный ручеек. Народ словно перешагнул через них, он рад, что у него есть праздник, что есть парад его армии, что страна может одеть в приличную парадную форму своих воинов. Он надеется, что страна перестанет прогибаться перед Западом. Люди хотят позитива, и находят его.
Но, ведь, скажут мне, либералы-западники тоже собирают тысячи своих искренних сторонников. Например, 6 мая был митинг солидарности с узниками известного «болотного дела». Да, был. И речи были, и сколько-то там тысяч собралось. И все записные навальные и немцовы драли глотки, а настроение у тех, кто слушал их, было подавленным, о чем они сами позже говорили. Всего за несколько часов до митинга погиб на Болотной площади молодой монтажник конструкций трибуны. По-хорошему бы организаторам митинг отменить, но решили проводить его, строго привязываясь к прошлогодней дате, но, главное, боясь, что в другой день массовки не собрать.
А еще чуть раньше, 25-го апреля устроил под проливным холодным дождем (тоже как бы знак свыше) так называемое «народное собрание» известный политолог и глава движения «Суть времени» Сергей Кургинян. Среди нескольких сотен собравшихся (до сих идут споры - было там около тысячи человек или больше) присутствовали в основном члены кургинянской организации. Со сцены говорил он сам, несколько человек с мест и, что удивительно, представители православно-патриатической общественности. Все они справедливо и доказательно предлагали не допустить введения в России западного новшества - ювенальной юстиции, позволяющей отбирать детей у живых родителей и передавать их через органы опеки в другие семьи. На Западе не скрывают, что новым пристанищем для малышей могут стать союзы геев или лесбиянок, получающие в последнее время статус полноправных семей. Лично я двумя руками поддерживаю весь протестный пафос речей, звучавших 25 апреля на площади Революции. Но почему, спросит читатель, я вообще решил вдруг заговорить о затее Кургинянав одном контексте с либералами-белоленточниками?
Да потому, что Сергей Ервандович Кургинян затевает дело с двойным дном, ведущее патриотов, да еще православных, тоже в некое болото. Судите сами. Он, с одной стороны, выступает за традиционные семейные ценности, а с другой - собирается достигать намеченное, пользуясь теоретическим наследием таких борцов с традицией, как русофоб Троцкий и автор теории разрушения традиционных государственных систем Грамши. При этом Кургинян утверждает, будто он является бескорыстным сторонником союза с православными организациями, но здесь же придерживается принципа этического и эстетического идеала в советских социальных технологиях 20-х годов, с опорой на Пролеткульт - ту самую творческую литературную организацию, что на дух не переносила ни само православие, ни в целом традиционную Россию. За что она и была распущена в начале 30-х годов, так как мешала объединению писателей различных взглядов в единую организацию. При этом Кургинян, на словах, за русский патриотизм, что не мешает ему утверждать, будто Россия - страна западная. Альтернативно западная. Как ни вспомнить здесь, что на самом Западе сегодня любые сексуальные извращения тоже называют альтернативной нормой.
Вот теперь и Кургинян предлагает у нас в стране строить также некое альтернативное гражданское общество, создавая при этом альтернативную систему образования и здравоохранения. И тогда, дескать, к нам вернется великий детский педагог Ушинский. Но почему-то его возвращение С. Кургинян связывает с появлением в России «чартерных школ», существующих уже 20 лет в США. Там за них усиленно агитировал во время предвыборной кампании Барак Обама. Хотя по поводу эффективности такой системы образования у них не прекращаются жаркие споры. Дело в том, что в «чартер» ходят в основном дети мигрантов и так называемые цветные. Но у меня вопрос к Кургиняну - иным путем, без копирования неясных нам и очень далеких от нас методов американского образования к нам в школы Ушинский больше никак не попадет? Что же мы, ничего своего уже и создать не можем? Хорош патриотизм.
На все эти вопросы Сергей Ервандович старается не давать прямых ответов своим православно-патриотическим сторонникам. А те почему-то и не спрашивают. А ведь пару лет назад их лидер Кургинян признавал в беседе на телепрограмме Познера, что среди современных личностей с особым уважением он относится к недавно покинувшему сей мир папе Иоанну Павлу II. Личность, действительно, яркая. Но для нас -это прежде всего разрушитель Советского Союза и содружества социалистических государств, который поддержал греко-католиков на Западной Украине, в результате чего или было отнято большинство православных храмов в этом регионе. Получается, так во всем - у Кургиняна за спиной герои русофобы, разрушители традиций, антисоветчики, а сам он собирается вроде бы бороться за традиционные ценности и восстанавливать Советский Союз. И в этом вся его суть.
Когда-то после войны, кажется, Эренбург опубликовал статью под названием «Мира не ищут на дорогах войны». Теперь же хочется сказать - не идите к русскому патриотизму дорогой западной русофобии.
Но несмотря ни на что у меня в эти дни сохранялось исключительно праздничное настроение. Я увидел свободный и гордый народ, у которого есть великое прошлое. И он готов постоять и за прошлое и за будущее.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
2. Ответ на 1., Андрей Белокопытов:
1. Не спрашивают - потому что понимают