Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Никон (Миронов); епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; священнослужители Свято-Троицкой Сергиевой лавры и духовенство г. Москвы.
В алтаре молился настоятель Кресто-Воздвиженской пустыни в г. Лугано (Швейцария) схиархимандрит Гавриил (Бунге).
При пении Херувимской песни был вынесен алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира). В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.
После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Патриарх произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине:
«Сегодня, в Великий четверг, мы совершим великое действо — освящение святого мира. Миром помазываются принявшие Крещение, миром помазывались восходившие на трон монархи. Миро есть вещественный носитель невещественной Божественной благодати — той самой, которая в день Святой Пятидесятницы в виде огненных языков снизошла на святых апостолов и от них преемственно передается через епископов и священников всему народу Божиему из поколения в поколение. Этим видимым знаком благодати, дарованной нам в день Пятидесятницы, и является святое миро.
В Великий понедельник в Донском монастыре после особого чина началось мироварение. Само миро представляет собой драгоценную благоухающую жидкость из множества составных частей, о которых говорит слово Божие еще в Ветхом Завете. В предании Церкви сохраняется рецепт этого состава, и в течение понедельника, вторника и среды Страстной седмицы эта благоухающая жидкость при постоянном чтении Священного Писания подогревается на печи в малом храме Донского монастыря, а затем разливается по особым сосудам, которые были принесены в Храм Христа Спасителя и ныне стоят вокруг святого престола.
В Храм Христа Спасителя был также принесен особый сосуд, именуемый алавастром. В нем хранится древнее миро от самых апостольских времен, — всякий раз, когда освящается новое миро, из этого алавастра вливается частица древнего мира, а затем уже освященным миром в алавастре восполняется то миро, которое всегда хранится в Церкви.
Сейчас мы приступим к этому таинственному священнодейству. Вас же всех прошу вознести особую молитву Господу, чтобы Он даровал Церкви Своей силу благодати Пятидесятницы, которая хранит истину в Церкви неповрежденной и вместе с преемственно передаваемым рукоположением епископов и священников хранит апостольское преемство. Пусть сила благодати Божией помогает нам преодолевать грех и неправду в своей собственной жизни и в жизни мира. Аминь».
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с Первосвятительским словом.
«Всех вас приветствую и поздравляю с Великим четвергом, днем, который приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что в день сей мы празднуем величайшее событие в истории рода человеческого — установление Таинства Святой Евхаристии, Таинства Причащения. Почему же это событие величайшее? А потому, что именно через Таинство Тела и Крови Христовой все то, что Господь совершил ради нашего спасения, — и Рождение Свое, и жизнь, исполненную скорбей, и проповедь, и страдания, и крест, и Воскресение, и восшествие на небеса, и второе пришествие — через Таинство Святой Евхаристии актуализируется, становится реальностью для каждого верующего человека, каждого члена Церкви. Мы являемся не просто зрителями во время Святой Литургии, мы не просто наблюдаем со стороны красивый обряд — мы являемся соучастниками Тайной Вечери и Жертвы Господней, подобно ученикам окружая трапезу Господню. И все то, что я сейчас произнес, не является лишь красивой метафорой, — это таинственная реальность, которая силой Святого Духа действует в Церкви, оплодотворяя весь род человеческий. Мы вспоминаем то, что Господь совершил ради нашего спасения, но вспоминаем не так, как события из своей собственной жизни, — опираясь на силу памяти; не так, как события из истории, — читая книги. Мы вспоминаем о Тайной Вечере силой Святого Духа, Который делает нас соучастниками тех самых событий. Вот почему пришествие в мир Спасителя и все то, что Он совершил ради спасения рода человеческого, не завершилось с Его вознесением, но продолжается в Таинстве Святой Церкви. Силой Святого Духа оживают события новозаветной истории, силой Святого Духа мы реально соучаствуем в них», - сказал Его Святейшество.
Он отметил, что Тайная Вечеря сопровождалась еще одним событием — Господь умыл ноги Своим ученикам. «Обычно, когда господа возлежали (а именно так в древности на Востоке вкушали пищу), слуги омывали их руки и ноги — то была обязанность слуг. Господь был председателем на той самой Пасхальной вечере, которую в Сионской горнице совершали апостолы, Он занимал самое важное место в центре стола, Он был хозяином трапезы, Он произносил полагавшиеся в соответствии с тогдашним уставом пасхальных трапез необходимые благословения, и Ему никак не следовало омывать ноги сотрапезникам. Но Он берет воду, вливает ее в умывальницу и умывает ноги ученикам, а затем, разъясняя Свой неожиданный поступок, объясняет, что это было сделано специально для того, чтобы ученики следовали Его примеру. Конечно, Господь имел в виду не просто подражание в данном конкретном случае — чтобы всегда на Пасхальной трапезе предстоятель умывал ноги; но, в более глубоком смысле, чтобы мы, принявшие на себя обязательства быть Его учениками, помнили, что наша главная задача — служить другим людям. И образ Христа, умывающего ноги ученикам, помогает нам с вами понять весь смысл христианской веры, согласно которой человек призван не возвышать себя, не господствовать над другими, но служить в меру своих талантов и в соответствии с тем положением, которое Бог ему определил», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.
«В Великий четверг совершается Божественная литургия Василия Великого, на которой мы особо вспоминаем события Тайной Вечери. Именно в этот день заготавливаются Святые Дары на весь год для больных, немощных людей, которые не могут посетить в воскресный день храм и к кому приходит священник для причащения на дому. Именно в этот день мы совершаем чин умовения ног, когда предстоятель богослужения умывает ноги священнослужителям в память о том, как Господь умыл ноги Своим ученикам. Великий четверг исполнен многими великими смыслами, которые помогают нам уразуметь самое главное в христианской жизни — служение Богу и ближним, насыщение себя благодатию через Таинство Святой Евхаристии, в котором мы получаем оставление грехов и обретаем залог жизни вечной. Будем же строить свою жизнь в мире, стараться служить другим людям добрым словом, добрым делом, имуществом своим, советом, а самое главное — с добрым, открытым сердцем идти навстречу тем, кто нас окружает, в том числе тем, кто считает нас своими врагами. Будем также помнить, что спасение невозможно обрести силой человеческой, даже через самую что ни на есть высокую добродетель, ибо человека спасает не дело, которое он совершает, но благодать Божия, споспешествуемая человеческими делами. А потому как можно чаще будем прибегать к Святой Евхаристии, вкушать Тела и Крови Христовой, исповедовать свои грехи и, опираясь на эту великую духовную силу, творить добро ближним и дальним, утверждая в мире сем великие истины, которые провозгласил Христос и которые Он утвердил смертью и Воскресением Своим. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Сегодня вечером, в канун Великого Пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.