Мир постепенно привыкает к тому, что Азия становится политическим и экономическим центром планеты. Причем, центром взрывоопасным. Даже сообщения мировых СМИ о текущих трудностях Евросоюза, банковской экспроприации на Кипре или внутренних проблемах США не в силах отодвинуть на второй план сообщения из азиатского региона.
Яркий тому пример - притихший на данный момент конфликт, связанный с ядерным шантажом со стороны Северной Кореи не только своего южного соседа, но и всего мира. Визит госсекретаря США Джона Керри сразу после Ближнего Востока в Сеул, Пекин и Токио лишний раз демонстрирует, где сегодня болевая точка и центр мировой политики. Как отмечает в своем комментарии Русская служба Би-Би-Си, Китай и США решили сообща повлиять на Пхеньян (13.04.13 г.). По словам госсекретаря США, Китай, как ближайший союзник КНДР, должен проявить настойчивость в своих призывах Пхеньяна к сдержанности. В этой связи характерно, что позиция Москвы во время мировой реакции на северокорейскую угрозу звучала намного слабее, чем реакция Вашингтона и Пекина. Тем не менее, в комментариях все же отмечалось то, что Россия также выразила свою растущую обеспокоенность, проявившуюся в том, что она 12 апреля обратилась к руководству КНДР с настоятельным призывом воздержаться от действий, которые могут привести к дальнейшему нарастанию напряженности.
Но в целом северокорейский сюжет не повлиял кардинальным образом на развитие мировых и региональных тенденций, а также расстановку сил в азиатском регионе. Мировые СМИ приводят высказывания бывшего представителя США в ООН Джона Болтона, сказавшего, что «Северная Корея брыкается и без ядерного оружия. Что, она себя станет лучше вести, когда оно у нее появится»? Тем не менее, официальная позиция США, выраженная Джоном Керри, такова:
- Самая серьезная опасность - это если что-то произойдет, и за этим последует ответ, а потом ситуация «случайно» выйдет из-под контроля.
Слова разумные, однако, резюмируя итог не до конца еще разрешенного конфликта, солидные мировые СМИ выделяют сразу несколько реальных выгодополучателей от случившегося нагнетания обстановки. Так, Си-Би-Си (США, 9.04.13) дала комментарий «Северная Корея - высокомерный ребенок Китая». Выводы его автора таковы:
- Если Китай хочет стать мировой державой, к чему, как он считает, страна и движется, он должен стать не только экономическим, но и политическим центром влияния. Первый шаг к этому - контроль за проблемными союзниками.
Но здесь необходимо отметить, что Китай ведет свою политику по-восточному хитро, но, тем не менее, дальновидно и стратегически выверено. Даже если бы не было нынешнего северокорейского эпизода, его Пекину следовало бы сконструировать, так как он великолепно объясняет растущие расходы Китая на оборону. А именно обороной, а отнюдь не наступательными действиями в Китае объясняют десятипроцентное повышение своего военного бюджета. Во всяком случае, после воинственных угроз Ким Чин Ына никаких вопросов на сей счет к Пекину уже не возникает.
С другой стороны, появились прозорливые оценки того, что в нынешней ситуации Северная Корея - это двойная игра США. Так, во всяком случае, утверждает французское издание «Атлантико» (8.04.13). Пхеньян служит для Вашингтона «полезным врагом», утверждается в статье. Угрозой, которая является предлогом военного присутствия южнее Китая, в окружении настоящего геостратегического врага США, который входит вместе с Россией в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). С неожиданной, на первый взгляд, оценкой происходящего выступило онлайновое издание по международной политике "World Politics Review" (США, 6.04.13) «Иранский кризис все больше связан с Северной Кореей».
Действительно, трудно не согласиться с тем, что Тегеран, вне всяких сомнений, уже извлекает уроки из своих наблюдений за игрой между Северной Кореей и Западом. От его внимания, например, не может ускользнуть то обстоятельство, что, несмотря на катастрофическую слабость северокорейской экономики, мировые державы, опасаясь спровоцировать военную конфронтацию, смотрят на обладающий ядерным оружием режим Пхеньяна как на серьезную угрозу, с которой надо обращаться крайне осторожно. Кроме того, мировое внимание переключено на Корейский полуостров. А Иран на время оставили в покое.
Следовательно, и Тегеран, наряду с Пекином и Вашингтоном получает свою долю выгоды от разразившейся угрозы и дипломатического конфликта на Корейском полуострове. Но при этом нельзя упускать из виду, что как минимум уже полгода мировые СМИ полны заголовков подобного характера: «В АТР (Азиатско-тихоокеанском регионе - авт.) обостряется гонка вооружений» (Тайянбао, Гонконг, 30.01.13). Или «Азия сегодня - как Европа перед первой Мировой войной» (журнал Time, США, 4.02.13). Не менее характерный заголовок в Atlantico (Франция, 29.11.12) - «Третья мировая война начнется в Азии?». Пожалуй, наиболее глубокий и взвешенный комментарий прозвучал в «Сянган чжунпиншэ» (Гонконг, 05.2.13). Статья названа «Стратегия «возвращения в Азию»: каковы реальные цели Америки?». В ней дана схема действия Америки по созданию дружественных союзов для блокирования Китая:
Политика создания союзов реализуется Америкой в АТР на трех уровнях. Первый уровень - американо-японо-индийские, американо-индийские-австралийские, американо-японо-австралийские трехсторонние отношения, а также американо-японская и американо-корейская коалиции. Эти отношения и союзы - своего рода «фундамент» американского присутствия в регионе.
Второй уровень, играющий вспомогательную роль, составляют союзнические отношения с Филиппинами, Таиландом, Австралией и Сингапуром. Отношения с Вьетнамом, Мьянмой, Камбоджей и другими подобными странами составляют третий уровень, имеющий потенциальную ценность для США.
Для внимательного наблюдателя очевидно - на данный момент Америка уже предприняла ряд действий на первых двух уровнях, достигнув значительных успехов. Так, конфликт вокруг спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку по-японски) в Восточно-Китайском море между Китаем и Японией только укрепил американо-японскую дружбу и сотрудничество. В то же время США выступили на стороне Филиппин и Вьетнама, оспаривающих права Китая на ряд островов в Южно-Китайском море. Свое опосредованное вмешательство в эти конфликты США позиционируют как меры по восстановлению баланса сил в АТР. На деле же происходит попытка ограничить потенциал военно-политического роста Китая и усиления его соседей.
Эта же схема была в последние недели применена Зб. Бжезинским, давшим интервью китайскому центральному партийному изданию «Женьминь Жибао», где он живописал блестящие перспективы союза Китая и США при их тесном взаимодействии по совместному контролю ситуации в Азии. А с другой стороны тот же Бжезинский, дав интервью газете "Polska", призывал: «Следует укрепить Запад, включив него Россию, Украину или Турцию». Если первое интервью он давал 7 марта, то спустя три недели, он уже полякам утверждал, что говорить о том, будто Россия создает Евразийский союз, было бы преувеличением:
- Она, а, в первую очередь, президент Путин, хотели бы его создать, но сейчас это лишь пожелания, а не свершившийся факт. Я не верю, что российская идея создания Евразийского союза завершится успехом. Кроме того, в ситуации, когда Запад укрепит свои силы, а Китай сохранит нынешние темпы развития, положение России между ними будет крайне неудобным.
По поводу укрепления сил Запада гуру внешней политики из США явно выдает желаемое за действительное. Однако его попытка развести Россию и Китай, не дать состояться Евразийскому союзу, ослабить ШОС даже в том виде, в каком он сегодня пребывает, вовсе не пустые и досужие разговоры. При любом удобном случае США попытаются оттеснить Россию от решения евразийских и азиатских проблем. Не дать это сделать - важнейшая задача государств, которые сегодня идут по непростому пути создания подлинного Евразийского союза и укрепления безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»