С 13 февраля по 21 февраля 2013 года на «Первом канале» состоялась премьера телевизионного сериала «Страсти по Чапаю». Фильм вызвал вполне заслуженные критические отзывы не только потомков В.И.Чапаева, но и многих публицистов и политиков. Основной недостаток кинокартины сформулировал, как всегда афористично, вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин: «Все наши фильмы об исторических персонах (Чапаев, Колчак и пр.) на самом деле сняты об одном и том же бабнике со страстью к переодеванию». Действительно, этот изъян был присущ фильму «Адмиралъ» о А.В.Колчаке и сериалу «Жуков» о великом советском полководце, Маршале Победы Г.К.Жукове. Вообще среди бесталанных режиссеров распространено поверье, что фильм, в котором нет сцен убийства, изнасилования, развода, самоубийства, блуда или хотя бы драки, обязательно провалится в прокате. Применительно к бездарным кинокартинам это представление, несомненно, справедливо.
Однако, несмотря на художественную ничтожность сериала «Страсти по Чапаю», хотелось бы высказаться в его защиту. Этот фильм, без всякого преувеличения, эпохальный. Впервые на ведущем государственном телеканале показан фильм, причем в прайм-тайм, уничижающий белых за счет возвеличивания красных. На этот момент обратили внимание в том числе и телезрители. «Но больше всего порадовал сам факт появления на Первом канале сериала явно советского по духу! - пишет один из форумчан на ведущем киноведческом портале «КиноПоиск.ru». - После того как на ура прошёл фильм про Колчака и Хабенский доказал, что он ещё тот лицедей, раз может перевоплотиться даже в Самого Главного Белого, я окончательно убедился, что на самом деле новая Россия имеет идеологию, и это антисоветизм. Но в том-то и фокус, что идеология никогда не бывает всеобъемлющей: всегда есть нон-конформисты. И коль скоро у нас при всём при том ещё и свобода совести, неудивительно, что, например, в Воронеже, одинаково хорошо ухоженные, рядышком соседствуют старые советские и новые антисоветские памятники, братские могилы красным и белым. Теперь у нас есть и кинокартина в пику всем любителям «господ офицеров» и поклонников лично Колчака. И на смену возрождённым антисоветским словам «Совдепия» и «куманьки» закономерно пришли клички, которыми красноармейцы ругали своих классовых врагов: «беляки» и «казара»!»
В этой связи выход сериала «Страсти по Чапаю» можно с полным основанием признать переломным моментом в общественном восприятии противостояния белых и красных. В фильме белые показаны деморализованными людьми. Именно белые отстреливают женщин, стариков и детей, пьют и играют в карты, ведут сальные разговоры, борются не за идею, а только для того, чтобы «задавить красную гадину» и отомстить за родных. Ни разу в сериале белые не выразили беспокойства судьбой Царской Семьи, ни разу не перекрестили лба. Борьба белых с красными выглядит обреченной изначально. По просмотру сериала возникает устойчивая убежденность в том, что белые во что бы то ни стало проиграют, а красные непременно одержат победу, даже несмотря на то, что многие из них «академиев не кончали».
Как ни странно, красные в фильме постоянно говорят о Боге, крестятся почти во всех сериях, молятся, прикладываются к иконам. Первая серия начинается с рассказа о строительстве храма в родном селе Чапаева, который не только принимает личное участие в возведении церкви, но даже водружает на его куполе крест. Правда, этот подвиг заканчивается плачевно: Чапаев срывается с лесов, падает, но удачно, в телегу с пенькой. Позже односельчане говорили, что его Сама Богородица на руках опустила в телегу целым и невредимым. Чапаев из серии в серию повторяет одну и ту же мысль: вся его жизнь свидетельствует о том, что он Богом храним. Кстати, настоятель сельского храма показан исключительно положительным персонажем. Чапаев же со своей стороны любил вспоминать, что он первым приходил в церковь на Богослужение. Вообще фильм сделан в полном соответствии с призывом главного редактора «Русской народной линии» А.Д.Степанова - увидеть русское в советском.
Сериал «Страсти по Чапаю» имеет и некое политическое измерение. Одновременно с его премьерой, 19 февраля Президент России Владимир Путин провел заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям, на котором заявил о необходимости разработать единые учебники истории для средней школы. В своем выступлении глава государства призвал «подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур». «Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком (я с этого начал) и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам», - считает Владимир Путин.
На поверхностный взгляд совпадение по времени премьеры сериала «Страсти по Чапаю» и этого поистине судьбоносного выступления Президента России Владимира Путина может показаться случайным. Однако это совпадение перестает восприниматься как случайность, стоит только обратиться к русской истории советского периода, где мы найдем еще одно «случайное совпадение». Премьера сталинского фильма «Чапаев» состоялась 5 ноября 1934 года, а незадолго до его выхода в прокат, 15 мая 1934 года, Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП (б) принимают постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», в котором отмечается, что «преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами». В итоге 26 января 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП (б) принимают постановление «Об учебниках по истории». Об этом эпизоде отечественной истории я подробно писал в статье «Борьба за русскую историю в советскую эпоху».
Несколько поколений учились на сталинских учебниках истории, и любой, кто имел счастье общаться с людьми, воспитанными на этих учебниках, не может не признать, что они обладали зрелым, взвешенным и трезвомысленным восприятием отечественной истории. Благодаря политической воле Сталина в сознании наших соотечественников была восстановлена непрерывность русской истории. Эту же самую задачу ставит нынешний национальный лидер России. Вся разница заключается в том, что если товарищ Сталин реабилитировал дореволюционной период нашей истории, то Путин стремится реабилитировать советский период русской истории. Недаром многие аналитики сравнивают этих двух великих правителей России.
В заключение хотелось бы привести текстовую и видеоверсию эпизода сериала «Страсти по Чапаю», в котором показана атеистическая лекция, прочитанная супругой комиссара Д.Фурманова Анной Стешенко перед чапаевцами.
«Уральск. Лето 1919 года.
- Религия - опиум для народа, сказал товарищ Ленин! С помощью религии правящие классы дурили головы крестьянам и рабочим, держали их в рабском повиновении, отвлекали их от борьбы за свои права, за лучшую жизнь. Вот вам и подсовывали бога - молитесь и ждите манны небесной! И мы будем вас обирать, сдирать с вас по три шкуры! Глухая темнота народа, безграмотность - вот основа всякой религии! Грамотный, образованный человек никогда не будет верить в Бога! И теперь, когда свершилась революция и власть перешла к рабочим и крестьянам, товарищ Ленин сказал - нет никакого бога! И надеяться голодным рабам не на что, кроме как на свои силы, на свою решимость бороться с контрреволюцией! - последние слова Анна Стешенко исступленно выкрикивала в зал, протянув над головой руку.
Но зал молчал, покашливал, скрипел, шаркал ногами, тихо переговаривался.
- Какие вопросы будут, товарищи? - спросила Анна, - Спрашивайте, не стесняйтесь!
Вновь повисло молчание.
- Ну, что же вы, товарищи красноармейцы? Вам все ясно? Никаких вопросов не возникло?
И вдруг поднялся бородатый красноармеец лет сорока, с хитроватым морщинистым лицом, кашлянул в кулак, проговорил:
- Да вот спросить хочу, барышня. Сам сколько годов думаю, а ничего придумать не могу, почему такое деется?
- Что «деется»? Задавайте вопрос, товарищ, - нетерпеливо ответила Анна.
- Да вот я и задаю вопрос. Вот, к примеру, корова срет большими такими лепехами. А лошадь обратно котяхами такими кручеными и толстыми ходит, а овца - мелкими шариками, такие махонькие, как горох… Почему такое деется, не знаешь?
- Ну, откуда я могу про это знать, товарищ? Я же не ветеринар, с коровами и лошадьми никогда дела не имела, - Анна улыбнулась, - Я в этом не разбираюсь.
- Э-эх, милая моя, - вздохнул бородач, - Ты вот ишшо в говне не разобралась, а уже про Бога рассуждаешь…оно дело понятное - молодая ишшо, глупая…
И зал разразился издевательским дружным смехом, и сильнее задымили цигарки.
Растерянная Анна Стешенко смотрела в смеющийся зал, видела улыбающиеся нахальные рожи, бороды, оскаленные зубы, поблескивающие стволы винтовок».
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
46. Не упрощайте!
45. Ответ на 42., Зайцева Надежда:
44. Re: «Страсти по Чапаю» как переломный момент
43. Re: «Страсти по Чапаю» как переломный момент
42. Дьявол - иммитатор
41. "мистика и культура" ,священник Вл..Соколов,на соседней ветке.
40. Re: «Страсти по Чапаю» как переломный момент
39. Ответ на 35., Виктор О.:БЕЛЫЕ - ЭТО ИУДЫ, ПРЕДАВШИЕ СВОЕГО ОТЦА-ЦАРЯ...
38. Ответ на 35., Виктор О.:
37. Замредактора в клюкве