Однако, к моему сильному удивлению на РНЛ, которая всегда была против таких сомнительных новшеств, сразу же за публикацией о.Германа (буквально на следующий день) появилась статья П.И.Дмитриева с красноречивым названием «Слово в защиту позиции протодиакона Кураева». Как же защищает позицию о.Андрея П.И.Дмитриев? С позиций малоцерковного или вообще нецерковного человека. Оказывается, по его мнению: «Потребность всегда сильнее любых мнений. Потребность в изменении календаря очевидна. А есть потребность - будет и решение. Каждый год нужно что-то объяснять детям, которые в детсадах и школах встречают весело новый год в самый суровый период поста. Православные родители ведь тоже участвуют. И страдают этим. Я уж не говорю о корпоративах и прочем. Очевиден раскол общества. И в центре проблемы дата Рождества».
Дальше больше, Дмитриев пугает нас тем, что отношение к Православной Церкви в обществе меняется в худшую сторону (хотя на РНЛ совсем недавно была статья, основательно утверждающая совершенно противоположное), и вдруг, не дай Бог, к власти в России придет президент-атеист, что тогда будет?! И поэтому, мол, нам надо подстраиваться под светский календарь, изменив дату празднования Рождества Христова. И вот тут-то, по его мнение, предложение протодиакона Андрея Кураева как нельзя кстати.
По порядку отвечу на все эти ложные аргументы. Начну с того, что дата Рождества Христова нам действительно точно не известна. В первые века христианства Рождество Христово праздновали вместе с Крещением Господнем, т.е. 6 января по ст.ст. или 19 – по н.ст. Эта дата была символической: как Адам был сотворен в шестой день творения (Быт.1,26-31), так и Новый Адам, Господь наш Иисус Христос рождается в 6 день от начала года. Но затем, в связи с появлением некоторых ересей, святые отцы перенесли дату празднования Рождества Христова на 25 декабря по ст.ст. или 7 января по н.ст. Итак, хотя точно мы не знаем, когда Христос родился, но последняя дата Рождества Христова установлена Церковью и святыми отцами, т.е. является заповедью Божией. Попытка же изменить ее по совету Кураева или Дмитриева из-за каких-то там человеческих соображений является попыткой заменить заповедь Божию заповедью человеческой, т.е. является явным прилогом иудейства, как и обличал за это иудеев Господь (Мф.15,1-9).
Далее, зададимся вопросом, почему попытка изменить дату Рождества Христова неосуществима? По причине того, что народ Божий свято хранит Священное Предание и не допустит такое изменение, свидетелями чему уже были прошлые обновленцы. Народ просто не пойдет в те храмы, в которых Рождество будут праздновать «по-новому». Более того, как показывает опыт других православных стран, где вводился новый стиль, это вызовет в Церкви страшный раскол. Так что же, как советуют Кураев и Дмитриев, ради каких-то ничтожных и сомнительных удобств (типа возможности есть на новый год скоромное и т.п.) вызовем в Церкви такую величайшую беду, как сильнейший раскол?!
Очевидно, что это крайне нелепо, столь же нелепо, как если бы у Кураева или Дмитриева болела голова, и они попросили бы палача отрубить ее, чтобы избавиться от головной боли. И к счастью, священноначалие это прекрасно понимает и не поддается на лицемерные призывы обновленцев и модернистов, изменив стиль, «праздновать Рождество и другие праздники в один день с нашими западными братьями-христианами». Всем хорошо понятно, что сомнительная идея приобрести таким сомнительным образом наших сомнительных западных братьев закончится тем, что мы, на самом деле никого не приобретя, потеряем своих собственных братьев по вере – ревнителей Православия. И я хорошо помню, как еще во время моего обучения Духовной Академии некоторые профессора-модернисты высказывались за введение нового стиля, но при этом замечали, что к этому надо готовить православный народ. Однако, к счастью, по милости Божией, обновленческо-модернистский воз и поныне там. Все так же не хочет православный народ нового стиля, да и никакому архиерею не хочется иметь в своей епархии раскол.
Что же касается предложения протодиакона Андрея Кураева, то оно еще нелепее и бесполезнее введения нового стиля. Ведь, заметим, если попытаться перенести празднование Рождества Христова на 1 января по н.ст., то все те же самые проблемы в виде сопротивления церковного народа, а также реальнейшей возможности возникновения церковного раскола и т.д., - все эти проблемы остаются. Но при этом мечтать получить даже эти самые 30 обновленческо-модернистских сребреников в виде одобрения со стороны наших «западных братьев» не приходится, ведь все равно мы будем праздновать Рождество и другие церковные праздники в разное с ними время. Разумеется, о.Андрей все это прекрасно понимает, ведь он далеко не дурак, и делает такие сомнительные и экстравагантные предложения не на полном серьезе, а, как я уже сказал, лишь чтобы попиариться. Поэтому меня весьма удивило, что некоторые, да еще на РНЛ, повелись на это и восприняли это всерьез!
Особенно «умиляет» тезис П.И.Дмитриева, что-де если к власти в России придет атеист, то нам, православным христианам «мало не покажется», поэтому, мол, надо перенести празднование Рождества на «удобною» для маловоцерковленных мирян и неверующих дату. Ну, во-первых, если уж в России действительно будет президент-атеист и гонитель христианства, то подобное перенесение праздника поможет нашему обществу так же, как «мертвому припарки». Во-вторых, пугать Православную Церковь и православных христиан возможностью гонения после того, как церковная история свидетельствует нам о массе таких гонений и таких гонителей, и всех их Церковь победила, - просто смешно и нелепо! Достаточно вспомнить последних, самых лютых в церковной истории гонителей: коммунистических вождей и коммунистическое гонение - и их победила Русская Православная Церковь! И, в-третьих, над всем этим воля Божия: угодно будет Богу послать нам гонение, будем его терпеть. Но мне думается, что это Ему ныне неугодно.
И, кстати сказать, неудобства, которые мы, православные христиане испытываем при праздновании светского нового года в самый разгар Филиппова поста, и которые так смущают П.И.Дмитриева - это ведь также следствие скрытого и перманентного гонения на Православие и православных христиан после того, как светские власти России произвольно поменяли юлианский календарь на григорианский, искусственно создав эти самые неудобства. Разные православные христиане терпят их по-разному, но терпят, вот в том числе и из-за этого, думаю, Господь и не пошлет нам правителя-гонителя. А если мы изменим своей вере, в частности, произвольно, из-за плотских удобств изменив дату Рождества, то что будет дальше, конечно, неизвестно, но хорошего ждать не приходится!
Однако существует ли положительное решение для нас, православных христиан этой самой дилеммы с новым годом и постом? Конечно, существует, и меня удивляет, что правозащитник П.И.Дмитриев не обратил на него внимание. Ведь совершенно очевидно, что использование в России григорианского календаря ущемляет права православных христиан, создавая для них эти самые проблемы. Скажу более того, святые отцы в рамках юлианского календаря установили так, что новый год (а заодно и Обрезание Господне, и память св.Василия Великого) всегда припадает на скоромное время. Использование в России григорианского календаря ставит его для православных всегда на строго постное время. Видите, с точностью до абсолютно наоборот. Тут уж попахивает антихристом, правда, мелким. Но в любом случае, это нарушает права верующих. Какое же возможное и оптимальное решение проблемы, восстанавливающее права верующих? Оно очевидно: и в светской жизни вернуться к использованию юлианского календаря. Правда, мы будем праздновать новый год почти на две недели позже Европы и, скажем, США! Но ничего страшного в этом нет, многие народы мира также празднуют свой новый год в другое время, иногда даже летом, и никого это абсолютно не пугает. Почему же мы, русские люди должны низкопоклонничать перед Европой в этом вопросе?! Заметим, что и права маловерующих и неверующих мы при этом также не нарушим. Правда, им придется праздновать новый год в другое время, но уж и не в совсем для них непривычное, ведь многие из них, особенно в последнее время, также празднуют и «старый» новый год. И потом, напиваться до «положения риз» и до изнеможения запускать петарды с одинаковым успехом можно как 1 января по н.ст. (19 декабря по ст.ст.), так и 1 января по ст.ст. (14 января по н.ст.), сии права неверующих это нисколько не затронет, а вот права верующих восстановит.
Мне скажут, что, мол, принятие юлианского календаря светскими властями - это не реально. Но, думаю, значительно более реалистично, чем введение в Церкви нового стиля или предложения протодиакона Андрея Кураева перенести празднование Рождества Христова на 1 января. Да, сейчас разумное предложение ввести и в светской жизни юлианский календарь не пройдет, но кто знает, что будет в будущем? Я, к примеру, думаю, что когда в России будет Православный Царь, он легко и быстро проведет эту разумную реформу. А, возможно, ее проведет еще раньше авторитарная российская власть, реально заботящаяся об интересах русского народа и других народов России, и, в частности, реально заботящаяся о правах православных христиан.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии