Авторы экспертизы утверждают, что законопроект «противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами». Они считают, что «действующее законодательство не раскрывает понятие такой дефиниции, как неотъемлемая часть исторического наследия народов России». «Следует особо отметить, что на сегодняшний день и ученые-религиоведы расходятся в понимании того, какие именно религии России являются частью исторического наследия», - говорится в документе. Законопроект, по мнению членов ОП, также содержит юридически неопределенную терминологию. Помимо «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России» выступающие против закона общественники обратили внимание на такие термины, как «религиозные убеждения и чувства граждан», «унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». По их мнению, использование этих понятий и терминов «создает условия для неоднозначной трактовки и применения».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин раскритиковал позицию ОП по данному вопросу. «Данный проект заключения не отражает мнения российского общества и игнорирует необходимость введения уголовной ответственности за осквернение почитаемых верующими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики, а также усиления ответственности за оскорбление чувств верующих», - отметил отец Всеволод.
Напомним, что 25 сентября Государственная Дума приняла заявление о защите религиозных чувств россиян. Документ поддержали 414 депутатов. На следующий день в Госдуму был внесен законопроект о введении новых санкций за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь.
Также отметим, что согласно данным последнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 82% россиян поддерживают идею ужесточения наказания за вандализм и порчу церковного имущества, оскорбление чувств верующих. Как заявила по этому поводу доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Добренькова, «Уголовный кодекс надо дополнять статьей, предусматривающей наказание за оскорбление чувств верующих. У нас нет такой статьи в УК, поэтому и получилось так, что применили статью «Хулиганство» для того, чтобы осудить кощунниц. В большинстве стран такая статья существует. Было бы актуально ввести такую статью, чтобы люди заранее знали, какое наказание они понесут за подобные действия, оскорбляющие религиозные чувства других людей. Это обоснованно и востребовано в настоящее время».
Ситуацию комментирует главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов:
«Рассмотрение Общественной палатой России этого законопроекта, так необходимого нашему обществу, как показал скандальный процесс над кощунницами, осквернившими Храм Христа Спасителя, наглядно демонстрирует, что Общественная палата как раз не представляет наше общество. Все социологические опросы показывают, что большинство населения России поддержало приговор суда в отношении кощунниц. Более 80% поддержало идею введения уголовной ответственности за кощунство. Словом, общество выступает за принятие этого закона, поддерживает идею ужесточения ответственности за оскорбление религиозных святынь. А Общественная палата, которая, казалось бы, по своему замыслу должна отражать настроения этого общества, выступает против. Это - абсурдная ситуация.
В чем же дело? Думаю, дело в том, что, во-первых, сам принцип формирования Общественной палаты никак не отражает социальную структуру общества. Общественная палата, к сожалению, превратилась в некий междусобойчик, в состав которого постоянно кооптируются одни и те же лица. Примечательно, что Государственная Дума подавляющим большинством голосов на своем заседании 25 сентября приняла заявление об оскорблении религиозных святынь. А вот Общественная палата выступает против этого законопроекта. Таким образом, мы видим, что Госдума, несмотря на критику в ее адрес, все-таки более адекватна общественным настроениям.
Вторая причина неадекватности Общественной палаты состоит, на мой взгляд, в том, что, зачастую, от имени ОП выступают ее отдельные гиперактивные члены, причем, такие, кто враждебно относится к Русской Православной Церкви. Неудивительно, что инициаторами торпедирования закона об оскорблении чувств верующих выступили воинствующий безбожник и русофоб Николай Сванидзе, либеральный адвокат Генри Резник и пятидесятник Сергей Ряховский. Из их уст совсем уж комично звучат слова о том, что в России еще не определен перечень традиционных религий. Не иначе они хотят включить в этот перечень еще и одну из сект протестантизма - пятидесятничество - и атеизм, как веру в отсутствие Бога! Комично звучит из их уст и аргумент о том, что очень трудно определить, что такое религиозные чувства и религиозные убеждения. Всем верующим понятно, когда их чувства оскорбляют, а безбожники, конечно, этого понять не могут.
Таким образом, если в случае с Госдумой, мы понимаем, какую фракцию представляет депутат, то в случае с ОП внешне это выглядит, как позиция общественности, что, конечно же, является ложью.
И в-третьих, я полагаю, что попытка Сванидзе, Резника и др. помешать принятию закона, ужесточающего меры против кощунства, это - своего рода способ сублимации либеральной части общества. Они потерпели сокрушительное поражение в деле девок-кощунниц, хотя рассчитывали на успех, поскольку к борьбе за оправдание кощунниц были привлечены огромные ресурсы. Теперь они хотят отыграться на принятии закона.
Самое разумное в этих условиях для Государственной Думы - не обращать внимания на вопли отдельных членов Общественной палаты, которые не только не представляют социальную структуру общества, но и находятся в полном противоречии с реальными запросами и интересами нашего общества».
11. Ответ на 10., русская:
10. Модераторам:
9. попытка Сванидзе, Резника и др. помешать принятию закона
8. Какие именно религии России являются частью исторического наследия
7. "Общественная палата как раз не представляет наше общество". Полностью согласна с мнением главного редактора по этому вопросу. Подписываюсь под каждым словом.
6. Re: Общественная палата выступает против общества
5. Re: Общественная палата выступает против общества
4. Re: Общественная палата выступает против общества
3. Re: Общественная палата выступает против общества
2. Re: Общественная палата выступает против общества