Спецэффекты вместо чуда

Протоиерей Николай Агафонов о фильме «Орда»

0
1308
Время на чтение 3 минуты
На 34-м Московском международном кинофестивале среди отечественных кинолент, представленных в этом году на фестивале, был особо отмечен фильм «Орда» (режиссер – Андрей Прошкин, генеральный продюсер – Сергей Кравец), созданный кино-телекомпанией «Православная Энциклопедия». Жюри кинофестиваля присудило фильму «Орда» две премии: «за лучшую режиссерскую работу» (Андрей Прошкин) и «за лучшую женскую роль» (Роза Хайруллина – за исполнение роли ханши Тайдуллы).

Фильм «Орда», повествующий о событиях русской истории 2-й половины XIV в. и подвиге святителя Алексия, стал единственным российским фильмом, удостоенным призов кинофестиваля в этом году. В основе сюжета – эпизод из жития святителя Алексия, митрополита Московского: в 1357 году митрополит Алексий исцелил ханшу Тайдулу – мать хана Золотой Орды Джанибека. 20 сентября 2012 года фильм вышел в российский прокат.

Своим мнением о фильме «Орда» в интервью «Русской народной линии» ранее поделился директор издательства Сретенского монастыря, кандидат филологических наук иеромонах Симеон (Томачинский). Сегодня представляем читательскому вниманию иной взгляд на картину, которым делится известный православный священник, член Союза писателей России, лауреат многих литературных премий, сценарист протоиерей Николай Агафонов.


Мне этот фильм не очень понравился. Он не «мерзкий» и не «антиправославный», этого там нет. Более того, есть в нем удачные авторские ходы. Но я ведь историк и потому оцениваю художественный фильм и с исторической точки зрения. И в этом плане я должен сказать, что не отправлялся в путь митрополит Алексий со свитой, в которой были один послушник и два татарина. Он практически приравнивался к главе государства, это был целый поезд с подарками, с боярами. В фильме же это все показали очень примитивно. Поэтому я бы сказал, что это фильм не исторический, а «на мотив» истории.

Митрополит Алексий является покровителем города Самары, когда он по пути в Орду проплывал по этим местам, то дал пророчество, что тут будет город, который никогда враги не возьмут. Поход митрополита в Орду – это была важная государственная миссия. Решался этот вопрос боярской думой, архиереями, епископами. А в фильме герой и на митрополита-то не похож. Это чисто художественный образ.

Но как художественный вымысел фильм в целом неплохой. Это просто видение режиссера. Там мало чего православного, хотя он вроде как создавался под эгидой «Православной энциклопедии». Если бы мне пришлось писать сценарий, то я бы по-своему увидел чудо, совершенное митрополитом Алексием. Ведь это имело огромные положительные последствия для Руси. В то время в Сарае была епископская кафедра, которая была там установлена по ходатайству святого благоверного князя Александра Невского. Там был постоянный архиерейский двор. Этого даже не показали, а ведь туда должен бы был прибыть митрополит.

В фильме сотворен какой-то сказочный город из глины, которого, конечно, там и в помине не было. Фантазия у авторов хорошо работала, но куда делся Сарайский епископ, который должен был принять митрополита и вместе с ним помолиться? Так не бывало, чтобы митрополит приехал и сразу к хану пошел. Был ведь целый ритуал с подарками.

В XIV веке уровень отношений Московской Руси с Ордой был вполне достойным. Подобные дела решались по-государственному. Ещё со времен Ивана Калиты существовали налаженные дипломатические отношения с Ордой, а при митрополите Алексии Орде уже нужны были союзники.

Прохождение через огонь в фильме также неверно показано. В этом ведь не было физического испытания, это было символическое очищение огнем, а вовсе не плавильная печь. Все это придуманные художественные эффекты, рассчитанные на молодого зрителя. В этом смысле авторы фильма постарались. А вот суть совершенного чуда им не удалось показать. Фильм получился не об этом, не о чуде Божием по молитвам и по вере православного митрополита. Правда, фильм о стоянии Зои гораздо хуже был, ведь когда за такие фильмы берутся люди нецерковные, то получается совсем плохо, пародии какие-то. Чудо очень трудно описать как литературно, так и кинематографически. Это надо делать через героев, через впечатления.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3., дед пенсионер:

Что ж, самим снимать надо, вот, во ВГИК пойти, что ли, или в Голливуд, - где-то этому учат, сценарии писать? Я бы пошёл, да времени нет. Работаю поэтому диджеем, - в смысле, голых тёть прокручиваю вперёд, мат-перемат - выключаю звук. Проще, конечно, вообще ничего не показывать, но тоже хоть что-то надо вроде как. Есть и приличные фильмы, да приправленные голытьбой зачем-то. Русский бунт, скажем, ну откуда там может быть постельная сцена, зачем?! Не говоря уж о том, что у Пушкина именно в этом произведении, самом зрелом и серьёзном за всю его жизнь она невозможно, - он писал её, будучи сознательным православным христианином, для своих детей.

3. 1. Родион Николаевич Юрьев :

"Не слишком-то приходится выбирать." И когда это закончится? "Видение режиссера" от чего зависит? Как думаете?
дед пенсионер / 08.10.2012, 18:49

2. Re: Спецэффекты вместо чуда

Очень рад, что общая тенденция непременно хвалить фильм "Орда" наконец нарушена. Мне и самому этот фильм не показался православным, хотя технически он исполнен мастерски, и при должном отношении из него можно было бы сотворить достойное кино. Но именно православного звучания в фильме и нет. Переживания героя предельно далеки от духовности, и его неуклюжие попытки сотворить чудо и вовсе видятся сущей халтурой. И все остальные его переживания, это не страдания христианина, это неуместные вопли типичного интеллигента, страдающего о земном куда более, чем о небесном. И хотя выбирать действительно не приходится, мне странно, что на деньги Православной энциклопедии снимают именно такие, далекие от духовности фильмы.
Писатель / 08.10.2012, 18:35

1. В наше время нехульный фильм - уже хорошо

Не слишком-то приходится выбирать. От силы с десяток качественных фильмов наберётся, которые с детьми смотреть можно, так что... "Голые при луне плясать не будете? - Тогда поехали!" - как говорил Козлевич Остапу Бендеру.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Агафонов
Юродивый Гришка
Из книги "Чаю воскресения мертвых"
11.03.2020
Литературных шедевров нет, ибо истощилась почва
Горькие размышления к 250-летию со дня рождения И.А.Крылова о плачевном состоянии современной русской литературы
15.02.2019
Чтение становится элитарным занятием
Или почему российское общество уже давно перестало быть литературоцентричным
19.06.2018
Хамство «деятелей культуры» питается попустительством зрителей
Самарский священник о.Николай Агафонов возмущен пьяной выходкой актера М.Ефремова в Самаре
12.03.2018
Все статьи Протоиерей Николай Агафонов
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45