«Это один из лучших русских фильмов последних лет»

Иеромонах Симеон (Томачинский) о фильме «Орда», посвященном подвигу святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси

30 июня 2012 года в Москве завершил свою работу 34-й Московский международный кинофестиваль, открывшийся 21 июня. Среди отечественных кинолент, представленных в этом году на фестивале, был фильм «Орда» (режиссер - Андрей Прошкин, генеральный продюсер - Сергей Кравец), созданный кино-телекомпанией «Православная Энциклопедия». Жюри кинофестиваля присудило фильму «Орда» две премии: «за лучшую режиссерскую работу» (Андрей Прошкин) и «за лучшую женскую роль» (Роза Хайруллина - за исполнение роли ханши Тайдуллы).

Фильм «Орда», повествующий о событиях русской истории 2-й половины XIV в. и подвиге святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, стал единственным российским фильмом, удостоенным призов кинофестиваля в этом году. Режиссер фильма - Андрей Прошкин, автор сценария - Юрий Арабов. В главных ролях - Максим Суханов, Роза Хайруллина, Андрей Панин, Иннокентий Дакаяров и др. В основе сюжета - эпизод из жития святителя Алексия, митрополита Московского: в 1357 году митрополит Алексий исцелил ханшу Тайдулу - мать хана Золотой Орды Джанибека.

20 сентября 2012 года фильм вышел в российский прокат.

Своим мнением о фильме «Орда» делится в интервью «Русской народной линии» директор издательства Сретенского монастыря, кандидат филологических наук иеромонах Симеон (Томачинский)


На мой взгляд, это один из лучших русских фильмов последних лет, потому что в нем показана цена святости, то, что стоит за скупыми строчками о том, что святитель Алексий прибыл в Орду и исцелил там жену хана. За этим стоит огромный жертвенный подвиг - «положить душу свою за други своя». Показать это в кинематографическом материале, показать адекватно, интересно и современно - это задача, которая представляется крайне сложной, и, на мой взгляд, она вполне удалась создателям картины. Образ святителя впечатляет своим масштабом и в то же время своей человечностью. Порой в Житиях мы видим некий «очищенный» образ, почти сусальный, без человеческих слабостей и неизбежных сомнений, в этой же кинокартине предстает живой человек, с болью, переживаниями и страданием. Нечто похожее мы видели в фильмах «Андрей Рублев» или «Остров», а здесь это Первосвятитель земли Русской, несущий свой крест. Авторам фильма удалось показать, что стоит за этим крестоношением.

Что касается исторической адекватности фильма, то серьезных отступлений от исторической правды я там не вижу. В целом картина - вполне корректная реконструкция исторических событий. Конечно, есть некоторые художественные моменты, которые могут смущать историков, но мы знаем, что история пишется людьми и есть разные интерпретации, к тому же многие детали попросту неизвестны. Поэтому в фильме вполне допустимы какие-то авторские трактовки, это же художественное произведение.

К слабым сторонам фильма можно отнести некоторые психологические моменты, мотивировку действий героев. Например, убийство хана братом, публичное, прилюдное, мне кажется недостаточно обоснованным и художественно оправданным. На мой взгляд, надо было бы психологически объяснить, почему все окружающие воспринимают это с таким спокойствием, как само собой разумеющееся действие. Тем не менее, в этом фильме масса других художественных сильных сторон. Сама метафора: Русь с её порой татарскими нравами, с её жаждой зрелищ, готовностью примкнуть к победителю, явлениями, которые напоминают о пословице «Grattez le Russe et trouvez le Tartare» («потри русского и найдешь татарина»). В целом, я думаю, что каждый зритель найдет в этом фильме для себя почву для размышлений о цене человеческой жизни, о том, что такое подвиг, жертва и любовь. Это поможет ему для понимания исторического процесса того, что происходило на Руси, что происходило в Церкви, как формировалась наша история и русское самосознание.

Авторы смогли рассказать о святом художественно убедительно, так что его переживания понятны и человеку, далекому от Церкви. Конечно, фильм может кому-то не понравиться, но равнодушным он точно никого не оставит.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. «Раскрутка» Черной легенды кому-то зело нужна...

Очередной пример зело усилившейся и щедро финансируемой «раскрутки» Черной легенды – кому-то очень нужно, чтобы схватились друг с другом два стратегических этноса Евразии – русские и татары. Посему как отличное противоядие от одурманивания и натравливания русских и татар друг против друга подобными поделками, воспроизводящими пропагандистские прозападные вымыслы курса официальной истории времен романо-германского ига, я предлагаю читать труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева и максимально популяризировать их содержание. В его книгах и статьях замечательное исследование, вернее, даже расследование того, как от нас была сокрыта наша подлинная история и кто, как и для чего оклеветали наших предков-ордынцев - как русских, так и татар. Тут хорошие статьи по содержанию книг Г. Еникеева: “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/ и "Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно": http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары Хорошо, что книгу Г.Еникеева "Корона ордынской империи" издали снова - я издание 2007 г. так и не успел купить, брал почитать у знакомых. Я давно ждал и искал подобные книги - ведь кто-то должен был продолжать дело Л.Н. Гумилева и идти по руслу, пробитому им во мгле Черной легенды, которой покрыта наша подлинная история. Я имею в виду как историю русских, так и татар и остальных наших соотечественников по Евразии, которая, как отмечал Л.Н. Гумилев, "называлась Татарией в трудах европейских географов до XVIII в." Вот, наконец, появились такие труды в виде книг Г.Р. Еникеева "Корона ордынской империи", "По следам черной легенды", "Великая Орда: друзья, враги и наследники", "Наследие татар". Примечательно то, что первая книга Г. Еникеева "Корона ордынской империи" вышла в 2007 г. в серии "Тайна Льва Гумилева" - это название серии тоже под стать содержанию данной книги. Многое, что вынужденно не договаривал Л.Н. Гумилев под надзором совцензуры, написано в этих книгах. Такое впечатление, что автор знавал Л.Н. Гумилева лично. Стоит сказать, что книги Г.Р. Еникеева сочетают в себе достоинства научной монографии на степень не менее чем доктора наук. К тому же в них результаты многолетнего исследования излагаются живым и интересным языком, именно в стиле Л.Н. Гумилева. Да и по легкости усвоения материала и по уровню удовольствия, которое получаешь при чтении этих книг - они также обладают качествами отменного и занимательного детектива. Оно ведь так и есть - расследование и разоблачение нагромождений лжи и сокрытий фактов в нашей Историографии поинтереснее любого детектива, и это все наглядно представлено в книгах Г.Р. Еникеева. Главы из книг Г. Еникеева можно прочитать на сайте "Татары Евразии (подлинная история)": http://tartareurasia.ucoz.com/ Там же можно найти и статьи Г. Еникеева и тексты его выступлений на научных конференциях.

ГлебМ / 30.09.2012