itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Протоиерей Михаил Васильев: «Не для хождения на совещания мы идем в воинские коллективы»

Военный священник о жалобах Министерства обороны на нехватку подходящих для армии священников

0
1252
Время на чтение 6 минут
Укомплектованность Российской армии военными священниками составляет сейчас всего 10% от штатного расписания – 24 священника от 224 по штату, сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель Минобороны. «В настоящее время из 224 штатных должностей военных священников заняты только 24, и это связано, в первую очередь, с тем, что не все предлагаемые Церковью кандидаты отвечают высоким требованиям, которые предъявляет Российская армия», - сказал собеседник агентства.

Он напомнил, что директива начальника Генштаба о введении в Российской армии должностей военных священников была издана еще в 2009 году. Военный священник должен прослужить в армии не менее пяти лет, иметь высшее образование, иметь хорошую физическую подготовку, готовность к смене места службы и так далее.

По словам представителя Минобороны, сейчас священники занимают соответствующие должности, в основном, в Ракетных войсках стратегического назначения, войсках Воздушно-космической обороны и подразделениях Южного военного округа.

Прокомментировать данные Минобороны мы попросили руководителя сектора Воздушно-десантных войск Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
протоиерея Михаила Васильева.

В настоящее время в Министерстве обороны находятся документы примерно на сто кандидатов, отобранных непосредственно в епархиях для служения в воинских коллективах. Они не рассматриваются по существу, с ними не проводится собеседования. Всё бездействует, поэтому говорить о том, что Русская Православная Церковь не занимается этим, будет, как минимум, не честно.

Что касается соцпакета и денежного довольствия для военных священнослужителей, то, несмотря на неоднократные указания Президента и заявления министра обороны о том, что жалование должно коррелироваться с жалованием помощника командира по работе с личным составом, то пока, к сожалению, этого нет. Базовое жалование священника составляет 10-12 тысяч рублей в месяц, а с некоторыми надбавками (климатическими, за сложность, которые есть не везде) будет составлять 15-20 тысяч рублей. Но это в регионах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, а в средней полосе России эта сумма будет меньше. И конечно, немногие священники способны жить на такое жалование, не имея никаких других источников содержания и находясь в воинском коллективе 7 дней в неделю. Как правило, у священников многодетные семьи, а такое жалование даже просто физически не дает возможность прокормить семью. Священнику к тому же не предоставляется ни жилье, ни средства для его найма жилья и даже не оплачивается переезд к месту службы.

Кроме того, мешает большое количество самых разных начальников. Это командир части, помощником которого священник и является, а, кроме того, все находящиеся над ним чиновники управления по работе с верующими военнослужащими, это вчерашние замполиты, которые полюбили рассылать циркуляры и различные требования и анкеты священникам на местах. За последние полгода они умудрились трижды провести сборы, имея 26 штатных священников и одного муллу, назначенных за три года в Российской армии. Сборы по 7-10 дней провели в Ростове, Москве и Петербурге, отрывая священников от их непосредственного служения. Священникам рассказывают, как надо делать ватно-марлевую повязку и прочее. Конечно, сборы необходимы, но делать это надо не отрывая священников во время праздников, как это было крайний раз во время Вознесения Господня и Дня памяти святителя Николая. Можно многому научиться непосредственно в части, где они служат. На месте можно научиться надевать противогаз и посмотреть, как открывается дверь в БТРе, все особенности службы можно увидеть в части и большинство священников это все уже знают. На сегодняшний день практически все священники - это люди с большим опытом внештатного окормления военнослужащих. И если не убрать «прокладку между рулем и сиденьем», которой, по сути, является управление по работе с верующими военнослужащими, то ситуация, к сожалению, останется такой же плохой.

К тому же вчерашние замполиты учат батюшек, как им окормлять военнослужащих! С нашим Синодальном отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями свою деятельность названное управление никак не координирует, даже на сборы нас не приглашают. Это странно, но факт. Они решили, что сами могут стать звеном управления над православным духовенством, рассылают циркуляры, которые далеко стоят от традиций пастырского служения в воинских коллективах. Поэтому сотни священников, которые внештатно продолжают трудиться в воинских коллективах, и я в том числе, не пойдут на штатные должности. Слишком много начальников. Любой, уважающий себя пастырь, оставаясь верным послушанию священноначалию, не захочет добавлять множество светских начальников из фактического аналога советского комитета по делам религий, которые будут ему указывать, что и как делать.

Не для хождения на совещания мы идем в воинские коллективы, не для бумажной работы и формализованных мероприятий, мы не хотим потерять связь с живыми людьми и их нуждами, как это недавно произошло с институтом офицеров-воспитателей, которых, к тому же бездумно сократили в последние годы. Вместо того, чтобы исправлять ситуацию, сокращение воспитательного звена её только ухудшило. Сократили очень многих умных специалистов-психологов, специалистов по работе с семьями, опытных людей, каких я многократно встречал в ходе своих командировок в войска. Они были вынуждены уволиться. Сейчас воспитательной работой в войсках занимаются, как правило, совсем другие люди, многие из которых, к сожалению, не имеют даже базового профильного образования. И это большая проблема. Например, в армии Польши сохранили институт воспитателей, назвав его по другому, и добавили к нему институт священников. Есть примеры организации такой работы и в других армиях. В Бундесвере также работа священнослужителей активно включена в формат жизнедеятельности войск.

Мы не драматизируем ситуацию, считаем, что очень важен сам факт принятия решения о работе священников в армии. Сейчас дело за малым, надо чтобы к этому процессу подключились умные люди, которых достаточно в Министерстве обороны, в администрации Президента, в Совете безопасности. Чтобы задумались о том, что необходимо трудиться над этой проблемой, потому что фактически назначения уже несколько месяцев не совершаются, никто не рассматривает кандидатуры пастырей, не ведет важную и кропотливую работу по отбору, которая обязательно должна предшествовать назначению священников. Я могу сказать, что у меня только в ВДВ трудятся 10 священников, которые совершают с личным составом все форматы деятельности от Литургии до парашютных прыжков. Мы сами проводим сборы, в том числе по воздушно-десантной подготовке. Мы даже разрабатываем походную утварь, делаем это все на свои средства, на средства благотворителей. Мы создали образцы мобильных алтарей, ездим на военные учения. Окормляем военнослужащих как должно, только в этом году больше 7000 военнослужащих ВДВ причастились на полевых литургиях. Много это или мало? Только за последние две недели священники совершили десять парашютных прыжков, благословляя на первый прыжок молодое пополнение.

Ни один из этих священников не состоит в штате воинской части и не пойдет в штат, потому что сделано всё без ума. По штату положен один священник на дивизию. В ВДВ соединение - это дивизия четырехполкового состава. Расстояние между полками до 600 километров. Как в такой ситуации один штатный священник может реально работать с дивизией ВДВ? Если полки разбросаны, один из них в Ставрополе, а другой в Новороссийске, а штатная должность только одна, то зачем нормальный священник на неё пойдет? Как он будет работать, окормляя дивизию? Это просто невозможно. А дивизия РВСН численностью 5-6 тысяч человек? Как священнику всё охватить? Это просто не реально. Если на областную больницу поставить одного врача, то сможет ли он победить смертность или эффективно оказывать помощь всем нуждающимся?

Надо же реально к этому подходить, учитывать международный опыт. Во всех НАТОвских армиях один капеллан на батальон, значит на бригаду их 3-4. Один раввин на 150-180 военнослужащих в израильской армии. В арабских странах штатный мулла в каждом взводе, т.е. на роту их четыре. В советской армии был традиционный формат – один замполит на роту, это 80-120 военнослужащих. Как реально может быть один священник на бригаду, если это 4000 человек? Нельзя объять необъятное. Надо же быть на полигоне, в полевом лагере и на пункте постоянного базирования, где находится значительная часть личного состава - как это возможно одновременно совместить? Совершенно непродуманная система.

Министерство обороны заявило, но мало, что сделало для создания механизма реализации конституционного права военнослужащего на свободу вероисповедания. Мы готовы к работе, ждем ответных действий. К сожалению, рабочая группа, созданная представителями традиционных религий и Министерством обороны, уже около двух лет не собиралась ни разу. Уже сменилось несколько руководителей в министерском отделе по работе с личным составом, а «воз и ныне там».

Мы готовы к работе, надеемся, что будет что-то меняться. У нас достаточно пастырей, готовых к работе в воинских коллективах, но они не могут оставить приходскую нагрузку, если не будут созданы условия. В том и смысл штатного армейского духовенства, чтобы Министерство обороны смогло их содержать с семьями, предоставило жилье и реальные условия, чтобы трудиться. Мы будем это делать, если это будет мотивировано реальными условиями и здравым смыслом. Мы просим сделать формат, когда один священник приходился хотя бы на 1000 военнослужащих. Мы не сможем влить на негативную ситуацию в армии, на попытки суицида, дедовщину, если не работать индивидуально. Один священник на 4-5 тысяч военных не улучшит ситуацию. Это, к сожалению, не возможно. Кто-то хочет мероприятий, а труд пастыря это, прежде всего, индивидуальная кропотливая работа. Нельзя строем водить на молитву.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Да здравствует!!!

Да здравствует просветитель Китая и охранитель православия товарищ Путин!!! Больше хвалебных статей на РНЛ в честь ВВП и его сатрапа табуреткина!!! Правильной дорогой идете, товарищи!!! В ВТО без армии и флота. Ура!!!
Борис Утробин / 22.06.2012, 21:32

1. Наконец-то мы услышали компетентное мнение

От всей души благодарю протоиерея Димитрия Василенкова за эту статью. Не встречал до сих пор более открытого и ясного объяснения той непонятной ситуации, которая сложилась с введением военного духовенства. Отца Димитрия знаю лично: у него за плечами больше десятка командировок на Кавказ, участие в бою под Элистанжи в 2009 году и орден Мужества за этот бой. Он точно знает проблему не понаслышке и открыто называет причины, почему нужное дело застопорилось. Но не уверен, что его услышат те, от кого зависит решение проблемы. Бумажки, бумажки, бумажки... Вот их мерило успеха. И это уже я сам знаю не понаслышке.
Сергей Галицкий / 22.06.2012, 09:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Васильев
Документ сырой, непроработанный и нуждающийся в правке
Протоиерей Михаил Васильев о проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»
20.02.2020
Долой ура-патриотизм и агитационное давление
Протоиерей Михаил Васильев о трех способах заставить человека приносить пользу Отечеству
17.05.2016
Воины от Бога
В 2011 году в штатной численности Минобороны появятся 240 военных священников
15.09.2011
Протоиерей Михаил Васильев: История нашего Отечества неразрывно связана с ВДВ
Завтра Воздушно-десантные войска России отмечают свой профессиональный праздник
01.08.2011
«Отмена этого праздника будет оскорблением многих наших прихожан»
По словам протоиерея Михаила Васильева, 23 февраля – это день, дающий возможность выказать свою любовь к тем, кто связал свою судьбу со службой Отечеству
23.02.2011
Все статьи Священник Михаил Васильев
Последние комментарии