А между тем 4 марта пройдёт обычным воскресным днём, за ним будет 5 марта (день кончины генералиссимуса) и всё это будут дни Великого поста. В воскресенье кто пойдёт голосовать, кто по привычке останется верным своему нейтралитету (или безразличию, или по осознанию предсказуемости результата). Думается только одно - результат голосования вряд ли будет иметь судьбоносное значение. Гипотетически можем представить успех самого неуспешного кандидата и это, тем не менее не сможет качественно изменить вектор нашего движения.
Наша великая страна не готова к решительным переменам, не готова к решительному смену курса. Отечество наше можно уподобить боевому кораблю, потрёпанному штормами и повреждённому в боях. Под пробоины в борту заведены заплаты из матросских коек, половина артиллерии не действует, компас сбит и колосники в топках давно не чищены и давление пара упало. Допустима ли такому кораблю резкая эволюция (поворот)? Нет, не допустима. При резком повороте неизбежен крен и при недостаточной остойчивости корабля возможно опрокидывание. И уж ежели корабль начнёт валиться, то его уже не остановить. И даже шлюпки уцелевшие за борт не спустить. И потянет в пучину морскую сей исполин грешников и праведных, начальников и подчинённых, левых и правых.
В двенадцатый год третьего тысячелетия от Рождества Христова мы вступаем с неподъёмным грузом нерешённых проблем. Перечислять всё то, что надо сделать сейчас неуместно, это не тема для празднословия. Гораздо легче было бы сказать, чего делать не надо. Но и это пока опустим. Главная наша задача - Россию великую не потерять. А она действительно была великой. Не только территорией. Великой она была духом своим и любовью ко Господу. Велика была своим служением Господу. Никогда не знавший материального достатка русский крестьянин строил храм Божий такой изумительной неземной красоты, который под силу построить можно было лишь при помощи Благодати Божией. Нет, он не строил просто помещение для молитвы, просто молельную комнату. В хате у каждого было семеро по лавкам, хлебушка не хватало даже до весны, но сбережённая копеечка с радостью приносилась крестьянином в храм.
Думается, что надо постепенно отходить от сложившейся привычки безответственности. Безответственности к семье, безответственности к работе, безответственности к судьбе Отечества. Велик соблазн возложить всё на одного человека, а потом понукать им, а потом валить на него всю вину за свои же промашки и огрехи. Лишь бы только не на себя. В идеале хотелось бы такого государства, в котором власть заботится о народе, а народ помогает власти в управлении государством. Как достичь такой гармонии? Не маниловщина ли всё это? Нет, это один из возможных векторов развития. Никто за нас наше Отечество опять великим не сделает. Так что меняться надо нам всем, ну а уж, особенно, власти. Не персоналиями - а взглядом на своё место и своё служение. Служение народу!
Россия велика и своей литературой. Великий Николай Васильевич Гоголь в повести «Тарас Бульба» как будто для нас и писал: «Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».
Пора.
Евгений Литвинов, Москва