«История блудной женщины, экзальтированной, нервной, легкомысленной к долгу и нравственному закону,
ищущей рабски поклониться чему-то великому и где-то на чужбине - это история нашей русской интеллигенции».
Священномученик Иоанн Восторгов.
Продолжим разговор о русской интеллигенции. Отзывы читателей на две мои предыдущие статьи «Белка в колесе» и «Дырявые мехи истории» показывают, что данная тема весьма актуальна и повышенный интерес к ней не случаен.
Отзывы оппонентов меня разочаровали полным отсутствием серьезной аргументации. У моих критиков всё, к сожалению, свелось к раздраженным, на грани хамства, репликам, либо к обвинениям меня в оскорблении великого прилагательного «русский». В очередной раз русская интеллигенция подтвердила свою несостоятельность. Между тем, употребляя термин «русская интеллигенция» я исходил из того, что в исторической науке и в историософии данный термин уже давно является рабочим и не содержит в себе ничего оскорбительного по отношению к понятиям «русскость» и «русский народ». Тем более, сколько уже статей в защиту русского народа и русскости написано автором этих строк. Своим оппонентам я посоветовал бы глубже изучить проблему, прежде чем высокомерно и грубо отвечать, тогда они узнали бы как отзывались о русской интеллигенции Константин Николаевич Леонтьев, Федор Михайлович Достоевский или авторы знаменитого сборника «Вехи», которые в своё время являлись непререкаемыми авторитетами для русского интеллигентского общества. Я уже не говорю о подвижниках благочестия и святых, таких как святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Николай Японский, священномученик Иоанн Восторгов и многие другие.
Прежде всего, я хотел бы заострить внимание читателя на сборнике «Вехи», который был опубликован в 1909 году и назывался «Вехи. (Сборник статей о русской интеллигенции)», т.е. сами составители и авторы этой знаменитой книги точно обозначили объект своего исследования – русская интеллигенция, а не российская или ещё какая-нибудь. Это естественно, поскольку, интеллигенция действительно явление, свойственное исключительно русской жизни. На Западе нет понятия «интеллигенция» и нет такого сословия. Там есть понятие «интеллектуал». Формировалась русская интеллигенция не столько как культурная сила, сколько как идеологическая, всегда направленная против русской государственности и официальной Церкви. Кружковщина, отщепенство, партийность, противопоставление себя народу и православной традиции – вот родимые пятна русской интеллигенции. Достоевский писал в этой связи: «Интеллигенция наша замкнулась от России в своем чухонском болоте». Не правда ли, дорогие читатели, что слово «болото» у Достоевского звучит как пророчество о наших нынешних оранжевых интеллигентских митингах на Болотной площади?
По этническому составу русская интеллигенция весьма пестра, но все-таки половина в ней и даже больше – это русские. Вторую половину составляют евреи, татары и другие национальности, а также смешанный этнический элемент. Если вы рассмотрите этнический состав террористов конца XIX – начала XX веков в России, то легко убедитесь, что русские там доминируют. И в наше время организаторами и исполнителями двух известных терактов были русские студенты. В 2006 году взрыв на Черкизовском рынке был организован и осуществлен студентами Николаем Королевым, Олегом Костаревым, Валерием Жуковцевым и Ильей Тихомировым. А одним из организаторов подрыва Невского экспресса в 2009 году был молодой человек по прозвищу Саид Бурятский, урожденный Александр Тихомиров. Отец Александра – бурят, а мать – русская. Попутно хочу обратить внимание на таинственное совпадение фамилии Тихомиров в обоих терактах. Складывается впечатление, что враг рода человеческого хочет отомстить известному русскому православному мыслителю и традиционалисту конца XIX – начала XX веков Льву Александровичу Тихомирову за его полный разрыв с революционерами-террористами. Кстати, перу Льва Тихомирова принадлежат многие страницы в его трудах, где он развенчивает духовно-нравственные и идейные пороки русской интеллигенции. Об этом подробно написал в своей недавней статье иерей Сергий Карамышев.
А кто такой был наш гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, который, как никто другой, своей публицистикой питал русский нигилизм? Может быть и его назовем нерусским? К великому сожалению, в своей публицистике Лев Толстой оказался заурядным, но очень опасным диссидентствующим русским интеллигентом, которого философ Николай Бердяев считал одним из «духов русской революции». Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «К кому нам идти? - спрашивают современные интеллигенты. - К Толстому, к Толстому пойдем. И идут к нынешнему идолу Толстому». И сегодня русские интеллигенты в своей ненависти к российской державности и государственности, а также к официальной Церкви, продолжают оставаться толстовцами.
А Александр Солженицын, тоже вроде бы этнический русский, разве не типичный толстовец в своей маниакальной борьбе с имперской русской идеей? Я уже не говорю про Андрея Сахарова, великого русского ученого и одновременно воинствующего русского интеллигента, сделавшего огромный вклад в разрушение великого советского государства. А если мы рассмотрим творчество Достоевского под углом зрения обсуждаемой темы, то увидим, что все его величайшие романы во многом раскрывают нам сущность именно русской интеллигенции и связанной с ней деградирующей русской аристократии. Кто такой Раскольников? Русский студент-интеллигент. Кто такой Иван Карамазов? Дворянин-интеллигент, типичный отщепенец, отказавшийся от Бога и своего народа. А Смердяков, разве он не образ окончательного вырождения русского дворянина-интеллигента в лакея? И только Алеша Карамазов пытается перестать быть отщепенцем-интеллигентом, обнимая и целуя землю, тем самым, сливаясь с русским народом, который эта земля олицетворяет. Роман Достоевского «Бесы» вообще полностью посвящен русской интеллигенции. В нем эта интеллигенция представлена и русским Петенькой Верховенским, и евреем Лямшиным, и русским аристократом-извращенцем Ставрогиным. А как удивительно точен в романе образ типичного русского интеллигента Шатова, вечно шатающегося между верой и сомнением, и никак не могущего сказать, что он верит в Бога. Может быть, мои оппоненты и Достоевского обвинят в русофобии, а заодно и Тургенева за его Базарова?
Бесспорно, конечно, что и другие этнические элементы среди русской интеллигенции играли очень большую роль, особенно потомки Шейлока и предки Троцкого. Отрицать одну из решающих ролей евреев в революционном процессе в России было бы совершенно необъективно, но и преувеличивать её до абсолютных размеров, как того хотят некоторые ревнители русскости, тоже нет никаких оснований. Здесь можно говорить о сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Важнее осознать, что постепенно в России выработался некий общий тип интеллигента, не сводимый однозначно ни к одному из этнических элементов. Вот именно это, я полагаю, имел в виду академик Игорь Шафаревич, вводя свой термин «малый народ».
Но вернемся к сборнику «Вехи». Обращает на себя внимание, что коллектив авторов сборника (Н.А.Бердяев, М.О.Гершензон, С.Н.Булгаков, Б.А.Кистяковский, П.Б.Струве, С.Л.Франк, А.С.Изгоев) представлен русскими и евреями практически поровну, но все они выражают очень схожую точку зрения на явление, называемое «русской интеллигенцией». Главная общая мысль авторов сборника – русская интеллигенция утратила целостность своей личности, стала кружковой, отщепенской, антинародной, оторвалась от Бога и от своей земли. Свою главную задачу авторы «Вех» видят в том, чтобы указать русской интеллигенции путь (вехи), возвращающий её к истинной вере во Христа и к своему народу. Авторы выражают надежду на то, что, пройдя через огненный опыт революции 1905 года, русская интеллигенция преодолеет свою «интеллигентщину» и вырастет в подлинную русскую соборную личность.
И вот теперь мы можем ответить на вопрос: что изменилось в русской интеллигенции более чем за столетний срок? С 1909 года, когда был опубликован сборник «Вехи». Мы можем понять теперь, насколько русская интеллигенция оправдала или не оправдала надежды авторов сборника. На мой взгляд, в своей сущности и стереотипах поведения русская интеллигенция не изменилась. Непрошибаемым остался её нигилизм относительно российской государственности. Николай Бердяев в «Вехах» пишет: «Основное моральное суждение интеллигенции укладывается в формулу: "Долой истину!", если она стоит на пути заветного клича "Долой самодержавие!". Каких только блюд не подают голодной русской интеллигенции, и всё она приемлет, всем питается в надежде, что будет побеждено зло самодержавия, и будет освобожден народ». А что мы сегодня слышим от лидеров «оранжевой» русской интеллигенции? Тот же заветный клич. Например, бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров вопит: «Мы должны сломать хребет самодержавию!». На субботнем болотном митинге Илья Яшин восклицает: «Долой самодержавие!». То же самое повторяют Жириновский и все националисты. Удивительно все-таки, ведь никакого самодержавия в России давно, казалось бы, нет. Я бы не удивился, если бы Каспаров орал: «Долой тиранию!», «Долой деспотию!», но они орут именно «Долой самодержавие!». Почему? Да потому, что никакой тирании нет, а возможность для возрождения традиционной русской имперской самодержавности появилась.
Видите, ничего не поменялось за столетие – те же лица, те же слова, та же ненависть к своей Родине и истории. Некоторые представители «малого народа» лукаво пытаются обойти термин «русская интеллигенция», точнее, пытаются найти ему синоним. Например, известный публицист Станислав Белковский пишет в «МК»: «Все-таки главная движущая сила протестов – русские образованные горожане (РОГа)». Аббревиатуру «РОГа», означающую, по сути, русскую интеллигенцию, придумал сам Белковский. Я не знаю, что он хотел этим сказать, но мы вправе интерпретировать это так: рога бывают у баранов, которых ведут на бойню, и у бесов, увлекающих людей в бездну. Интересно, в какой роли видит себя сам Белковский, может в обеих сразу? Кто-то спросит: а зачем Вы столько времени уделяете сегодня теме русской интеллигенции? Пусть на этот вопрос ответит один из главных авторов сборника «Вехи» Сергий Булгаков: «Вот почему для патриота, любящего свой народ и болеющего нуждами русской государственности, нет сейчас более захватывающей темы для размышлений, как о природе русской интеллигенции».
Вчера, по Первому каналу ТВ транслировали авторскую программу «У Гордона», посвященную прошедшим в субботу митингам на Поклонной горе и Болотной площади. Один из оранжевых болотных интеллигентов, которые и здесь продолжали проклинать самодержавие, известный шоумен Артемий Троицкий сказал, что он не политик, но занимается политикой, так как любит приключения. Я вспомнил пророческие слова Достоевского о взаимоотношениях русской интеллигенции и русского народа: «Предвидится в будущем неминуемое и опасное столкновение», а также я вспомнил слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога и себя боготворящей».
Господа троицкие, белковские, каспаровы и другие, смотрите, как бы вам не найти в ближайшее время большие приключения на свою… голову.
P.S. Я уверен, что обсуждение проблемы русской интеллигенции продолжится. Своих сторонников и оппонентов я призываю не отделываться лишь короткими отзывами, а присылать на РНЛ свои статьи. Может быть, из этого материала впоследствии сложится сборник «Вехи-2».
Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках
27. Re: Что изменилось за столетие?
26. 14. Священник Александр Шумский
25. О. Александру Шумскому
24. Опечатка
23. Re: Что изменилось за столетие?
22. да ничего!
21. Ответ на 18., Татьяна Федоровна:
20. 1. Георгий Г
19. Что изменилось за столетие?
18. Re: Что изменилось за столетие?