Об ошибках Владимира Семенко

Заметки на полях статьи «У бездны на краю»

0
5045
Время на чтение 8 минут
Внимательные читатели наверняка обратили внимание на мою полемику с идеями В.П.Семенко, предложенными им в статье «Альтернатива», которую сам автор назвал ни много ни мало манифестом православного патриотизма. В своем комментарии «Есть ли третий путь»  я не назвал имен моих оппонентов, но многие поняли, о ком идет речь. Впрочем, сам В.П.Семенко на форуме РНЛ своими репликами, мягко говоря, не всегда корректными в мой адрес, тоже дал ясно понять, с кем он ведет полемику.

И вот теперь В.Семенко прислал свой прямой ответ на мою критику и критику А.Киселева, лично мне неизвестного автора, который совершенно независимо прислал свой текст в редакцию, хотя Владимир Петрович почему-то посчитал, что я веду кампанию против него. Поскольку я обещал Семенко опубликовать его статью, читатель может познакомиться с ее содержанием. Однако, я посчитал, что нельзя его ответ оставить совсем без комментария. У меня, к сожалению, нет времени писать обстоятельные возражения, да простит меня уважаемый Владимир Петрович, поэтому я решил написать в жанре «заметки на полях».

Я, разумеется, не собираюсь касаться личных отношений с автором, объясняться кто кому нахамил и проч., - это мало кому интересно. Но взгляды, которые В.П.Семенко, пытается высказывать от имени православных патриотов, мне представляются ошибочными теоретически и вредными политически. Поэтому не могу промолчать.

Уже в самой постановке проблемы автор допускает серьезную ошибку, которая и приводит его далее к совершенно некорректным выводам. Он утверждает, что в митинговой активности нескольких десятков тысяч москвичей и нескольких тысяч жителей других мегаполисов «прорывается наружу социальная энергия народа, которая так называемой "властью" (правильнее говоря – политическим режимом) все эти годы старательно загонялась в песок»; что «на митинги выходят наиболее активные представители самых разных общественных групп». По моим наблюдениям, на митинги выходят в основном три категории населения: молодежь, бизнесмены и «офисный планктон», т.е. сотрудники крупных корпораций, т.е. те, кто не помнит ужаса 90-х, - они либо были совсем маленькими в те годы, либо уже разбогатели, и для них 90-е годы не были временем ужаса. И главное, - это люди, которые привыкли к западным стандартам и хотят, чтобы в России было так, как в Европе. Называть эти категории народом можно ровно с таким же основанием, как и тех, кто в феврале 1917 года принимал участие в демонстрациях в Петрограде. Это – конечно тоже часть народа, но часть очень малая и весьма специфическая. И если делать выводы только на основании их понимания нынешней ситуации, мы не уйдем далеко от феврализма 17-го года.

Первый раздел статьи В.П.Семенко посвящен критике путинизма, и тут можно со многим согласиться. Действительно, после прихода В.В.Путина к власти у общества были завышенные ожидания, обществу хотелось социально-политического чуда, причем, немедленно. Однако попытки показать, что Путин виртуальный, Путин наших надежд и ожиданий решительно отличается от подлинного Путина вряд ли можно назвать серьезными, ибо изображая подлинного Путина, автор оперирует вырванными из контекста словами и высказываниями. Это уже, простите, не аналитика, а публицистика в ее худшем виде. Конечно, Путин меняется вместе с системой, как говорили в советские времена, «колеблется вместе с линией партии», но это вполне естественно, ибо Путин политик, а политика – искусство возможного. Конечно, нам бы хотелось увидеть в Путине равноапостольных Константина или Владимира, но мы-то, как народ, заслужили ли правителя, который был бы лучше нас, лучше народа?

Во втором разделе Владимир Петрович, хочет объяснить нам как не надо и как надо патриотам относиться к Путину. И в частности критикуя тех, кто ждет, что Путин восстановит Третий Рим, приводит как негативный пример статью Василия Бидолаха «Владимир Путин идет путем Константина Великого». Для опровержения тезисов Бидолаха Семенко приводит слова Путина во время декабрьского четырехчасового общения с народом. Однако, на мой взгляд, в статье Бидолаха речь идет не о том, что Путин – «наш Константин Великий», а о векторе движения, который открывает перед Путиным возможность воспользоваться опытом Равноапостольного Константина. Ну а аргумент, что общаясь с народом, Путин начисто опровергает наши ожидания, как-то неловко читать у автора, который претендует на гордое имя аналитика. Сталин, к примеру, до конца жизни свою политику описывал исключительно в терминах марксизма-ленинизма, при этом всем было понятно, что в реальной политике он так далеко отошел от базовых идей марксизма-ленинизма, что по сути стал контрреволюционером (что справедливо отметил Троцкий). В.П.Семенко, похоже, не понимает или не желает понимать, что важнее слов политика его действия.

Владимира Петровича, видимо, задело, что его упрекнули в «бунтарских» настроениях. И он решил опровергнуть это обвинение весьма оригинальным способом, мол, призывая создать «патриотическое болото», он только реализует свое основное конституционное право. Более того он даже упрекает нас в том, что мы, называя себя государственниками, «склонны не уважать Конституцию собственного государства». Мол, какие же мы после этого государственники! Забавный аргумент.

Государственники (или, если угодно, державники, имперцы), к каковым я и себя отношу, видят свою задачу, уважаемый Владимир Петрович, в укреплении государства, а не в следовании нынешней Конституции. Странно, что Вы этого не понимаете. Мне никогда в голову не придет бороться за свои конституционные права. Вообще, понятие конституционные права – это из лексикона либералов, и странно слышать его от того, кто позиционирует себя как православного патриота.

Решив, что Конституции для нас, твердолобых, недостаточно, автор решил еще пригрозить нам «Основами социальной концепции РПЦ», утверждая, что документ сей является «обязательным к исполнению всеми членами нашей святой Матери-Церкви». Сильный аргумент, особенно в такой стилистике! И приводит автор в подкрепление своей мысли самый спорный пункт Социальной концепции, вызвавший при ее принятии много споров, - о праве Священноначалия, если государство будет принуждать верующих к отступлению от Христа, «призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Насколько нам известно, Владимир Петрович участвовал в подготовке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (может именно он и предложил этот пункт в итоговую версию документа?). Однако это не является достаточным основанием, чтобы всерьез воспринимать этот аргумент. С каких это пор Социальная концепция стала обязательной к исполнению верующими? Разве она является чем-то незыблемым, неизменным? Разве концепция – это догматы или каноны? Конечно, это соборное решение, но оно вполне может быть изменено. Тем паче, когда речь идет о самом спорном, самом политизированном положении Концепции.

Нельзя принять в качестве серьезного аргумента пассаж с принятием Закона «Об охране здоровья граждан». Плохие законы принимались и тогда, когда Царь был на Троне, но никому из верноподданных не приходило в голову помогать либералам бороться с властью. Что делать, патетически вопрошает Владимир Петрович? Очень даже понятно что делать, - стремиться к отмене неприемлемых для православной совести и опасных для народа статей закона, которые, кстати, можно и не выполнять (каково отношение русского народа к законам, известно). К примеру, если ты врач и нормы закона противоречат твоей христианской совести, никто не заставит тебя поощрять суррогатное материнство. Словом, даже принятие этого сомнительного Закона не является достаточным основанием для организации «патриотического болота».

Что же касается возражений Владимира Петровича против моих аналогий, то они кажутся мне совсем несерьезными. Я вообще-то сравнивал не объем и полномочия власти Царя-Мученика Николая II, Сталина и Путина, а ситуацию, которая сложилась в стране в то время. Почему некорректно использование метода аналогии в данном случае? Я увидел в нашей истории похожие на нынешнюю политические ситуации и предложил на примере действий национального лидера, элиты и народа рассмотреть возможные сценарии для нынешнего времени.

Но все это мелочи в сравнении с концовкой статьи, которая показывает, что наши расхождения с В.П.Семенко носят действительно фундаментальный характер, о чем сам автор написал мне в письме. Во избежание претензий стоит процитировать слова нашего оппонента полностью: «Единомышленники же коллеги Степанова больше всего на свете мечтают быть не гражданами, а подданными, подменяя трезвое видение и понимание реальности мечтой о «государе», который за нас решит, наконец, все проблемы. Эту боязнь гражданской ответственности, ответственного и трезвого социального действия (которую, чтобы дискредитировать нашу мысль, называют призывом к «бунту») я, в свою очередь, позволю себе именовать «комплексом парторга». <…>

Именно он, рабский «комплекс парторга», не дающий ныне сформироваться «третьей силе» (чего, кстати, до смерти боится и нынешний Кремль и «оранжевые» либералы) лежит в основе многих комплексов наших нынешних православных патриотов, в основе их плохо скрываемой (а иногда и эпатажно демонстрируемой) любви к тирании. Ибо из сонма великих деятелей русской и мировой истории лишь трое у них на уме: Иван Грозный, Петр I, ну и, конечно, Сталин».

Так и хочется сказать, перефразируя слова классика: «Диссидентское прошлое Семенко – не было случайностью». Ну скажите на милость, какое отношение имеет к православному патриотизму идея гражданского общества?! Действительно для нас идеалом отношения между властью и народом является подданство, а не гражданское общество. Мы не мечтаем быть достойными гражданами, как мечтают европейцы, мы мечтаем быть верными подданными.

Оказывается любовь к первому Русскому Царю Иоанну Грозному и первому русскому Императору Петру Великому – это проявление «рабского комплекса парторга»! Браво, Владимир Петрович. Этими словами Вы выдали себя с головой. К сожалению, Ваши историософские взгляды к православно-патриотическому мировоззрению имеют очень малое отношение. Христианская демократия – вот Ваш идеал. А у нас на уме, действительно, не христианское гражданское общество по образу консервативных стран Европы, великие русские Государи, которые решали схожие с сегодняшними проблемы.

Ну а последний раздел статьи В.П.Семенко просто «великолепен». И как «умно» называется «Проблема трансцендирования. Бездна и Путин». И слова какие при обличении «агрессивно-послушного меньшинства» автор использует: «трансцензус», «метанойя»… Но за этими умными словами – пустота. Это как же нужно исказить сам дух Православия, чтобы договориться до того, что выход людей на улицу – это и есть «метанойя», покаяние?! Эти покаянные лица мы видели на Болотной и на Сахарова! Заигрался уважаемый Владимир Петрович со словами, заигрался. Эдак, ища бездну рядом с Путиным, можно и не заметить, как сам в нее угодишь. И при этом много и красиво говорить о православном патриотизме, трансцензусе и метанойе.

Ну, а тезис о том, что «бурлящая, ищущая и жаждущая Большого Дела Россия ушла с диссидентских кухонь – и вышла на площадь» меня и вовсе умилил. Либо на четверть века опоздал Владимир Петрович с такой риторикой. Либо знает места в нашем Отечестве, где до недавних пор на кухнях диссидентствовали.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

137. Пьеса Виталия Амутных &quot;Всю жизнь в травести...&quot;

Пьесу Виталия Амутных "Всю жизнь в травести - е с кем время провести.." почел. Превосходно!! Но это же невозможно поставить ни в одном современном театре Какой театр решить при нынешнем-то режиме на это? Тм более, что репертуры почти все театров под цензурой (или самоцензурой) нашего ростовщического режима. А что до "светочи" - "светочу"... Ну, смешная придирка. Может, и опечатка. А придирается, безусловно, тот, кого задела тема произведения. Что ж пожелать... Ваше время уходит)))
Chistosvet / 27.01.2012, 12:13

136. Re: Об ошибках Владимира Семенко

Моя статья на "Регнуме". См.: http://www.regnum.ru/news/polit/1492290.html Степанову для "Обзора СМИ" переслал. Не знаю, поставит или нет...
В.Семенко / 26.01.2012, 19:54

135. Re: Об ошибках Владимира Семенко

Ещё раз убеждаюсь: Семенко прав.
АМ / 21.01.2012, 18:29

134. 133.Лебедеву.

Ув.Лебедевъ. Отвечать на вопросы нет нужды. На Ваши вопросы,если это были вопросы, Вы и сами ответили вполне удовлетворительно. Для всякого законника,действительно нет различий между собственником гектара земли в России и на Западе. Потому,для законника,нет различий,кто будет собственником,а будет тот,кто пишет законы. И здесь два источника права. Бог и человек. Дело свободной воли человека,какому Закону следовать. Божиему или тому,что написал человек,будь он трижды законник.
Писарь / 13.01.2012, 20:04

133. Ответ на 130., Писарь :

Понятие собственности и "священного права частной собственности"-разные вещи. К сожалению,придется Вас разочаровать. Обличаемый перл,принадлежит не Вам-Карлу Марксу. С точки зрения марксизма,а Вы ее упорно отстаиваете-Св.Александр Невский,безусловно,один из крупнейших "частных собственников" своего времени. Но были и крупнее. Батый-например. А еще раньше-"царь ирод". В России,никогда не существовало "института частной собственности",вернее, его настырно пытались организовать,в том смысле,в котором его понимала западная политэкономия,от Адама Смита до Карла Маркса,Столыпина,кадетов, Ильина,Чубайса и Вас. Да еще прилепить к нему ореол "святости".

Вы, товарищ, прям, заинтриговали…В чем же было различие у гектара земли имеющего собственника в России и того же гектара, имеющего собственника на Западе? Пока думаете, подскажу: юридически – ничем. Разница мировоззренческая: православный будет помнить, что собственность дарована ему Господом и за рачительное пользование будет спрос от Господа, неправославный будет мнить, что эта собственность – свидетельство его предопределённого пропуска в рай. Социалист будет думать: козлы и те и другие – главное уровнять, а земля и так родит. И потом: когда Ильина рядом с Чубайсом ставили - ничего у Вас не йоколо ? И, если бы у Св. Александра Невского было столько же собственности, как и у Батыя – он бы, что, по Вашей логике, в «батыя» превратился ? Если будете отвечать – фразы «в столбик» выстраивать не обязательно, у Вас и так всё красиво.
Лебедевъ / 13.01.2012, 17:40

132. По мушкетерской форме,но не по ее содержанию.

Необходима (миру) идеология мирного сосуществования левого и правого:Кесарю - Кесарево,а Богу - Божие. Двое должны стать одним,ради всемирной проповеди Евангелия. Но ,для этого должно быть ПОДОБНОЕ мировоззрение(библейское и известное научное). Дело патриотов - формировать данную идеологию в России сегодня(эта же идеология пригодится и западному миру тонущему в надвигающемся шторме кризиса).
Бондарев Игорь / 13.01.2012, 06:48

131. 128.129.Елене Москва-&quot;Третий Рим&quot;.

Ув.Елена Москва. Есть разница и огромная,духовная разница,прежде всего. Между гражданским обществом и сословным. Между буржуазией и купечеством. Между благотворительностью и призрением сирот и вдов. Между "институтом частной собственности" и "институтом собственности". Это два разных мiра-абсолютно. Два различных мiровоззрения. Два различных духовных строя. Безусловно враждебных друг другу.
Писарь / 12.01.2012, 23:51

130. 127.Лебедеву.

Ув.Лебедевъ. Понятие собственности и "священного права частной собственности"-разные вещи. К сожалению,придется Вас разочаровать. Обличаемый перл,принадлежит не Вам-Карлу Марксу. С точки зрения марксизма,а Вы ее упорно отстаиваете-Св.Александр Невский,безусловно,один из крупнейших "частных собственников" своего времени. Но были и крупнее. Батый-например. А еще раньше-"царь ирод". В России,никогда не существовало "института частной собственности",вернее, его настырно пытались организовать,в том смысле,в котором его понимала западная политэкономия,от Адама Смита до Карла Маркса,Столыпина,кадетов, Ильина,Чубайса и Вас. Да еще прилепить к нему ореол "святости". Ув.Лебедевъ. Россия,русское хозяйство,в том числе,в части земельного права,никогда не укладывалась в западные головы.
Писарь / 12.01.2012, 23:36

129. Ответ на 118., Писарь :святые русские предприниматели

[Что такое "святость"?"Святой буржуй"-это нечто,до селе, неслыханное. Весьма,весьма оригинально. Да,неслыханное для всего мира неслыханное,кроме третьего Рима. Очень многим известен другой русский святой предприниматель - Серафим Вырицкий (1866-1920). Отрывок из Жития Святого. В 1892 г. Василий Николаевич Муравьев открыл собственное дело . Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу - в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Торговля требовала недюжинных сил и способностей. Мало было ждать покупателя к себе в лавку, нужно было искать его в различных концах России и за рубежом, применяться к его требованиям, прислушиваться к желаниям. Господь даровал Василию Николаевичу удивительную способность - умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. И еще - быть преданнейшим сыном своей Отчизны, стремившимся сделать все возможное для ее блага и процветания. Его любовь к России и ее народу была воистину безгранична. Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 г. он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе . Деятельность Общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. .. Это было время, когда заморские предприниматели, в частности, знаменитый Генри Форд, учились у русских купцов и промышленников. В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай - после литургии в дни дванадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаниями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения "Отче наш" Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику. Будучи верным учеником о. Варнавы, Василий Муравьев убежденно говорил: "Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже..." Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих простых молитвах, обращенных ко Господу, имена Ольги и Василия и испрашивали здравия и спасения своим благодетелям. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Ольга Ивановна Муравьева впоследствии признавалась, что, несмотря на свою отзывчивость к людям и близость по духу к супругу, порой ей было нелегко понять Василия Николаевича. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно. По-прежнему вел подвижник в сердце своем неведомую миру упорную духовную брань с малейшими проявлениями зла. Со временем получил он от Господа дар непрестанной молитвы и умение сохранять мир душевный в любых ситуациях. Так, не в тиши монастырского уединения, не в отдаленной пустыни, а в самой гуще мирской жизни с ее искушениями и соблазнами совершал петербургский купец свое восхождение к высотам христианского совершенства. Это был путь преображения человека, который, исполняя свое земное служение, устремляет сердце к небесам, всецело следуя Христу, отдавая Ему ум и волю...
Елена Москва / 12.01.2012, 23:19

128. Ответ на 118., Писарь : русские праведники

[что такое "частная собственность"? Что такое "святость"?"Святой буржуй"-это нечто,до селе, неслыханное. Весьма,весьма оригинально. ---- ------------------------------------------ Пожалуйста, обратите Ваше внимание, например, на святого праведного Василия Ивановича Грязнова (прославлен как Василий Павлопосадский)- годы жизни 1816-1869. Совладелец павлопосадской мануфактуры,при этом бессеребник.Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе.Духовные дары его,в том числе исцеление болящих (в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни) снискали ему народное почитание. Это не единственный случай святости среди русских предпринимтелей.
Елена Москва / 12.01.2012, 22:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06