Книга «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века» – это сборник публицистических статей, выходивших в последние годы в малотиражных изданиях или в интернете. Протоиерей Георгий Митрофанов позиционирует этот сборник как продолжение своей нашумевшей книжки «Трагедия России. "Запретные темы" истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике» . В новой книге священник высказывает свое мнение о Патриархах Тихоне и Сергии (Страгородском), митрополите Сергии (Воскресенском), священноисповеднике митрополите Агафангеле (Преображенском), священномученике о.Философе Орнатском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве), протоиерее Василии Ермакове.
Представляя новую книгу, отец Георгий коснулся итогов дискуссии по поводу первого издания. По его словам, полемика о «запретных темах» российской истории показала, что «сознание нашего церковных современников глубоко нецерковно», оно состоит из «набора политических и идеологических мифологем, заменивших евангельское благовестие». Отец Георгий подчеркнул, что в своей новой книге он касается «теневых сторон» церковной истории ХХ в., призывая современников «дистанцироваться от духа триумфализма». В своей новой книге священник предпринимает попытку разоблачить так называемое «сергианство». О.Георгий утверждает, что Патриарх Сергий и митрополит Сергий (Воскресенский) являют «две стороны одной медали», предлагая тупиковый путь «соработничества со злом, красным или коричневым». По его мнению, оба эти иерарха, оказавшись «в непримиримом политическом противостоянии друг с другом», проводили «казавшуюся им единственно возможной политику сотрудничества со вступившими в смертельную схватку богоборческими тоталитарными режимами» - советским и нацистским. По его словам, которые передает «Портал-Credo», «сергианство» обрекло принявшую его Церковь на «перерождение».
Со своей стороны, протоиерей Алексий Уминский заявил, что икона Новомучеников и исповедников российских помогает «от фарисейского церковного благополучия». По его мнению, почитание Новомучеников как таковое в Русской Православной Церкви не сложилось. Почитаются лишь Царственные Страстотерпцы, но и то в политическом контексте, считает священник.
Игумен Петр (Мещеринов) в свою очередь считает, что урок «люмпенизации» Церкви в начале прошлого века, опыт противостояния Церкви и интеллигенции не был усвоен: Церковь и образованная часть общества по сей день не имеют общего языка. «Процесс люмпенизации Церкви меня очень тревожит, - признался игумен Петр. - Это все напоминает ситуацию перед 1917 годом». О.Георгий, со своей стороны, полагает, что проблема состоит не столько во взаимоотношениях Церкви и интеллигенции, сколько в «очеловечивании» языка Церкви, на котором она обращается ко всему обществу. «Стремясь быть богочеловеческим организмом, мы становимся античеловеческим институтом. И тогда у Церкви возникают проблемы со всеми, и с самой собой: даже между клириками отношения становятся столь "духовными", что просто человеческое общение кажется роскошью», - полагает отец Митрофанов.
Священник Илия Соловьев указал на мифологизацию Новомучеников, как «особо чистых», святых людей, в противовес «грязному» Патриарху Сергию, который пошел на недопустимый компромисс. «Феномен Новомучеников не осмыслен нами, - считает священник. - Нет ли политической подоплеки в их канонизации? Ведь большинство из них придерживалось крайне правых взглядов». Священник Илия Соловьев полагает, что «нас ждет много разочарований», когда мы поближе познакомимся с жизнью и деятельностью того или иного новомученика.
Далее слово взял настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов, который признался, что нынешняя ситуация в России очень напоминает ему ту, что сложилась накануне 1917 года. Самая опасная, по его мнению, мифологема, препятствующая общественному и экономическому развитию России, состоит в том, что эта страна «обязательно будет империей». Напомнив о своем биологическом образовании, о.Александр заметил: «Динозавры вымерли потому, что были слишком большими». Продолжив эту аналогию, протоиерей сказал: «Чем больше государство, тем больше ему необходима централизация, тем важнее выстраивание вертикалей», что, в конечном счете, ведет к очередному «авторитарно-тоталитарному режиму». В качестве положительных примеров развития постсоветских стран о.Александр указал на Эстонию и Грузию, где «полностью побеждена коррупция, которая в России, наоборот, достигает невиданных, астрономических масштабов». Главная беда и причина коррупции, как вновь подчеркнул протоиерей, «это то, что мы хотим сохранить империю». Для русской ментальности, по его словам, характерно ложное убеждение в том, что «страна спасает человека», а не наоборот. «И нет ничего плохого в том, что мы наконец откажемся от империи, - выразил уверенность о.Александр Борисов. - Язва большевизма менее опасна, чем язва империи», «задача государства не в том, чтобы его боялись, а чтобы людям жилось хорошо», - считает он.
Со своей стороны священник Г.Митрофанов, назвав мечты о сохранении России как Империи «ерундой», заявил: «Меня совершенно не интересует судьба той страны, которая называлась Советский Союз, а теперь называется Российской Федерацией. Я не могу гордиться страной, которая так истребляла Церковь». По его мнению, Патриарх Сергий «уничтожил в Церкви дух свободы и любви, завещанный ей Христом». Указывая на «лукавство сергиан», священник заметил: «Гибель Церкви в России не означала ее гибели во Вселенной». «Нам часто становится в Церкви тяжело от отсутствия любви и свободы, - признался о. Георгий Митрофанов. - Когда люди говорят: "Мы не видим в вас Христа", то говорят они это, потому что в Церкви нет любви». Закончил священник Г.Митрофанов свое выступление риторическим вопросом к Патриарху Сергию (Страгородскому): «Если ты останешься жив, будет ли жива Церковь?»